Эссе как способ самовыражения учащихся. Научить ребёнка осмысленно выражать свои чувства на письме, вызвать положительные эмоции от участия в процессе письменной речи – одна из сложных задач, стоящих перед учителем. Известный методист А.Д. Алферов писал, что «…для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли…». Благоприятные условия для решения этой задачи создают стратегии, рассматриваемые в проекте «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Их применение на уроках русского языка и литературы помогает детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самого себя, предоставляет большую свободу для выражения своего отношения к изображаемому. Наиболее благодатным в этом плане мне представляется эссе. Обращаясь к этой стратегии, я вижу, что она раскрепощает ученика, делает его менее скованным при изложении собственных мыслей, не ограничивает какими – то жесткими рамками. В своём классе я начала применять эту стратегию с прошлого года. Например, мы познакомились с произведением «Белый пудель». Потом ученики писали эссе «Письмо Сергею» (оценка его поступка). Давая такое задание, я хотела, чтобы ребята проявили фантазию, лучше поняли характеры действующих лиц. Тимур. «Привет, мой друг, Серёга. Я восхищён твоим поступком. Ты молодец, что спас собаку, и что тебя не остановили ни страх, ни темнота. Ты добился своей цели, которую ты поставил ещё в самом начале, этой целью была… спасти собаку. Если бы Арто был человеком, он бы обязательно тебя поблагодарил» Аделя. «Привет Сергей! Меня зовут Аделя. Я учусь в 4 «Б» классе, а ты, наверное, не учишься и не можешь хорошо читать и писать. Пусть тебе прочитает Лодыжкин. Я думаю, нет, я знаю, знаю, что ты поступил очень правильно. Я бы тоже спасла свою собачку, если бы она у меня была. Родители не разрешают. Но я добьюсь своего! Знаешь, на твоем месте я бы подала в суд на ту «красивую» даму. Ну это же абсурд!!! Ты так рисковал жизнью ради друга. Это клёво! Очень классный поступок. Я бы ещё много писала, но рука болит…» Вообще я заметила, что эссе, написанные до изучения произведения более эмоциональные и свободные. Работы, написанные после изучения произведения, эмоциональны в меньшей степени, но зато более глубоки и основательны. Так, наверное, и должно быть: ведь они «привязаны» к произведению, пишутся на его основе. Использование этой стратегии помогает ученику «вживаться» в образы героев произведения, мыслить, как они, сопереживать им, развивает творческое воображение. Недавно я проводила классный час «Я. Взгляд со стороны». Сначала дети написали пятистишье с ключевым словом «я». Пусть они кажутся на первый взгляд смешными, но… Вот некоторые из них: Темирлан (классный час был после проведенного тестирования по математике, за которое он получил «3», хотя за четверть имеет «5») Я Хороший, добрый Играю, прикалываюсь, тупею Тупее быть не могу Очкарик. Или вот пятистишье Кузнецова Сережи. Он очень слабо занимается, но видит себя в другом. Рыбак Удачливый, ловкий Рыбачил, ловил, солил Летом рыбачу на реке Рыболов. И ещё много интересных работ, над которыми стоит подумать, поразмышлять. Так как тема классного часа была «Взгляд со стороны», предварительно я давала им домашнее задание. Перед тем как уснуть попытаться посмотреть на себя другими глазами, проанализировать своё поведение и т. д. А на уроке дети записали свои мысли в эссе. Некоторые дети пожелали прочитать свои сочинения в классе. Проанализировав написанное, я увидела, что большинство учащихся, хотя они ещё учатся в начальной школе, оценивают себя и свои поступки объективно. Тимур, очень воспитанный, трудолюбивый мальчик. «Я увидел обычного мальчика, ученика 4 класса, который любит своих родителей, сестер и друзей. Этому мальчику очень нравиться учиться». Андрей (любит всё делать исподтишка). «Я увидел мальчика, который очень часто ведёт себя плохо, огорчает учителя, родителей. Этот мальчик любит задираться, баловаться. Я остался недовольным собой, после того как посмотрел на себя со стороны. Но я постараюсь исправиться. Постараюсь быть хорошим». А вот эссе Ансара (проблемный мальчик, стоит на внутришкольном учёте). Он сдал мне листок с одним словом «Плохо». Тоже есть над чем задуматься. Эти работы помогли и мне. Я открыла для себя в некоторых детях что –то новое, раннее мне неизвестное, увидела, как дети оценивают сами себя. Вообще, эссе учит неординарно мыслить, ломать привычные стереотипы. По рекомендации авторов проекта учитель пишет эссе наравне с учениками. И потом, когда звучит твоя собственная работа и работы учеников, радуешься их непохожести, умение видеть по – другому и начинаешь ещё больше ценить мир ребенка. Итак, подводя итоги, хочется ещё раз сказать о достоинствах эссе. Во – первых, использование этой стратегии позволяет ученику отталкиваться от собственного опыта, а в этом – фундамент активности, вовлеченности, свободы. Во – вторых, эссе учит ребенка логически мыслить, рассуждать. В – третьих, способствует формированию собственной позиции. В – четвертых, является одним из средств повышения общей культуры ученика, формирования его мировоззрения, эстетических и нравственных взглядов. И, наконец, имеет чисто прикладное значение: совершенствуется письменная речь. Язык сочинений, относящихся к разным типам речи (описание, повествование, рассуждение) также становится живее, свободнее, ярче.
|