Главная » Статьи » В помощь учителю » Беседы у самовара |
Как известно, в этом учебном году в школах введено профильное обучение. В связи с этим у работников образования возникает очень много вопросов, ответить на которые мы попросили директора Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, доктора педагогических наук, профессора Б. А. Альмухамбетова. Вопросы задают главный редактор журнала «Коллеги» Людмила Мананникова, учителя школы-гимназии им. Абая с. Узынагаш Алматинской области: З. М. Абеуова, Г. М. Суртаева, К. Б. Омарова, Э. Т. Вильданова и читатели журнала. – Каким образом будет осуществляться профильная дифференциация в школах? – Она может осуществляться двумя путями. В первом случае будут вноситься коррективы в учебные планы для отдельных классов в обычных, массовых общеобразовательных школах. Во втором – изменятся структуры уже существующих школ, будут создаваться новые модели учебных заведений. – А зачем вообще затеяли весь этот сыр-бор с профильным обучением? Ведь у нас уже существуют гимназии, лицеи, классы с углубленным изучением предметов? – На сегодняшний день у данных учебных заведений много проблем. Отсутствует нормативно-правовая база перехода на профильное обучение. Нет критериев оценки знаний (особенно в связи с введением ЕНТ). Слабое учебно-методическое обеспечение. Не хватает учителей, подготовленных для преподавания профильных предметов, и многое другое. – А не зачахнут ли профессиональные школы и колледжи при внедрении новой системы образования? – Ни в коем случае! Напротив, здесь предполагается более тесное взаимодействие школы (особенно ее старшей ступени) с организациями начального, среднего и высшего профессионального образования. Планируется отработка вариантов взаимодействия образовательных организаций: школа-школа, школа-УПК, школа-ПУ, школа-ПЛ, школа-колледж, школа-техникум, школа-вуз. – Насколько выгодно профильное обучение самим учащимся? Раньше «средний» ученик получал среднее образование и после окончания школы шел, куда ему нравилось: в профессиональную школу, в вуз. А сейчас ребенок сидит в гуманитарном классе (так уж получилось) и учителя забивают ему голову ямбами и хореями, которые ему вовсе не нужны. – Думаю, что ситуация, когда ребенок сидит в гуманитарном классе потому что «так получилось», – издержки переходного периода. На самом деле, профильное обучение работает в первую очередь на ученика. Сегодня у учащегося появляется выбор. Он решает, куда ему идти – в «физики» или в «лирики», причем данная система обучения удачно сочетает интересы и личности, и общества. Выйдя из школы, ученик уже не будет метаться по жизни, как слепой котенок, он твердо будет знать, чем ему заниматься, менее болезненно адаптироваться к взрослой жизни. – С какого возраста ребенок должен определить, кем ему быть? – Сделать это надо как можно раньше – на I, ІІ ступенях обучения. Практически на всех ступенях основной школы должна осуществляться предпрофильная подготовка учащихся. Ее главная задача – формировать у школьников ценностное отношение к труду, выявлять их интересы, склонности и способности, формировать практический опыт, готовить ребят к выбору профиля обучения в старшей школе. – А как школы определят свой профиль? – Не с бухты-барахты. Здесь желательно провести тестирование с учетом психолого-педагогической диагностики, выслушать пожелания родителей детей, изучить потребности рынка труда. – А что делать учащимся, которые одинаково успевают по всем предметам и пока не хотят специализироваться в чем-то конкретном? – Для детей со средними способностями, уровень знаний которых одинаково равный, для тех, кто не хочет делать выбор, но желает поддерживать свои знания на довольно высоком равномерном уровне, будут сохранены универсальные школы. – А не произойдет ли у нас распределение детей в профильные классы начальственно-принудительным методом? И кто будет нести за нарушение правил ответственность? – Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. При этом безусловным остается выполнение закона о бесплатности и доступности среднего общего образования. Для того, чтобы попасть в выбранный профильный класс, школьнику необходимо будет пройти конкурс. Во время конкурса станут учитываться результаты итоговой аттестации и портфолио ученика: индивидуальные учебные достижения, дипломы олимпиад, конкурсов, сертификаты и т.д. Ответственность за реализацию этого права граждан несут учредители образовательных организаций – местные органы и департаменты образования. Они готовят для свободного выбора учащихся «образовательную карту района». – Новые программы и учебники по русскому языку, физике, математике – довольно сложные. Как быть учителю, который не готов к профильному обучению, сталкивается с ним первый раз в жизни? Что должен знать и уметь учитель, чтобы смело работать в классах с профильным обучением? Кто имеет право работать по этой программе? – Прежде всего, учитель должен пройти курсы по переподготовке кадров и получить соответствующий сертификат. Особая роль в обучении учителей принадлежит педагогическим вузам, колледжам и системе повышения квалификации педагогических кадров. Кроме того, учитель должен помимо комплекта программ и учебников иметь книги для учащихся и учителей, специальный комплект средств обучения, в который входят аудиовизуальные и информационные средства. – В структуре основной и старшей ступеней школы заложены два компонента содержания образования: базисный (инвариантный) и школьный (вариативный). Какая между ними разница? – Инвариантная часть приобщает учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует у учащихся личностные качества. Вариативная часть – это индивидуальный характер развития школьников. При ней учитываются их личностные особенности, интересы и склонности. – Чем отличаются элективная и селективная системы дифференциации? – Элективная система предусматривает свободный набор учебных предметов для их изучения на базе ряда обязательных предметов (инвариантного ядра образования). Здесь гибкая модель состава класса, предметы по выбору, факультативные занятия и кружки по интересам и так далее. Элективная система осуществляется и по жесткой модели, которая строится не только согласно интересам и склонностям учащихся, но и учитывает проектируемую профессию (профильные классы, ПТШ, ПТЛ, колледжи). Селективная система дифференциации предусматривает разделение учащихся на старшей ступени обучения. После окончания единой общеобразовательной ступени они выбирают те или иные направления обучения. Здесь особенно учитывается проектируемая профессия (профильные классы для углубленного изучения того или иного предмета, ПТШ, ПТЛ, колледжи). – Чем отличается углубленное профильное обучение от расширенного? – Углубленное профильное обучение – это изучение привычных школьных предметов и соответствующих им элективных курсов. Расширенное профильное обучение – изучение дисциплин (в т.ч. и элективных), полностью выходящих за пределы привычных школьных предметов. В свою очередь профильное обучение можно разделить на три типа. Индивидуальный тип обеспечивает реализацию учащимися личной образовательной траектории, не обязательно выводящей его на послешкольное или дополнительное образование. Здесь набор изучаемых профильных и элективных курсов может быть случайным, определяемым исключительно склонностями учащихся. При реализации этого типа профильного обучения не требуется разработка программ профильного обучения и сертификация учителей общеобразовательных учреждений. Индивидуальные учебные планы учащихся разрабатываются на школьном уровне и не требуют согласования на вышестоящем уровне. Социализирующий тип направлен на улучшение коммуникационных и адаптивных возможностей учеников (изучение языка, культуры, морали, права и др.) или подготовку их непосредственно к трудовой деятельности (знание рынка труда, технология, экономика и предпринимательство, фермерство), профессиональную подготовку к работе в учреждениях сферы обслуживания или в сельском хозяйстве, либо специальную подготовку к получению начального или среднего профессионального образования. Программы социализирующих профилей разрабатываются на региональном уровне, на этом же уровне проводится сертификация учителей и образовательных организаций. Педвузовский (академический) тип направлен на реализацию преемственности в звене «школа-вуз». Он ликвидирует разрыв между конечным уровнем подготовки учащихся по предметам в школе и требованиями к начальному уровню знаний для успешного обучения в вузах. – А какие конкретно могут быть направления профилей? Только естественно-математическое и гуманитарное или есть еще какие-нибудь? – Направлений профилей много – на любой вкус. Естественно-математическое (физика, химия, математика), биолого-экологическое, историко-географическое, гуманитарное (культурология, философия, социология, педагогика, психология), экономико-правовое, лингвострановедческое, информационно-технологическое, инженерно-технологическое, агротехнологическое, медицинское и художественное. Возможны и такие предвузовские направления профилей: технологическое (агротехнологическое и информационно-технологическое), естественно-научное (физика, химия, математика), биолого-экологическое, лингвострановедческое, экономико-правовое, медицинское, педагогическое, историко-политологическое, культурологическое, спортивное, военное. – Кто разрабатывает программы предвузовских профилей? Что в них входит? – Программы разрабатывают работники школьного образования вместе с учеными-педагогами, представителями вузов. В них входят начальные требования к учащимся 9(10) классов для вхождения в профиль (предпрофильная подготовка); содержание профильного обучения в 10-11(11-12) классах и конечные результаты – для завершения профильного обучения и поступления в вуз. – Так что, ученику, который отправится изучать естественно-математический цикл, Пушкин и Абай уже ни к чему, а «гуманитарщик» может забыть о законе Архимеда? – Нет, каждый из учебных планов будет включать в себя предметы двух блоков: общеобразовательные (непрофилирующие) и профилирующие предметы. Вообще я хочу предупредить, что при внесении изменений в структуру и содержание деятельности школ, необходимо проявлять максимальную осторожность. В начальной и основной школе, например, следует больше внимания уделять общенаучной и общекультурной подготовке учащихся. Ведь при переходе к системе непрерывного образования возрастает роль общего образования. Учащийся должен развивать познавательные способности, самостоятельность, приобретать общие учебные умения и навыки. А вот на старшей ступени можно использовать уже вариативные программы и учебники, новые учебные курсы. Очень важно при построении учебных планов профильного обучения ставить во главу угла актуальные проблемы школы: заботиться о сохранении здоровья учащихся, нормализовать учебную нагрузку, повышать качество обучения. – Чем же отличаются учебники для профильного обучения от учебников, которые существовали до этого? – В содержании учебников для профильного обучения имеются обязательное ядро и вариативная часть. В вариативной части возможен модульный принцип изложения содержания образования. Каждый отдельный модуль включает содержание, соответствующее типу профиля. – В последнее время много говорится о том, что в наших школах головы детей забивают информацией, но не учат их эти знания добывать. Будут ли здесь какие-то изменения? – Да, конечно. Надо учить детей не только усваивать информацию и общие учебные умения, но и обучать их различным способам деятельности. Они должны иметь возможность развивать свои интеллектуальные способности, особенно при освоении более сложного (по сравнению с предусмотренным в образовательном стандарте) содержания. Уметь пользоваться Интернетом, просматривать учебные видеофильмы, электронные тексты. Здесь очень важно проводить как можно больше творческих конкурсов, эвристических контрольных, организовывать экскурсии на предприятия и специализированные выставки, устраивать практикумы на учебных и рабочих местах на предприятиях по профилю. | |
Просмотров: 2595 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|