Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Беседы у самовара

Если мы хотим оставаться людьми…

 Сегодня наш гость  – директор Центра социально-психологической помощи детям-сиротам  «Ради будущего», психолог из Смоленска Наталья Полушкина.  В Алма-Ату Наталья приехала для участия в семинаре  для общественных организаций, занимающихся проблемами детей-сирот. Проходил он  в рамках программы развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 - На территории нашей Смоленской  области реализуется социальный проект помощи обездоленным детям «С надеждой на счастье», - рассказала Наталья. - Им занимаемся  мы, Смоленско-Калининградская епархия и администрация Смоленской области.

- В Казахстане тоже сегодня все чаще задумываются о помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. В частности, уже около 2000 детей отданы на воспитание в патронатные семьи. Конечно, это капля в море, но как говорится лиха беда начало. К сожалению,  на сегодняшний день развитие патронатного воспитания во многом зависит от акима области. Неравнодушны, например,  акимы Карагандинской, Южноказахстанской, Кустанайской областей  к судьбам детей-сирот, выделяют деньги на их устройство в семьи, дело идет. 

Мы  знаем, что в  России патронатным воспитанием занимается довольно успешно. В частности, в вашей Смоленской области развит патронат.  А почему именно патронат?

- Это одна из самых молодых форм семейного устройства. В идеале все дети-сироты должны быть переданы в семьи. Детские дома, как правило, с  большими спальнями, с казенным распорядком дня – не самое лучшее место для воспитания подрастающего поколения. Но мы, конечно,  не делаем ставку только на эту форму. Все формы семейного устройства имеют равные права. Одному ребенку желательно помещение в патронатную семью, другому – усыновление…Кстати, есть существенные отличия систем патронатного воспитания в Казахстане и в России. У нас более четко прописано психологическое обучение и сопровождение семей и детей, которые переданы на патронатное воспитание, хотя и у нас с этим зачастую  бывают проблемы.  

- А как далеко продвинулись в патронате россияне по отношению к казахстанцам?

- Мне не хотелось бы сравнивать эту работу у вас и у нас. В России патронат существует как минимум 10 лет, а вы только начинаете с ним работать. Но я абсолютно уверена в том, что за вашим опытом – будущее. Надеюсь, что благодаря вашим программам, в Казахстане все меньше ребятишек будут оставаться без семьи.

- Патронат – это передача ребенка в семью. Но ведь, как известно, у нас немного детей -  круглых сирот. Как правило,  у ребят, воспитывающихся  в детских домах, школах-интернатах есть родители, только они по тем или иным причинам с ними не живут, ими не занимаются.

- Форма патронатного воспитания как раз и была  принята для того, чтобы помочь всем детям – тем, кто имеет статус сироты, и тем, у кого есть  родители, но они лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы.

- Но это ведь не очень выгодно приемным родителям? Они воспитывают ребенка,  отдают ему свою душу и сердце, а потом появляются настоящие родители и забирают его.

- В восприятии людей есть устоявшееся понятие ребенка-сироты, но  вы правы,  сегодня таких детей очень мало. А  люди хотят взять ребенка в семью,  растить его как своего.  Поэтому самым приоритетным направлением на сегодняшний день, на мой взгляд,  должна быть организация работы именно с кровной семьей. С той семьей, в которой ребенок родился. Патронат в России принят  как раз для того, чтобы помочь кровной семье. Да, ребенок помещается в патронатную семью, но при этом организуются его встречи с кровными родителями для последующего воссоединения.

Нам почему-то кажется, что поместить ребенка в замещающую семью – это решить все проблемы. На самом деле это не так. Мы забываем об истории ребенка, о том, что у него  есть своя  история. Какими бы ни были  кровные родители ребенка, он к ним привязан. И бывает, дети убегают в свою родную семью из самых элитных детских учреждений.  К сожалению, сегодня у нас государство платит патронатной семье, но не работает с кровной семьей.

- А если родители в этой семье  -  алкоголики, или мама сидит в тюрьме, а папа неизвестен? Какая здесь может проводиться работа?

- И в этом случает не все потеряно, работа по спасению этой семьи все равно должна вестись. Государственные люди  должны сказать: «Мы сделали все возможное, чтобы помочь восстановиться этой семье», и только потом – в случае ее невосстановления -  поместить ребенка в замещающую семью. 

Не знаю, как в Казахстане, а на Смоленщине сельское хозяйство после реформ  пришло в упадок, рухнули все крупные предприятия. Область столкнулась с проблемой алкоголизации населения. Поэтому в  тех районах, где проводится реабилитационная работа с семьей, необходимо серьезное взаимодействие и государственных органов, и общественных организаций. Нужно помочь родителям в трудоустройстве, оказать им соответствующее лечение.

- Я замечала, что подчас работники интернатов, детских домов не слишком охотно отдают своих воспитанников в семьи. Ведь чем меньше у них воспитанников, тем меньше работы, меньше заработок. Вы сталкивались с подобным поведением  руководителей интернатов?

- Действительно, и у нас здесь есть серьезные проблемы. Ряд руководителей  беспокоится, что они и их сотрудники останутся без работы.  У нас был такой инцидент. Мы хотели сделать экспериментальную площадку по патронату в одном интернате,  но сотрудники этого учреждения запротестовали, и патронатная площадка там открыта не была. Здесь, на мой взгляд,  важна разъяснительная политика. Как бы мы с вами не работали, закрыть все интернаты невозможно. Не мыслимо всех детей разместить в семьи, тем более что  20 процентов детей, согласно исследованиям, вообще не подлежат семейному воспитанию. Они по своей природе отторгают систему семейного воспитания. Важно перепрофилировать те учреждения, в которых директора хотят стать на путь семейного воспитания, превратить их в центры семейного устройства детей-сирот. Педагоги  в перепрофилированном учреждении могут выступать уже как патронатные воспитатели, как сопроводители детей и семей.

- В Америке принято в семьи  брать детей больных, а как у вас с этим?

- На западе нас опережают в этом вопросе лет на 50-60.  Там в этом плане совсем другой менталитет. Судите сами. На начальном этапе  мы даже встретились с тем, что сельские семьи, взявшие на воспитание детей, сталкивались с противостоянием соседей. Они показывали на их приемных детей пальцем: «У тебя собственных проблем мало, что ты берешь чужого?» Здесь большая роль принадлежит средствам массовой информации. Надо сломать стереотипы, который складывались у нас годами:  ребенок из интернатного учреждения – асоциальный ребенок. Это не так. Порою люди, которые общаются с этими детьми, замечают,  что они даже лучше домашних.

- Я недавно разговаривала с директором одного детского дома, так она говорит: «До 14-15 лет девочка как девочка, а потом из нее такое выходить начинает!»  

- Я, конечно, понимаю, что от  генетической предрасположенности никуда не уйдешь. Но с  другой стороны, в подростковом возрасте и домашний ребенок не всегда  управляем. Конечно, чем больше времени пробыл ребенок в интернатном учреждении, тем сильнее на него оказывает влияние система. У него нет образца поведения. Он берет за основу то, что видит. Чем раньше  мы передадим ребенка в семью, тем лучше. Но взгляд, что «от генетики никуда не уйдешь», «сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит» не всегда верен. Ученые  утверждают, что социальная среда оказывает существенное влияние на ребенка. Если ребенок будет приходить в какую-то семью хотя бы в гости, у него будет наставник, если его возьмет на воспитание патронатная семья, он будет видеть  основы семейных взаимоотношений, и в его голове по крупицам будет что-то откладываться.  А если он ничего подобного  видеть не будет,  то мы будем иметь то, что имеем на сегодняшний день. А на сегодняшний день выпускники интернатных учреждений создают семьи, которые сохранить не в состоянии. И уже своих  детей отдают в интернаты, рассуждая: «Я там вырос, и мой ребенок там вырастет». Получается своего рода замкнутый круг. Системой интернатных учреждений мы  формируем у ребят потребительское, иждивенческое отношение к жизни. Я на семинаре приводила такое сравнение. К нам из Южно-Сахалинска как-то приехал менеджер крупной компании и на одном из круглых столов сказал: «Мы  поступаем с детьми очень жестоко. Когда мы приносим   животное в зоопарк, то потом не выпускаем его на волю – понимаем, что жить в иной среде оно уже не сможет. А государство сначала изолирует детей от семейной среды, какая бы она ни была,  не дает им  возможности познакомиться с реальной жизнью, а потом выставляет детей за дверь. Это преступление». Никому не секрет, что на выходе из интернатного учреждения ребенок оказывается  никому не нужен. У него нет жилья, никого не интересует, получит ли он профессию.

- Я была в женской колонии и видела, что ее осужденные находятся как бы в порочном круге. В детском доме рожают детей, потом в определенном возрасте эти дети попадают в детские дома, а потом  попадают в ту же колонию, где сидели их матери. Потому что что мать, выйдя из колонии, чаще всего о своем ребенке не думает. К сожалению, во многом этому способствует и то, что у нас оказались забыты все старые традиции, когда ребенок, выпускающийся из школы-интерната, поступал в ПТУ, ему давали общежитие, потом общежитие на фабрике. Ребенку-сироте была положена квартира от государства...

- Если мы хотим помогать этим детям, то надо менять систему. Здесь еще один грустный вариант.  После окончания школы-интерната ребенок  возвращается в то жилье, которое за ним закреплено, то есть в свою кровную семью. А родители его все это время  продолжали деградировать. Ребенок не  может долго  противостоять своей семье, а  уходить  ему будет некуда. В конце концов, ему не хватает  запасов сил  и он принимает образ жизни родителей.  

- Вы упомянули, что работаете с епархией? Я вижу, что и в наших детских домах служители религии зачастую частые гости. Не получается ли, что ребенку, который еще не может делать сознательный выбор, мы навязываем ту или иную религию?

- Считаю, что присутствие в детских домах служителей религии -  положительный момент, ведь сегодня в нашей жизни наблюдается какая-то  духовная пустота. Общение с верующими людьми восполняет этот дисбаланс. Я - светский человек, но вижу, как работают священнослужители, как они говорят о насущных жизненных  проблемах. Их язык доходит до сердца. И потом, мне кажется, мы должны сохранять традиции своего народа. Смоленск – православный город, а мы забываем традиции своих предков.  В данном случае я говорю  не о навязывании религиозных знаний, а о восстановлении культурных традиций. Я в свое время семь лет прожила в Казахстане – муж был военным -  и сегодня, когда после долгого отсутствия приехала к вам,  была удивлена большим количеством детей казахской национальности  в ваших интернатах. Ведь у  вашего народа очень сильны исторические корни. У казахов всегда считалось верхом неприличия, оставлять своего ребенка, внука, племянника. Его немедленно осудят люди,  его же  родня. Это было последнее дело – отказаться от своей кровиночки.

- А может, и  хорошо, что отказываются? В той же женской  колонии  сидят молодые женщины, которые убили (!!!) своих неродившихся детей. Мать убивает своего ребенка, а ей еще и подружка помогает. Вот и сидят в колонии вместе.

- К сожалению, в нашей жизни оказались порушены многие нравственные нормы, и если мы хотим оставаться людьми, необходимо их восстанавливать. Иначе наши государства обречены на разрушение.

- Как вам работалось на семинаре?

-На семинар приехали достаточно профессионально подготовленные специалисты. Приятно было видеть на нем представителей некоммерческого сектора. Эти люди, на мой взгляд, более мобильны, чем представители государственных организаций, способны быстрее претворить свои идеи в жизнь. Государственная же структура по разным причинам не позволяет быстро перестраиваться. Хорошо, что ваш президент Н.А. Назарбаев сделал ставку на поддержку  коммерческих организаций, ведь проблемы детей сирот – это проблемы общества. Тот, кто утверждает,  что они его не интересуют, глубоко не прав. Ведь ребенок рано или поздно выйдет из интерната, и мы будем  с ним общаться, и наши дети будут с ним общаться. И если мы сейчас ему не поможем, то еще не известно, в чью сторону – позитивную или негативную склонятся наши дети, которые будут находиться рядом с ним.

Мне было  приятно услышать на семинаре представителей бизнеса, в частности фирмы «Филипп Морис», которые занимаются долгосрочными социальными проектами. Это работа на перспективу. Хотя это  определенный риск, но и неоценимая польза для государственных структур. К сожалению, органы опеки сегодня не всегда справляются со своей задачей, а общественные организации могут поучаствовать в этом процессе и помочь им.

- Спасибо за интервью, Наталья.  Надеемся на долгосрочное сотрудничество с вами.

Интервью брала Людмила Мананникова.  

Категория: Беседы у самовара | Добавил: collegy (2007-04-14)
Просмотров: 2350 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru