Главная » Статьи » В помощь учителю » Беседы у самовара |
Сегодня наш гость – директор Центра социально-психологической помощи детям-сиротам «Ради будущего», психолог из Смоленска Наталья Полушкина. В Алма-Ату Наталья приехала для участия в семинаре для общественных организаций, занимающихся проблемами детей-сирот. Проходил он в рамках программы развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. - На территории нашей Смоленской области реализуется социальный проект помощи обездоленным детям «С надеждой на счастье», - рассказала Наталья. - Им занимаемся мы, Смоленско-Калининградская епархия и администрация Смоленской области. - В Казахстане тоже сегодня все чаще задумываются о помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. В частности, уже около 2000 детей отданы на воспитание в патронатные семьи. Конечно, это капля в море, но как говорится лиха беда начало. К сожалению, на сегодняшний день развитие патронатного воспитания во многом зависит от акима области. Неравнодушны, например, акимы Карагандинской, Южноказахстанской, Кустанайской областей к судьбам детей-сирот, выделяют деньги на их устройство в семьи, дело идет. Мы знаем, что в России патронатным воспитанием занимается довольно успешно. В частности, в вашей Смоленской области развит патронат. А почему именно патронат? - Это одна из самых молодых форм семейного устройства. В идеале все дети-сироты должны быть переданы в семьи. Детские дома, как правило, с большими спальнями, с казенным распорядком дня – не самое лучшее место для воспитания подрастающего поколения. Но мы, конечно, не делаем ставку только на эту форму. Все формы семейного устройства имеют равные права. Одному ребенку желательно помещение в патронатную семью, другому – усыновление…Кстати, есть существенные отличия систем патронатного воспитания в Казахстане и в России. У нас более четко прописано психологическое обучение и сопровождение семей и детей, которые переданы на патронатное воспитание, хотя и у нас с этим зачастую бывают проблемы. - А как далеко продвинулись в патронате россияне по отношению к казахстанцам? - Мне не хотелось бы сравнивать эту работу у вас и у нас. В России патронат существует как минимум 10 лет, а вы только начинаете с ним работать. Но я абсолютно уверена в том, что за вашим опытом – будущее. Надеюсь, что благодаря вашим программам, в Казахстане все меньше ребятишек будут оставаться без семьи. - Патронат – это передача ребенка в семью. Но ведь, как известно, у нас немного детей - круглых сирот. Как правило, у ребят, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах есть родители, только они по тем или иным причинам с ними не живут, ими не занимаются. - Форма патронатного воспитания как раз и была принята для того, чтобы помочь всем детям – тем, кто имеет статус сироты, и тем, у кого есть родители, но они лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы. - Но это ведь не очень выгодно приемным родителям? Они воспитывают ребенка, отдают ему свою душу и сердце, а потом появляются настоящие родители и забирают его. - В восприятии людей есть устоявшееся понятие ребенка-сироты, но вы правы, сегодня таких детей очень мало. А люди хотят взять ребенка в семью, растить его как своего. Поэтому самым приоритетным направлением на сегодняшний день, на мой взгляд, должна быть организация работы именно с кровной семьей. С той семьей, в которой ребенок родился. Патронат в России принят как раз для того, чтобы помочь кровной семье. Да, ребенок помещается в патронатную семью, но при этом организуются его встречи с кровными родителями для последующего воссоединения. Нам почему-то кажется, что поместить ребенка в замещающую семью – это решить все проблемы. На самом деле это не так. Мы забываем об истории ребенка, о том, что у него есть своя история. Какими бы ни были кровные родители ребенка, он к ним привязан. И бывает, дети убегают в свою родную семью из самых элитных детских учреждений. К сожалению, сегодня у нас государство платит патронатной семье, но не работает с кровной семьей. - А если родители в этой семье - алкоголики, или мама сидит в тюрьме, а папа неизвестен? Какая здесь может проводиться работа? - И в этом случает не все потеряно, работа по спасению этой семьи все равно должна вестись. Государственные люди должны сказать: «Мы сделали все возможное, чтобы помочь восстановиться этой семье», и только потом – в случае ее невосстановления - поместить ребенка в замещающую семью. Не знаю, как в Казахстане, а на Смоленщине сельское хозяйство после реформ пришло в упадок, рухнули все крупные предприятия. Область столкнулась с проблемой алкоголизации населения. Поэтому в тех районах, где проводится реабилитационная работа с семьей, необходимо серьезное взаимодействие и государственных органов, и общественных организаций. Нужно помочь родителям в трудоустройстве, оказать им соответствующее лечение. - Я замечала, что подчас работники интернатов, детских домов не слишком охотно отдают своих воспитанников в семьи. Ведь чем меньше у них воспитанников, тем меньше работы, меньше заработок. Вы сталкивались с подобным поведением руководителей интернатов? - Действительно, и у нас здесь есть серьезные проблемы. Ряд руководителей беспокоится, что они и их сотрудники останутся без работы. У нас был такой инцидент. Мы хотели сделать экспериментальную площадку по патронату в одном интернате, но сотрудники этого учреждения запротестовали, и патронатная площадка там открыта не была. Здесь, на мой взгляд, важна разъяснительная политика. Как бы мы с вами не работали, закрыть все интернаты невозможно. Не мыслимо всех детей разместить в семьи, тем более что 20 процентов детей, согласно исследованиям, вообще не подлежат семейному воспитанию. Они по своей природе отторгают систему семейного воспитания. Важно перепрофилировать те учреждения, в которых директора хотят стать на путь семейного воспитания, превратить их в центры семейного устройства детей-сирот. Педагоги в перепрофилированном учреждении могут выступать уже как патронатные воспитатели, как сопроводители детей и семей. - В Америке принято в семьи брать детей больных, а как у вас с этим? - На западе нас опережают в этом вопросе лет на 50-60. Там в этом плане совсем другой менталитет. Судите сами. На начальном этапе мы даже встретились с тем, что сельские семьи, взявшие на воспитание детей, сталкивались с противостоянием соседей. Они показывали на их приемных детей пальцем: «У тебя собственных проблем мало, что ты берешь чужого?» Здесь большая роль принадлежит средствам массовой информации. Надо сломать стереотипы, который складывались у нас годами: ребенок из интернатного учреждения – асоциальный ребенок. Это не так. Порою люди, которые общаются с этими детьми, замечают, что они даже лучше домашних. - Я недавно разговаривала с директором одного детского дома, так она говорит: «До 14-15 лет девочка как девочка, а потом из нее такое выходить начинает!» - Я, конечно, понимаю, что от генетической предрасположенности никуда не уйдешь. Но с другой стороны, в подростковом возрасте и домашний ребенок не всегда управляем. Конечно, чем больше времени пробыл ребенок в интернатном учреждении, тем сильнее на него оказывает влияние система. У него нет образца поведения. Он берет за основу то, что видит. Чем раньше мы передадим ребенка в семью, тем лучше. Но взгляд, что «от генетики никуда не уйдешь», «сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит» не всегда верен. Ученые утверждают, что социальная среда оказывает существенное влияние на ребенка. Если ребенок будет приходить в какую-то семью хотя бы в гости, у него будет наставник, если его возьмет на воспитание патронатная семья, он будет видеть основы семейных взаимоотношений, и в его голове по крупицам будет что-то откладываться. А если он ничего подобного видеть не будет, то мы будем иметь то, что имеем на сегодняшний день. А на сегодняшний день выпускники интернатных учреждений создают семьи, которые сохранить не в состоянии. И уже своих детей отдают в интернаты, рассуждая: «Я там вырос, и мой ребенок там вырастет». Получается своего рода замкнутый круг. Системой интернатных учреждений мы формируем у ребят потребительское, иждивенческое отношение к жизни. Я на семинаре приводила такое сравнение. К нам из Южно-Сахалинска как-то приехал менеджер крупной компании и на одном из круглых столов сказал: «Мы поступаем с детьми очень жестоко. Когда мы приносим животное в зоопарк, то потом не выпускаем его на волю – понимаем, что жить в иной среде оно уже не сможет. А государство сначала изолирует детей от семейной среды, какая бы она ни была, не дает им возможности познакомиться с реальной жизнью, а потом выставляет детей за дверь. Это преступление». Никому не секрет, что на выходе из интернатного учреждения ребенок оказывается никому не нужен. У него нет жилья, никого не интересует, получит ли он профессию. - Я была в женской колонии и видела, что ее осужденные находятся как бы в порочном круге. В детском доме рожают детей, потом в определенном возрасте эти дети попадают в детские дома, а потом попадают в ту же колонию, где сидели их матери. Потому что что мать, выйдя из колонии, чаще всего о своем ребенке не думает. К сожалению, во многом этому способствует и то, что у нас оказались забыты все старые традиции, когда ребенок, выпускающийся из школы-интерната, поступал в ПТУ, ему давали общежитие, потом общежитие на фабрике. Ребенку-сироте была положена квартира от государства... - Если мы хотим помогать этим детям, то надо менять систему. Здесь еще один грустный вариант. После окончания школы-интерната ребенок возвращается в то жилье, которое за ним закреплено, то есть в свою кровную семью. А родители его все это время продолжали деградировать. Ребенок не может долго противостоять своей семье, а уходить ему будет некуда. В конце концов, ему не хватает запасов сил и он принимает образ жизни родителей. - Вы упомянули, что работаете с епархией? Я вижу, что и в наших детских домах служители религии зачастую частые гости. Не получается ли, что ребенку, который еще не может делать сознательный выбор, мы навязываем ту или иную религию? - Считаю, что присутствие в детских домах служителей религии - положительный момент, ведь сегодня в нашей жизни наблюдается какая-то духовная пустота. Общение с верующими людьми восполняет этот дисбаланс. Я - светский человек, но вижу, как работают священнослужители, как они говорят о насущных жизненных проблемах. Их язык доходит до сердца. И потом, мне кажется, мы должны сохранять традиции своего народа. Смоленск – православный город, а мы забываем традиции своих предков. В данном случае я говорю не о навязывании религиозных знаний, а о восстановлении культурных традиций. Я в свое время семь лет прожила в Казахстане – муж был военным - и сегодня, когда после долгого отсутствия приехала к вам, была удивлена большим количеством детей казахской национальности в ваших интернатах. Ведь у вашего народа очень сильны исторические корни. У казахов всегда считалось верхом неприличия, оставлять своего ребенка, внука, племянника. Его немедленно осудят люди, его же родня. Это было последнее дело – отказаться от своей кровиночки. - А может, и хорошо, что отказываются? В той же женской колонии сидят молодые женщины, которые убили (!!!) своих неродившихся детей. Мать убивает своего ребенка, а ей еще и подружка помогает. Вот и сидят в колонии вместе. - К сожалению, в нашей жизни оказались порушены многие нравственные нормы, и если мы хотим оставаться людьми, необходимо их восстанавливать. Иначе наши государства обречены на разрушение. - Как вам работалось на семинаре? -На семинар приехали достаточно профессионально подготовленные специалисты. Приятно было видеть на нем представителей некоммерческого сектора. Эти люди, на мой взгляд, более мобильны, чем представители государственных организаций, способны быстрее претворить свои идеи в жизнь. Государственная же структура по разным причинам не позволяет быстро перестраиваться. Хорошо, что ваш президент Н.А. Назарбаев сделал ставку на поддержку коммерческих организаций, ведь проблемы детей сирот – это проблемы общества. Тот, кто утверждает, что они его не интересуют, глубоко не прав. Ведь ребенок рано или поздно выйдет из интерната, и мы будем с ним общаться, и наши дети будут с ним общаться. И если мы сейчас ему не поможем, то еще не известно, в чью сторону – позитивную или негативную склонятся наши дети, которые будут находиться рядом с ним. Мне было приятно услышать на семинаре представителей бизнеса, в частности фирмы «Филипп Морис», которые занимаются долгосрочными социальными проектами. Это работа на перспективу. Хотя это определенный риск, но и неоценимая польза для государственных структур. К сожалению, органы опеки сегодня не всегда справляются со своей задачей, а общественные организации могут поучаствовать в этом процессе и помочь им. - Спасибо за интервью, Наталья. Надеемся на долгосрочное сотрудничество с вами. Интервью брала Людмила Мананникова. | |
Просмотров: 2362 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|