Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Уроки литературного чтения (RWCT)
Тема: «Всегда ли на добро отвечают злом?»
по сказке И. Алтынсарина «Умный мальчик»

Цель: продолжить знакомство с творчеством И. Алтынсарина.
1. Познакомить со сказкой «»Умный мальчик», учить давать оценку поступкам героев.
2. Развивать мышление через чтение и письмо, навыки чтения: беглость, осознанность, правильность; письменную и устную речь, внимание;
3. воспитывать положительное отношение к художественной литературе, доброе отношение к окружающему миру.

1. Организация класса.

2. Побуждение.
- Скажите, о чём вам говорит фамилия И.Алтынсарина?
-А какие его рассказы и сказки вы читали?
- Чему нас учат сказки?
Сегодня мы прочитаем ещё одну его сказку. Посмотрите на слова:

ДОБРО ЗЛО

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово добро? зло?
- Как вы думаете, всегда ли хорошо делать добрые дела?
А хотите узнать, как Алтынсарин решает эту проблему?

3. Реализация. (метод направленного чтения).

а) Чтение 1 части
- Какое доброе дело решил совершить путник?
- Кто был в сундуке, который нашёл путник?
- Как повела себя змея?
- Какой спор зашёл между человеком и змеёй?
- Решили ли спор? А как вышли из положения?
- Попытайтесь предсказать, что случилось, о чём расскажет автор дальше?
- Подумайте, как можно озаглавить эту часть?

б) чтение 2 части.
- оправдались ли ваши предположения?
- кто оказался прав змея или человек?
- докажите это текстом.
- как думаете, почему человек «потерял всякую надежду?»
- попытайтесь предсказать, что случилось дальше?
- как озаглавим 2 часть?

в) чтение 3 части
- кого повстречал человек?
- удалось ли мальчику решить спор?
- что он сделал? Почему?
- Как озаглавить?

г) попробуйте написать для этой сказки свой мудрый и краткий конец, а потом мы сравним ваши заключения с авторским.
(чтение концовок детьми)

д) чтение 4 части

4. Рефлексия.

- Над чем же заставляет нас задуматься сказка?
- Как можно озаглавить сказку И. Алтынсарина.
- А как вы думаете, всегда ли на добро отвечают злом?

5. Домашнее задание.
Написать эссе «Всегда ли на добро отвечают злом?» (случай из жизни).

Cказка И. Алтынсарина «Умный мальчик»

1.
Несколько уважаемых людей, желая оказать помощь одной осиротевшей семье, собирали пожертвования, для чего посещали то тот, то другой дом, и зашли к одному богатому человеку. Они услышали, как богач, оставив их во дворе, сильно ругал работника за то, что тот забыл прибрать небольшой обрывок веревки.
Богач говорил ему:
-------------------------------------------------------------------------------
2.
- Ты не знаешь, это хотя и маленькая верёвка, но она вещь, купленная за деньги, а заработать добро нелегко.
Путники, видевшие и слышавшие всё это, начали совещаться между собой, как им поступить. Человек, который так сердится за то, что был забыт и оставлен на дороге какой-то обрывок веревки, едва ли пожертвует что – нибудь и не лучше ли им, чем тратить слова понапрасну, вернуться назад той же дорогой. На это один возразил:
- Что мы теряем? Раз пришли, расскажем ему о нашем деле.
Решив так, они пошли к богачу, отдали салем.
--------------------------------------------------------------------------------
3.
Бай вежливо пригласил их войти к нему. Затем, узнав, по какому делу они пришли, тут же вынул и дал денег вдвое больше, чем другие, и сверх того обещал дать четыре – пять мешков хлеба.
Путники удивились такому поступку и рассказали ему, как они во дворе посчитали его за скупца. Тогда богач сказал:
--------------------------------------------------------------------------------
4.
- От того, что я, не пренебрегая вещью, сколь бы она не была мала, ценил её и прибирал, я имею возможность бедным и немощным оказывать помощь. Бережливость не есть скупость.

Тема: «Бережливость и скупость» И.Алтынсарин

Цели: познакомить с творчеством И. Алтынсарина, развивать мышление через чтение и письмо, навыки чтения: беглость, осознанность, правильность; письменную и устную речь, внимание; воспитывать положительное отношение к художественной литературе, доброе отношение к окружающему миру.

1. Организация класса.

2. Побуждение.
- Сегодня на уроке мы будем читать сказку казахского писателя И.Алтынсарина.
Слово об авторе
Перед тем, как начать чтение сказки, посмотрите на слова:

БЕРЕЖЛИВОСТЬ СКУПОСТЬ

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова?
- Как вы думаете, чем отличаются эти слова?
Это нам предстоит сегодня выяснить при чтении сказки.

3. Реализация. (метод направленного чтения).

а) Чтение 1 части
- Какую помощь оказывали люди осиротевшей семье?
- За что богач ругал своего работника??
- Попытайтесь предсказать, что говорил ему богач?
- Как озаглавим первую часть?

б) чтение 2 части.
- оправдались ли ваши предположения?
- Что сказал богач работнику?
- О чём совещались путники?
- Попытайтесь предсказать, что случилось дальше? Как встретил их богач?
- Как озаглавим 2 часть?

в) чтение 3 части
- Как бай помог осиротевшей семье?
- Как отреагировали путники на поступок бая?
- Как озаглавить?

г) попробуйте написать для этой сказки свой мудрый и краткий конец от имени бая, а потом мы сравним ваши заключения с авторским.
(чтение концовок детьми)

д) чтение 4 части

4. Рефлексия.

- Над чем же заставляет нас задуматься рассказ?
- Как можно озаглавить рассказ И. Алтынсарина?.
- А как вы думаете, прав ли бай, сказав, что бережливость не есть скупость?
5. Домашнее задание.
Написать эссе.

Притча «Бережливость и скупость» И.Алтынсарин

1. Шёл однажды по степи человек. Вдруг он споткнулся о большой камень и упал. Он решил убрать камень с дороги, поднял его и обнаружил под ним сундук. Удивился человек, а там – змея. Она тут же обвилась вокруг руки своего спасителя и хотела его укусить.
Тогда человек воскликнул:
- Я тебя вытащил на свет из темноты, освободил от плена. Разве на добро отвечают злом?
- Конечно, так и надо делать, - ответила змея.
Но человек не мог согласиться с такой несправедливостью и предложил: «Пусть наш спор разрешит тот, кого мы встретим». Змея согласилась.
------------------------------------------------------------------------------
2. Шли они, шли и увидели верблюда. Человек обратился к нему: «Я освободил змею из плена, а она хочет укусить меня. Разве на добро отвечают злом?» «На добро всегда отвечают злом, - ответил верблюд. – Я всю жизнь помогаю людям и перевожу тяжёлые грузы. Но когда я устаю и хочу немного отдохнуть, они меня бьют. Разве это справедливо?»
Змея тут же с радостью обвилась вокруг шеи человека. Но человек взмолился: «Подожди, надо спросить ещё кого - нибудь». Змея долго не соглашалась, но человек уговорил её.
Пошли они дальше и увидели в степи фруктовое дерево. На вопрос человека оно ответило так же, как верблюд: «На добро отвечают злом. я дарю людям свои плоды. Но вместо благодарности они ломают ветки, а то, что не могут съесть, бросают на землю».
Змея крепче сжала шею своего спасителя, но человек опять уговорил её подождать. И тут они увидели собаку. Человек очень обрадовался, он думал. Что она выручит его из беды. Но собака сказала: «Да, на добро отвечают злом. я днём и ночью охраняла юрту и скот хозяина, а когда состарилась, он выгнал меня».
Что делать бедному человеку? Он уже потерял всякую надежду.
------------------------------------------------------------------------------
3. И вдруг увидел, что по дороге идет группа ребят. Один из мальчиков поздоровался. Тогда человек обратился к нему с просьбой разрешить спор. Внимательно выслушав всю историю, ребёнок воскликнул: «Я не верю! Разве может такая большая змея поместиться в этом маленьком сундучке? Пусть она покажет, как лежала здесь до встречи с вами».
Но как только змея заползла в сундук, мальчик тут же захлопнул крышку, щёлкнул замком и сказал человеку: «Отнесите этот сундук туда, где он лежал»

Категория: Начальная школа | Добавил: анвар (2009-04-20)
Просмотров: 8404 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.6/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 4:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru