Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Беседы у самовара

Учитель рождается от Бога

Директор средней школы им. Т. Рыскулова с. Узынагаш Алматинской области Кулкен Жаубасаркызы Амир работает в школе 31 год, из них 25 лет – директором. Школа им. Турара Рыскулова много лет находится на хорошем счету в районе, области, здесь всегда можно увидеть что-то интересное. Педагоги настроены, как говорится, на творческую волну. Понятно, директору есть, чем поделиться с читателями нашего журнала. Сегодня Кулкен Жаубасаркызы – наш гость.

– Что вы думаете про демократию в школе, Кулкен Жаубасаровна? Нужна ли она? И насколько демократичным директором вы считаете себя?

– Я являюсь достаточно демократичным директором, но, к сожалению, в наших школах есть учителя, которые демократию не слишком правильно воспринимают. Эти педагоги, я бы так выразилась, «родом из перестройки». Причем независимо от возраста. Им не интересно работать педагогами. Они считают: главное, чтобы директор выполнял их условия. Их кредо: «Я урок дал и отстаньте от меня!» С ними надо работать в жестком режиме. Быть даже где-то диктатором. Но конечно, престиж учителя поднимется на более высокий уровень, если руководитель школы будет работать демократично, уважать каждого своего педагога, находить в нем лучшее. Мудрец сказал, что Учитель рождается от Бога. Я согласна с этим. Но учителя, даже талантливого, надо еще суметь раскрыть, найти в нем его собственную «изюминку», а это и должен суметь сделать директор школы. Думаю, у меня это получается. Поэтому многие учителя, немного поработав в нашей школе, идут на повышение. Я этому очень рада. Жулдуз Амренова, например, работает сегодня завучем алматинской школы. Перед тем, как назначить ее на эту должность, директор у нее спросил, какую общественную работу она выполняла в прежней школе. Жулдуз ответила: «10 лет работала секретарем совещания при директоре школы». «Значит, ты знаешь стиль руководства школы, – сказал директор, – справишься и с новой должностью».

– Демократичность руководства, я так понимаю, это когда, принимая важные решения, директор обязательно советуется с коллективом.

– Да, мы так всегда и делаем. Собираем старейшин школы, спрашиваем: «Кого, вы думаете, можно назначить завучем?» Каждый высказывает свое предложение, мы начинаем обсуждать эти кандидатуры, в конце концов приходим к общему мнению. В нашей школе, вы уже об этом писали в газете «Огни Алатау», ребячье самоуправление. У нас есть свой президент, свои министры – культуры, образования, внутренних дел. У нас есть школьный гимн, который написал наш учитель, символика, флаг. Все праздники мы начинаем и заканчиваем гимном школы. В нем сказано, что ученики должны гордиться тем, что школа носит имя Турара Рыскулова, быть достойными этого имени, расти честными, порядочными, хорошо учиться. Сейчас в нашей школе работает группа «Мой брат». Группа не случайно носит такое название, ведь в казахских семьях слово «брат» значит очень многое. Если брат сказал, это должно быть исполнено. Группа «Мой брат» следит за дисциплиной. Дети, которые входят в ее состав, с удовольствием наводят порядок в школе. Дежурят, следят за посещаемостью. Причем, что ценно, у них нет постоянного командира. Ученики командуют по очереди, и каждый из них, побывав в роли «начальника», понимает, что руководить другими нелегко, приобретает навыки управления.

– А учителям вы даете свободу выбора?

– Да, конечно. Я приветствую учителей с неординарным типом мышления, хотя работать с ними и тяжело, и легко одновременно. Иногда им говорю: «Желательно сделать так». А они в ответ: «Нет, мы считаем, что это надо делать по-другому». Что ж, делайте, как считаете правильным, а там посмотрим, кто из нас был прав. Мне нравятся учителя, которые имеют собственное мнение. Я как-то в одном журнале прочитала: обязательно в школе должен работать учитель, принимающий собственные решения. Когда в коллективе есть мысль, движение, тогда есть и интересная работа.

– Как директор, вы вдохновляете учителей?

– Обязательно! В прошлом году я попросила психологов провести анкетирование, посвященное микроклимату в коллективе. Сказала, что фамилии учителям писать не надо, необходимо только предельно честно ответить на вопросы. Пообещала, что даже если я узнаю почерк учителя, никаких гонений на него не будет. И я была очень рада, что по итогам анкетирования самый высокий рейтинг оказался у меня как директора школы. Я считаю очень важным, чтобы у каждого нашего учителя все было хорошо в семье. А если в семье у учителя то и дело портится настроение, то это настроение он и в школу приносит. Как-то у меня завуч заболела. Я сразу позвонила ей домой, поговорила с ее мужем, заодно поинтересовалась и его делами. Завуч через некоторое время мне перезвонила: «Мужу так понравилось, как вы с ними разговаривали, он был «на высоте». Возможно, беседы с мужьями и не входят в функции директора школы, но это создает хороший психологический микроклимат в коллективе. Если кто-то за пределами школы похвалил учителя, например, тот выступил с интересным докладом, я обязательно об этом говорю в коллективе, объявляю учителю благодарность, фиксирую ее в трудовой книжке.

– Кажется, сейчас заносить благодарности в трудовые книжки не принято?

– Но ведь графа-то осталась! Когда учителя приходят ко мне устраиваться на работу, я обязательно смотрю в их трудовые книжки, есть ли там подобные записи. И сразу у меня об этом учителе складывается мнение. В этом году к нам приехала учительница из Южно-Казахстанской области. 22 года в школе проработала, а в книжке – ни одной благодарности. Тяжело вздохнула и говорит: «У меня благодарностей не было, но я старалась работать». Сейчас я за ней наблюдаю: неплохой учитель, скорее всего, ей просто с директорами не везло.

– Что, на ваш взгляд, влияет на настроение учителя?

– Очень многое. Даже, как директор утром с ним поздоровался. Хмуро посмотрел – проблем-то много, а учительница этот мрачный взгляд принимает уже на свой счет, хотя она тут явно не причем.

– Как в вашей школе обстоят дела с учительскими кадрами?

– Не хватает учителей начальной военной подготовки. Тех специалистов, которых готовят в Жетысуйском университете, очень мало. А если в школу приходит отставник, он, как правило, не имеет соответствующего педагогического образования, и заработная плата у него очень маленькая. Вот у меня один учитель получал 18 тысяч, ушел, сейчас получает 500 долларов.

– Какие требования вы предъявляете к своим учителям?

– Прежде всего, учитель должен знать свой предмет. Это основа основ. А методике преподавания его можно научить. Кроме того, желательно, чтобы у него была творческая жилка. Иначе он не состоится как учитель высшего класса. Если молодой учитель дает уроки по-старинке, научить его можно, а вот если учитель проработал 15 и более лет и не имеет понятия о нестандартных уроках, с ним уже трудно, он вряд ли теперь заработает творчески. Кроме того, современный учитель должен быть психологом. Если качество знаний у ученика низкое, он должен его не ругать, а разобраться, в чем дело. Возможно, у ребенка не развита память. Чтобы найти к ученику правильный подход, надо определить, например, тип его темперамента.

– У вас в школе работает психолог?

– Мы стараемся обучать своих психологов. Отправляем их на курсы. Я тоже стараюсь посещать курсы психологов по мере возможности.

 – Учитель всегда славился своим подвижничеством. Есть такие люди сегодня в нашей школе или они вымирают как мамонты?

– Есть и будут. Фанатики своего дела – живучая порода. На них мир держится. А если подобных людей не будет, тогда и общества не будет.

Кулкен Жаубасаровна, скажите несколько слов о том, как вы стали учителем, директором. Это мечта с детства или стечение обстоятельств?

– У меня в школе были учителя, на которых я очень хотела походить. Помню, как к нам в 6-й класс пришла преподавать английский Александра Ивановна Хорошилова. Высокая, красивая, элегантная, на высоких каблуках. Когда она принесла кучи мягких игрушек, магнитофон, включила музыку, мы были в восторге. Я тогда впервые узнала, что такое нестандартный урок. Потом Александра Ивановна много лет работала директором школы им. Ч. Валиханова. Потом у нас английский язык вела Мария Ивановна Спивакова – тоже замечательная учительница, и, понятно, что когда я оканчивала школу, то собиралась стать только учительницей английского языка.

– Ваша мечта сбылась?

– Сбылась, но не совсем. Поступила я в Карагандинский педагогический институт, на физико-математический факультет и стала учительницей физики. О чем совсем не жалею. Этот предмет интересный, а я в школе очень любила физику. Я горжусь тем, что 12 учеников, которых я учила, своей специальностью выбрали физику.

– Сегодня раздается много критики в адрес школы, в том числе говорят о том, что директора занимаются поборами с родителей.

– Мне слово «поборы» не нравится. Если родители, выпускники школы хотят что-то школе подарить – разве это плохо? У меня вся мебель в кабинете подарена спонсорами. Вот эти стенку, диван с двумя креслами, ксерокс, телевизор подарили мои бывшие ученики. А почему родители, выпускники школы не могут оказать школе спонсорскую помощь? Почему министр не может об этом громогласно заявить? Просто все подарки надо официально регистрировать, составлять протокол. Я считаю, что деньги, вложенные в образование, всегда дают свои результаты. Другой вопрос, что некоторые директора злоупотребляют своим служебным положением, но этими нарушениями должна заниматься прокуратура. В основном же мои коллеги, я в этом уверена, люди честные, добросовестные, порядочные.

– Вы владеете компьютером?

– Я печатаю, могу найти в Интернете нужную информацию. Там есть очень интересные материалы: по управлению школой, положения о различных школьных обществах, школа молодого учителя. Я стремлюсь как можно больше получать информации из России. Там больше пространства, российские педагоги по духу мне ближе, я бы сказала. Может быть, когда-нибудь и на наших казахстанских сайтах будет много материалов по образованию. И – помечтаем – все необходимые материалы мы станем находить на сайтах районо, областного департамента, получать от них сообщения по электронной почте, это станет обыденностью.

Что бы вы хотели видеть на страницах нашего журнала?

– Сейчас самая большая проблема – подготовка детей к национальному тестированию. Хотелось бы почитать об интересном опыте в этом направлении. Как не в элитной, а в обычной сельской школе готовят детей к тестированию. Что для этого делает руководитель?

– А что вы думаете насчет тестирования?

– Я не против новых методов, хотя считаю, что тестирование должно быть лишь на определенном, промежуточном этапе учебы. А вот если ученик поступает на гуманитарный факультет, с помощью тестирования вряд ли можно правильно определить его знания. Мы сегодня много работаем над развитием монологической речи ученика, а как с помощью теста определить, умеет ли выпускник школы логично говорить, рассуждать? Считаю, оценивать знания и умения ученика только по тестам – неправильно. Здесь необходимо сочетание письменных и устных экзаменов.

– Сейчас школы перешли на профильное обучение. Есть здесь проблемы?

– Есть, конечно. Прежде всего, не во всех школах имеются соответствующая материальная база, оснащенные лаборатории, которые подготовят будущего физика, химика. К сожалению, сегодня у нас мало кто занимается выпуском наглядных пособий для школ. Кроме того, есть ученики, которые не собираются поступать в вузы. В будущем они будут водителями, поварами, плотниками, но хотят получить аттестат средней школы. Как быть с ними? Переход на профильное обучение должен осуществляться постепенно, а у нас некоторые учителя новые учебники в этом году увидели вместе со своими учениками.

– Какой вопрос вы хотели бы задать самой себе?

– Хорошая ли я мать? Что думают обо мне мои собственные дети? Я стараюсь быть для своих детей хорошей матерью, наставницей, другом. У меня трое детей. Старшим – двойняшкам – Алишеру и Сагыныш – я, наверное, не уделяла столько внимания, сколько положено. Хотя они выросли у меня достойными, порядочными, грамотными людьми. Алишер окончил Академию транспорта и коммуникаций, Сагыныш – технологический университет, оба работают в Алматы. Больше внимания я стараюсь уделять младшей дочери – Карлыгаш.

– Что вы читаете в последнее время?

– Перечитываю Назидания Абая, стараюсь их запоминать. В них – вся философия нашей жизни.

Интервью вела Людмила БОРИСОВА.

Категория: Беседы у самовара | Добавил: collegy (2007-04-14)
Просмотров: 2513 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru