Главная » Статьи » В помощь учителю » Беседы у самовара |
В гостях у «Коллег» – главный редактор журнала «Книголюб» Лиля Калаус. – На кого рассчитан ваш журнал, Лиля? – Журнал «Книголюб» с первого дня основания в мае 2002 года был рассчитан на широкий круг читателей. Подчеркиваю – читателей книг, а не «листателей» газет и журналов. Нас читают и пожилые, и молодые, даже школьники – и это мне очень приятно. Издание было задумано как чисто информативное: что новенького вышло, что стоит читать, что – нет, разные новости и события книжно-литературного мира. Так что если человек говорит, что по рекомендации «Книголюба» приобрел ту или иную книгу или открыл для себя нового автора, это и есть тот самый КПД журнала. – Кого бы вы хотели видеть в числе ваших читателей? – Честно говоря, не задумывалась об этом. Наверное, всех любящих книги людей. Хочется, чтобы о журнале знала наша целевая аудитория – «книжники» (так говорили во времена молодости моего папы, «книжника» со стажем). Ведь мы не можем себе позволить тотальную дорогую рекламу, в результате есть еще масса «неохваченных», потенциальных читателей и подписчиков «Книголюба». – Расскажите коротко о том, что могут прочесть читатели на страницах вашего журнала. – В первую очередь – новости, это краткие сообщения, своеобразная лента новостей: события, новинки, премии, факты, находки, презентации, даты, утраты и пр. Затем в рубрике «Книжный мир» – заметки и статьи о книжной и литературной жизни у нас и за рубежом. Рецензии на российские и казахстанские книги, литературно-критические статьи. Особая гордость – разделы «просветительского» характера. Это «Алгоритм жанра» – краткая энциклопедия литературоведения с примерами. Затем «100 книг, которые потрясли мир» (ведущая рубрики – д.ф.н., доцент В. В. Савельева). Из этой рубрики можно узнать о наиболее значимых шедеврах литературы, истории казахстанской литературы. «Перекрестки миров» – история фантастики (ведущая рубрики – Я. Абдеева). Кроме того, рубрики «Анатомия чтения», «Дети и книги», «Рассказы о писателях», «Истории о книгах», «Мемуары», «Арт-ревю», «Юмор». – Кто печатается в вашем журнале? – У нас есть очень интересные авторы: Вера Савельева, Виктор Бадиков, София Раева, Нурболат Джоанышбеков, Герольд Бельгер, Гульшара Лукпанова. Молодые авторы – Яна Абдеева и Мадина Асылбекова, всех не перечислишь… Я довольна своими авторами, но круг их непостоянен: кто-то уходит, кто-то приходит. Учитывая отсутствие авторских гонораров, можно сказать, что это святые люди, настоящие энтузиасты. – Падает ли у молодежи сегодня интерес к чтению и если да, то почему? – Не думаю, что это можно назвать падением. Скорее, возвращением к реальной картине бытия. В советские годы нечем было особенно развлечься кроме книг. Чтение было показателем образованности, а обладание книжным дефицитом – критерием состоятельности. Сейчас у нас есть ТВ и Интернет, видео и DVD, кинотеатры и ночные клубы – до чтения ли молодежи? Словом, картина стала обычной, характерной для западного мира. А чтение – уделом немногих. Но я не хочу сказать, разумеется, что эта картина – оптимальная. Конечно же, нужно делать все, что бы интерес к чтению у молодежи возрастал, но кроме государства этим вопросом никто не сможет заниматься последовательно и серьезно. – «Гарри Поттер» – это хорошо или плохо? – Нормально. Обычная забавная книжка-развлекалка для детей, ничего больше. Правда, она провоцирует интерес к чтению – благодаря своей популярности и моде, и это замечательно. – Чем может быть интересен журнал учителям, на ваш взгляд? – Литературно-критическими статьями, очерками о жизни и творчестве литераторов, рецензиями. Т.е. тем же, что и читателям вообще. А еще, мне кажется, литературными страницами. В следующем году они появятся в «Книголюбе». Надеюсь, это поможет нашим авторам, в том числе, пишущим для детей, ведь публиковаться у нас очень сложно. И читателям будет интересно познакомиться с нашей литературой. – Как научить ребёнка получать удовольствие, радость от чтения хорошей книги? – Записать его в хорошую детскую библиотеку. Сокращать время пребывания перед телевизором и монитором. А еще – рассказывать сказки, ставить пластинки и диски с записями книг и стихов. Рассказывать ребенку о своих любимых книгах, пересказывать их – но с остановкой на самом интересном месте, я это называю «работать Шехерезадой». – Нужно ли продолжать преподавать литературу с уклоном в литературоведение? Какими вы представляете себе школьные уроки литературы? – Я работала около двух лет учителем русского и литературы, считаю, что уроки надо строить, учитывая интерес ребенка к книгам, к современной литературе. Уроки истории и теории литературы необходимы, но загружать детей чтением сложной и объемной классики с последующими «образами» я бы не стала. Школьные уроки хорошо бы насытить игровыми моментами, свободным обсуждением, интересными рассказами. Если учитель начитан, он может так здорово пересказать книгу, что ученики за ней в библиотеку побегут. Свободное общение, обмен мнениями, умение думать, основы морали, жизненные наблюдения, зачатки психологии – вот что должен дать учитель литературы ученикам. Это никогда не отобьет у ребят интереса к книге, что сейчас происходит сплошь и рядом. – Что необходимо сделать для того, чтобы компьютер не вытеснил печатную книгу из обихода современного подростка? – Они прекрасно могут сосуществовать – книга и компьютер. Все – в меру. Чтение «запоем», без оглядки на окружающее, ничем не лучше «запойной» компьютерной игры. Опять же возвращаюсь к семье. Если ребенок получает нормальное воспитание – без запретов, но с ограничениями, без истерик, но с разговорами, все шансы за то, что он разумно поделит свое время между телевизором, друзьями, компьютером, книгой и прогулками. Но только для немногих книга будет стоять в этом списке на первом месте… Увы, сейчас другие времена, можно сетовать по этому поводу, но жизнь есть жизнь. – Спасибо за интервью, Лиля. Желаю вашему журналу как можно больше читателей. Интервью брала Анастасия БЕРЕЗИНА. | |
Просмотров: 1983 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|