Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Эссе как способ самовыражения учащихся
Эссе как способ самовыражения учащихся.

Научить ребёнка осмысленно выражать свои чувства на письме, вызвать положительные эмоции от участия в процессе письменной речи – одна из сложных задач, стоящих перед учителем. Известный методист А.Д. Алферов писал, что «…для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли…». Благоприятные условия для решения этой задачи создают стратегии, рассматриваемые в проекте «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Их применение на уроках русского языка и литературы помогает детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самого себя, предоставляет большую свободу для выражения своего отношения к изображаемому. Наиболее благодатным в этом плане мне представляется эссе. Обращаясь к этой стратегии, я вижу, что она раскрепощает ученика, делает его менее скованным при изложении собственных мыслей, не ограничивает какими – то жесткими рамками.
В своём классе я начала применять эту стратегию с прошлого года. Например, мы познакомились с произведением «Белый пудель». Потом ученики писали эссе «Письмо Сергею» (оценка его поступка). Давая такое задание, я хотела, чтобы ребята проявили фантазию, лучше поняли характеры действующих лиц.
Тимур. «Привет, мой друг, Серёга. Я восхищён твоим поступком. Ты молодец, что спас собаку, и что тебя не остановили ни страх, ни темнота. Ты добился своей цели, которую ты поставил ещё в самом начале, этой целью была… спасти собаку. Если бы Арто был человеком, он бы обязательно тебя поблагодарил»
Аделя. «Привет Сергей! Меня зовут Аделя. Я учусь в 4 «Б» классе, а ты, наверное, не учишься и не можешь хорошо читать и писать. Пусть тебе прочитает Лодыжкин. Я думаю, нет, я знаю, знаю, что ты поступил очень правильно. Я бы тоже спасла свою собачку, если бы она у меня была. Родители не разрешают. Но я добьюсь своего! Знаешь, на твоем месте я бы подала в суд на ту «красивую» даму. Ну это же абсурд!!! Ты так рисковал жизнью ради друга. Это клёво! Очень классный поступок. Я бы ещё много писала, но рука болит…»
Вообще я заметила, что эссе, написанные до изучения произведения более эмоциональные и свободные. Работы, написанные после изучения произведения, эмоциональны в меньшей степени, но зато более глубоки и основательны. Так, наверное, и должно быть: ведь они «привязаны» к произведению, пишутся на его основе.
Использование этой стратегии помогает ученику «вживаться» в образы героев произведения, мыслить, как они, сопереживать им, развивает творческое воображение.
Недавно я проводила классный час «Я. Взгляд со стороны». Сначала дети написали пятистишье с ключевым словом «я». Пусть они кажутся на первый взгляд смешными, но… Вот некоторые из них: Темирлан (классный час был после проведенного тестирования по математике, за которое он получил «3», хотя за четверть имеет «5»)
Я
Хороший, добрый
Играю, прикалываюсь, тупею
Тупее быть не могу
Очкарик.
Или вот пятистишье Кузнецова Сережи. Он очень слабо занимается, но видит себя в другом.
Рыбак
Удачливый, ловкий
Рыбачил, ловил, солил
Летом рыбачу на реке
Рыболов.
И ещё много интересных работ, над которыми стоит подумать, поразмышлять.
Так как тема классного часа была «Взгляд со стороны», предварительно я давала им домашнее задание. Перед тем как уснуть попытаться посмотреть на себя другими глазами, проанализировать своё поведение и т. д. А на уроке дети записали свои мысли в эссе. Некоторые дети пожелали прочитать свои сочинения в классе. Проанализировав написанное, я увидела, что большинство учащихся, хотя они ещё учатся в начальной школе, оценивают себя и свои поступки объективно.
Тимур, очень воспитанный, трудолюбивый мальчик.
«Я увидел обычного мальчика, ученика 4 класса, который любит своих родителей, сестер и друзей. Этому мальчику очень нравиться учиться».
Андрей (любит всё делать исподтишка).
«Я увидел мальчика, который очень часто ведёт себя плохо, огорчает учителя, родителей. Этот мальчик любит задираться, баловаться. Я остался недовольным собой, после того как посмотрел на себя со стороны. Но я постараюсь исправиться. Постараюсь быть хорошим».
А вот эссе Ансара (проблемный мальчик, стоит на внутришкольном учёте). Он сдал мне листок с одним словом «Плохо». Тоже есть над чем задуматься.
Эти работы помогли и мне. Я открыла для себя в некоторых детях что –то новое, раннее мне неизвестное, увидела, как дети оценивают сами себя.
Вообще, эссе учит неординарно мыслить, ломать привычные стереотипы.
По рекомендации авторов проекта учитель пишет эссе наравне с учениками. И потом, когда звучит твоя собственная работа и работы учеников, радуешься их непохожести, умение видеть по – другому и начинаешь ещё больше ценить мир ребенка.
Итак, подводя итоги, хочется ещё раз сказать о достоинствах эссе.
Во – первых, использование этой стратегии позволяет ученику отталкиваться от собственного опыта, а в этом – фундамент активности, вовлеченности, свободы.
Во – вторых, эссе учит ребенка логически мыслить, рассуждать.
В – третьих, способствует формированию собственной позиции.
В – четвертых, является одним из средств повышения общей культуры ученика, формирования его мировоззрения, эстетических и нравственных взглядов.
И, наконец, имеет чисто прикладное значение: совершенствуется письменная речь. Язык сочинений, относящихся к разным типам речи (описание, повествование, рассуждение) также становится живее, свободнее, ярче.

Категория: Начальная школа | Добавил: анвар (2009-04-20)
Просмотров: 3446 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 4:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru