Главная » Статьи » В помощь учителю » Беседы у самовара |
– Думаю, всем ясно, что работа нашей библиотеки тесно связана со школой, в том числе со школами города Алматы, – начала нашу беседу Софья Кумаровна. – Дети приходят к нам в библиотеку весь учебный год, начинают с книг лето. Жаль только, что это больше ребята из начальной школы и среднего звена. Старшеклассники бывают у нас реже. – Бытует мнение, что дети сегодня не читают, книги им заменили телевизор и компьютер. – Сказать, что дети совсем не читают, нельзя. Дети как читали книги, так и продолжают их читать. Хотя – естественный процесс – сегодня ребята больше интересуются не художественной, а деловой, научной литературой. Я считаю это абсолютно нормальным явлением. Нынешние дети тоже занятые, век спешит, и они спешат… Мы многое делаем для работников образования и могли бы делать еще больше. Все лето у нас проходили курсы по работе с Интернетом. Я знаю, что на покупку новых компьютеров были выделены деньги, но когда я позвонила в городской акимат и попросила выделить библиотеке компьютеры, нам отказали. Хотя нас включили в список учреждений, которые могут обучать работе с компьютером и взрослых, и детей. – А кто может их посещать? – Библиотека открыта как для дошкольников, так и для пенсионеров. У нас разработаны интересные программы для совсем маленьких детей, малышей 4-6 лет, для детей школьного возраста, для старшеклассников. Мы принимаем всех. Ведь информационные и коммуникационные технологии касаются каждого. И задача номер один – научить посетителей библиотеки получать информацию как можно быстрее и качественнее. Меня печалит другое. В Интернете еще очень мало материала, посвященного Казахстану. Я считаю, должен быть правительственный сайт, посвященный истории нашей страны. Чтобы любой человек мог зайти на него и получить грамотные ответы на свои вопросы. Пока мы, как можем, заполняем эту брешь. Помимо собственного сайта библиотеки «Родник» у нас есть сайт, посвященный истории Казахстана. – У меня складывается впечатление, что очень маленький процент наших учителей работает с Интернетом. Мой республиканский педагогический сайт «Коллеги» больше посещают российские учителя, учителя из других стран, чем казахстанцы. – Да, это так. Но я должна с гордостью сказать, что большая часть школьных библиотекарей умеет грамотно пользоваться компьютером и Интернетом. Знает пути поиска информации. К сожалению, учителя и врачи, которых мы обучали этим летом, не слишком горели желанием изучать Интернет. Я не видела интереса в их глазах. А ведь и учителя, и врачи – люди профессий, которые должны учиться постоянно. И те, и другие порой страдают тем, что воздвигают себе нерукотворные памятники, думают, что всего достигли. Но мы то с вами знаем, что без компьютера сейчас жить просто не возможно. Писать ручкой – вчерашний день. Слава Богу, что государство приняло программу, согласно которой у нас в Казахстане будут делать компьютеры по 350 долларов. Это необходимость! – А если говорить еще о работе, которая ведется в вашей библиотеке. О праздниках, которые вы проводите, об интересных программах и презентациях, о гостях из разных стран, которых с удовольствием принимаете. – Мы идем на контакт со всеми людьми, организациями, которые хотят это делать. Вместе с французским посольством каждый год устраиваем праздник французского языка «Франкофония». В год Пушкина провели много интересных мероприятий в честь великого поэта. И еще я бы хотела рассказать об одном деле, которым очень горжусь. В 2005–06 годах мы проводили городские родительские собрания. Работали с родителями как с информационными лидерами. Мое твердое убеждение: воспитание – это все-таки дело семьи. Учеба – да, это школа, а воспитание – семья. И в первую очередь нужно учить родителей быть родителями. Семейная школа нужна человеку постоянно, будь это молодые 20-летние мама и папа или 60-летние дедушка и бабушка. Нам всем нужно учиться быть родителями, дедушками и бабушками, а значит, учиться быть Людьми. А научиться быть Человеком – очень тяжело. У меня голубая мечта иметь при библиотеке психолога, который помогал бы разруливать ситуации и родителям, и детям. – Но в школах же есть психологи? – На мой взгляд, школьные психологи работают не для детей, а для администрации, занимаются не свойственными им функциями. – Работники образования охотно идут на контакты с вами? – Я не могу пожаловаться на отсутствие контактов. Не было случая, чтобы директор школы или департамент города Алматы нам отказали в какой-то просьбе. Я благодарна им за то, что они признают наш профессионализм. Думаю, это связано с высоким рейтингом библиотеки. Наши мероприятия всегда проходят на высоком профессиональном уровне. Если мы приглашаем учителей, то, действительно, с ними работаем, стараемся дать им какой-то рабочий материал. Здесь немаловажна практическая деятельность. У нас имеются школьные сценарии практически на любую тему, к нам может придти любой учитель, попросить разработки. Единственная платная услуга у нас – это ксерокопирование материалов, ведь бумага сегодня дорогая. Хотя, интересно, в наших мероприятиях чаще участвуют учителя с детьми из очень отдаленных школ, чем из тех, что находятся рядом. – А с чем чаще всего обращаются к вам учителя? – За самыми разнообразными сведениями. В школах, например, очень мало информации о каких-то международных, республиканских проектах, мы их информируем. К сожалению, директор школы сегодня не имеет возможности выписывать много газет и журналов. Если бы городские власти протелефонизировали все школьные библиотеки, они могли бы через Интернет выходить на наш банк данных, пользоваться им. Но здесь нужны финансовые вливания. – Вы сказали, что чтение деловой литературы для детей – это естественно. А как же высокая художественная литература, духовная пища, которая помогает жить? Я думаю, что в будущей жизни девочки, которая не прочитала о первом бале Наташи Ростовой, ее разговор с Соней у окна, что-то будет потеряно навсегда. А как юному созданию обойтись без Тургенева, Чехова, Бунина? – Давайте смотреть правде в глаза. У пятиклассника 42-часовая рабочая неделя. К сожалению, выросло поколение нечитающих родителей. Вы и среди учителей найдете немного людей с книжкой. Сейчас у нас руководитель детского чтения не знает литературы. Вопрос в другом. Огромное количество исследований во всем мире говорит о том, что дети хотят читать о себе, о своем времени, о своих тревогах и заботах. В этом плане у нас вообще нет казахстанской художественной детской литературы. Да, у нас есть историческая литература, да и то не всегда качественная. Государству надо обращать гораздо больше внимания этому вопросу. Вот я прочитала «35 кило надежды» Анны Гавальды – французской писательницы. Мальчик – герой книжки, умеет все делать руками, но очень тяжело учится. Многое ему просто недоступно. У нас такие дети попадают в разряд необучаемых. Замечательная книга! Французы сейчас выходят в тройку лидеров детской литературы, хотя традиционно здесь первое место занимали английские писатели. В мировой детской литературе очень много учителей. У них знание мировой педагогики, возрастной психологии, детской души. Такие книги в книжных магазинах есть, проблема в том, что чтение хороших книг – дорогое удовольствие. Я не думаю, что каждый родитель сможет купить ребенку такую книгу. Поэтому я за то, чтобы государство покупало хорошие детские книжки и распределяло их по школьным библиотекам. Ведь хорошая школьная библиотека гораздо ближе к ребенку, чем городская. Хотя бы потому, что до детской библиотеки ему еще нужно дойти. И на прощание мне хотелось бы процитировать Виктора Гюго. «Свет! Всегда свет! Повсюду свет! В нем нуждаются все. Он содержится в книге. Раскройте книгу шире. Дайте ей возможность сиять, представьте ей действовать. Кто бы вы не были, если вы хотите просвещать, вдыхать жизнь, наставлять, смягчать, умиротворять – распространяйте книгу повсюду; учите, показывайте, доказывайте; Невежество – это сумерки, там рыщет зло. Думайте об освещении улиц, – пожалуйста; но думайте прежде всего о просвещении умов». Послесловие редактора: …Все свое детство я провела в детской городской библиотеке им. Крылова, которая находилась за Пугасовым мостом. Ходила туда через весь город, кажется, с первого класса, и многие детские книжки прочитала именно там, хотя и дома родители не жалели денег на книги. Но ведь телевизор в нашей семье появился только тогда, когда я пошла в пятый класс. Нынешним компьютеризированным и телефонизированным детям это не понять. Но мне нравится выражение, которое я где-то прочитала: «Когда смотришь телевизор, мысли уходят, а когда читаешь книги – приходят». Трудно сказать, какими будут в будущем книги. Я склонна согласиться с Борисом Акуниным, который считает, что на смену бумажной литературе придут электронные книги. И лес будем меньше вырубать (хотя если станем в ближайшие годы к деревьям относиться так же варварски, как сейчас, то их просто не останется), да и одна электронная книга сможет вмещать целую библиотеку лучшей мировой классики. Я утверждаю это не голословно. С некоторых пор читаю по своему карманному компьютеру книги, которые выкачиваю из Интернета, и получаю от этого не меньшее удовольствие, чем от обычной книги. Софья Кумаровна со мной не соглашается, она считает, что процесс чтения красивой книги, пахнущей типографской краской, перелистывание листов – само по себе удовольствие… Что ж, может быть, когда-нибудь старинные книги останутся для «гурманов», кто знает? Ясно одно. Чтение книг – очень важное дело. Для того чтобы человек вырос умным, добрым, знающим, творческим, он обязательно должен любить книги. И в этом плане Софья Кумаровна вместе со своими сотрудниками, алматинскими учителями делают дело огромной государственной важности. Пожелаем им успехов! Людмила Мананникова. | |
Просмотров: 1322 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|