Главная » Статьи » В помощь учителю » Беседы у самовара |
Директор средней школы им. Т. Рыскулова с. Узынагаш Алматинской области Кулкен Жаубасаркызы Амир работает в школе 31 год, из них 25 лет – директором. Школа им. Турара Рыскулова много лет находится на хорошем счету в районе, области, здесь всегда можно увидеть что-то интересное. Педагоги настроены, как говорится, на творческую волну. Понятно, директору есть, чем поделиться с читателями нашего журнала. Сегодня Кулкен Жаубасаркызы – наш гость. – Что вы думаете про демократию в школе, Кулкен Жаубасаровна? Нужна ли она? И насколько демократичным директором вы считаете себя? – Я являюсь достаточно демократичным директором, но, к сожалению, в наших школах есть учителя, которые демократию не слишком правильно воспринимают. Эти педагоги, я бы так выразилась, «родом из перестройки». Причем независимо от возраста. Им не интересно работать педагогами. Они считают: главное, чтобы директор выполнял их условия. Их кредо: «Я урок дал и отстаньте от меня!» С ними надо работать в жестком режиме. Быть даже где-то диктатором. Но конечно, престиж учителя поднимется на более высокий уровень, если руководитель школы будет работать демократично, уважать каждого своего педагога, находить в нем лучшее. Мудрец сказал, что Учитель рождается от Бога. Я согласна с этим. Но учителя, даже талантливого, надо еще суметь раскрыть, найти в нем его собственную «изюминку», а это и должен суметь сделать директор школы. Думаю, у меня это получается. Поэтому многие учителя, немного поработав в нашей школе, идут на повышение. Я этому очень рада. Жулдуз Амренова, например, работает сегодня завучем алматинской школы. Перед тем, как назначить ее на эту должность, директор у нее спросил, какую общественную работу она выполняла в прежней школе. Жулдуз ответила: «10 лет работала секретарем совещания при директоре школы». «Значит, ты знаешь стиль руководства школы, – сказал директор, – справишься и с новой должностью». – Демократичность руководства, я так понимаю, это когда, принимая важные решения, директор обязательно советуется с коллективом. – Да, мы так всегда и делаем. Собираем старейшин школы, спрашиваем: «Кого, вы думаете, можно назначить завучем?» Каждый высказывает свое предложение, мы начинаем обсуждать эти кандидатуры, в конце концов приходим к общему мнению. В нашей школе, вы уже об этом писали в газете «Огни Алатау», ребячье самоуправление. У нас есть свой президент, свои министры – культуры, образования, внутренних дел. У нас есть школьный гимн, который написал наш учитель, символика, флаг. Все праздники мы начинаем и заканчиваем гимном школы. В нем сказано, что ученики должны гордиться тем, что школа носит имя Турара Рыскулова, быть достойными этого имени, расти честными, порядочными, хорошо учиться. Сейчас в нашей школе работает группа «Мой брат». Группа не случайно носит такое название, ведь в казахских семьях слово «брат» значит очень многое. Если брат сказал, это должно быть исполнено. Группа «Мой брат» следит за дисциплиной. Дети, которые входят в ее состав, с удовольствием наводят порядок в школе. Дежурят, следят за посещаемостью. Причем, что ценно, у них нет постоянного командира. Ученики командуют по очереди, и каждый из них, побывав в роли «начальника», понимает, что руководить другими нелегко, приобретает навыки управления. – А учителям вы даете свободу выбора? – Да, конечно. Я приветствую учителей с неординарным типом мышления, хотя работать с ними и тяжело, и легко одновременно. Иногда им говорю: «Желательно сделать так». А они в ответ: «Нет, мы считаем, что это надо делать по-другому». Что ж, делайте, как считаете правильным, а там посмотрим, кто из нас был прав. Мне нравятся учителя, которые имеют собственное мнение. Я как-то в одном журнале прочитала: обязательно в школе должен работать учитель, принимающий собственные решения. Когда в коллективе есть мысль, движение, тогда есть и интересная работа. – Как директор, вы вдохновляете учителей? – Обязательно! В прошлом году я попросила психологов провести анкетирование, посвященное микроклимату в коллективе. Сказала, что фамилии учителям писать не надо, необходимо только предельно честно ответить на вопросы. Пообещала, что даже если я узнаю почерк учителя, никаких гонений на него не будет. И я была очень рада, что по итогам анкетирования самый высокий рейтинг оказался у меня как директора школы. Я считаю очень важным, чтобы у каждого нашего учителя все было хорошо в семье. А если в семье у учителя то и дело портится настроение, то это настроение он и в школу приносит. Как-то у меня завуч заболела. Я сразу позвонила ей домой, поговорила с ее мужем, заодно поинтересовалась и его делами. Завуч через некоторое время мне перезвонила: «Мужу так понравилось, как вы с ними разговаривали, он был «на высоте». Возможно, беседы с мужьями и не входят в функции директора школы, но это создает хороший психологический микроклимат в коллективе. Если кто-то за пределами школы похвалил учителя, например, тот выступил с интересным докладом, я обязательно об этом говорю в коллективе, объявляю учителю благодарность, фиксирую ее в трудовой книжке. – Кажется, сейчас заносить благодарности в трудовые книжки не принято? – Но ведь графа-то осталась! Когда учителя приходят ко мне устраиваться на работу, я обязательно смотрю в их трудовые книжки, есть ли там подобные записи. И сразу у меня об этом учителе складывается мнение. В этом году к нам приехала учительница из Южно-Казахстанской области. 22 года в школе проработала, а в книжке – ни одной благодарности. Тяжело вздохнула и говорит: «У меня благодарностей не было, но я старалась работать». Сейчас я за ней наблюдаю: неплохой учитель, скорее всего, ей просто с директорами не везло. – Что, на ваш взгляд, влияет на настроение учителя? – Очень многое. Даже, как директор утром с ним поздоровался. Хмуро посмотрел – проблем-то много, а учительница этот мрачный взгляд принимает уже на свой счет, хотя она тут явно не причем. – Как в вашей школе обстоят дела с учительскими кадрами? – Не хватает учителей начальной военной подготовки. Тех специалистов, которых готовят в Жетысуйском университете, очень мало. А если в школу приходит отставник, он, как правило, не имеет соответствующего педагогического образования, и заработная плата у него очень маленькая. Вот у меня один учитель получал 18 тысяч, ушел, сейчас получает 500 долларов. – Какие требования вы предъявляете к своим учителям? – Прежде всего, учитель должен знать свой предмет. Это основа основ. А методике преподавания его можно научить. Кроме того, желательно, чтобы у него была творческая жилка. Иначе он не состоится как учитель высшего класса. Если молодой учитель дает уроки по-старинке, научить его можно, а вот если учитель проработал 15 и более лет и не имеет понятия о нестандартных уроках, с ним уже трудно, он вряд ли теперь заработает творчески. Кроме того, современный учитель должен быть психологом. Если качество знаний у ученика низкое, он должен его не ругать, а разобраться, в чем дело. Возможно, у ребенка не развита память. Чтобы найти к ученику правильный подход, надо определить, например, тип его темперамента. – У вас в школе работает психолог? – Мы стараемся обучать своих психологов. Отправляем их на курсы. Я тоже стараюсь посещать курсы психологов по мере возможности. – Учитель всегда славился своим подвижничеством. Есть такие люди сегодня в нашей школе или они вымирают как мамонты? – Есть и будут. Фанатики своего дела – живучая порода. На них мир держится. А если подобных людей не будет, тогда и общества не будет. – Кулкен Жаубасаровна, скажите несколько слов о том, как вы стали учителем, директором. Это мечта с детства или стечение обстоятельств? – У меня в школе были учителя, на которых я очень хотела походить. Помню, как к нам в 6-й класс пришла преподавать английский Александра Ивановна Хорошилова. Высокая, красивая, элегантная, на высоких каблуках. Когда она принесла кучи мягких игрушек, магнитофон, включила музыку, мы были в восторге. Я тогда впервые узнала, что такое нестандартный урок. Потом Александра Ивановна много лет работала директором школы им. Ч. Валиханова. Потом у нас английский язык вела Мария Ивановна Спивакова – тоже замечательная учительница, и, понятно, что когда я оканчивала школу, то собиралась стать только учительницей английского языка. – Ваша мечта сбылась? – Сбылась, но не совсем. Поступила я в Карагандинский педагогический институт, на физико-математический факультет и стала учительницей физики. О чем совсем не жалею. Этот предмет интересный, а я в школе очень любила физику. Я горжусь тем, что 12 учеников, которых я учила, своей специальностью выбрали физику. – Сегодня раздается много критики в адрес школы, в том числе говорят о том, что директора занимаются поборами с родителей. – Мне слово «поборы» не нравится. Если родители, выпускники школы хотят что-то школе подарить – разве это плохо? У меня вся мебель в кабинете подарена спонсорами. Вот эти стенку, диван с двумя креслами, ксерокс, телевизор подарили мои бывшие ученики. А почему родители, выпускники школы не могут оказать школе спонсорскую помощь? Почему министр не может об этом громогласно заявить? Просто все подарки надо официально регистрировать, составлять протокол. Я считаю, что деньги, вложенные в образование, всегда дают свои результаты. Другой вопрос, что некоторые директора злоупотребляют своим служебным положением, но этими нарушениями должна заниматься прокуратура. В основном же мои коллеги, я в этом уверена, люди честные, добросовестные, порядочные. – Вы владеете компьютером? – Я печатаю, могу найти в Интернете нужную информацию. Там есть очень интересные материалы: по управлению школой, положения о различных школьных обществах, школа молодого учителя. Я стремлюсь как можно больше получать информации из России. Там больше пространства, российские педагоги по духу мне ближе, я бы сказала. Может быть, когда-нибудь и на наших казахстанских сайтах будет много материалов по образованию. И – помечтаем – все необходимые материалы мы станем находить на сайтах районо, областного департамента, получать от них сообщения по электронной почте, это станет обыденностью. – Что бы вы хотели видеть на страницах нашего журнала? – Сейчас самая большая проблема – подготовка детей к национальному тестированию. Хотелось бы почитать об интересном опыте в этом направлении. Как не в элитной, а в обычной сельской школе готовят детей к тестированию. Что для этого делает руководитель? – А что вы думаете насчет тестирования? – Я не против новых методов, хотя считаю, что тестирование должно быть лишь на определенном, промежуточном этапе учебы. А вот если ученик поступает на гуманитарный факультет, с помощью тестирования вряд ли можно правильно определить его знания. Мы сегодня много работаем над развитием монологической речи ученика, а как с помощью теста определить, умеет ли выпускник школы логично говорить, рассуждать? Считаю, оценивать знания и умения ученика только по тестам – неправильно. Здесь необходимо сочетание письменных и устных экзаменов. – Сейчас школы перешли на профильное обучение. Есть здесь проблемы? – Есть, конечно. Прежде всего, не во всех школах имеются соответствующая материальная база, оснащенные лаборатории, которые подготовят будущего физика, химика. К сожалению, сегодня у нас мало кто занимается выпуском наглядных пособий для школ. Кроме того, есть ученики, которые не собираются поступать в вузы. В будущем они будут водителями, поварами, плотниками, но хотят получить аттестат средней школы. Как быть с ними? Переход на профильное обучение должен осуществляться постепенно, а у нас некоторые учителя новые учебники в этом году увидели вместе со своими учениками. – Какой вопрос вы хотели бы задать самой себе? – Хорошая ли я мать? Что думают обо мне мои собственные дети? Я стараюсь быть для своих детей хорошей матерью, наставницей, другом. У меня трое детей. Старшим – двойняшкам – Алишеру и Сагыныш – я, наверное, не уделяла столько внимания, сколько положено. Хотя они выросли у меня достойными, порядочными, грамотными людьми. Алишер окончил Академию транспорта и коммуникаций, Сагыныш – технологический университет, оба работают в Алматы. Больше внимания я стараюсь уделять младшей дочери – Карлыгаш. – Что вы читаете в последнее время? – Перечитываю Назидания Абая, стараюсь их запоминать. В них – вся философия нашей жизни. Интервью вела Людмила БОРИСОВА. | |
Просмотров: 2513 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|