Главная » Статьи » В помощь учителю » Мировая художественная культура |
Художественное наследие Древней Греции, сыгравшее выдающуюся роль в развитии мирового искусства, вошло в историю под названием «античного искусства». Этот термин происходит от латинского слова «антиквус», что означает «древний». Впервые он появился в XV веке, когда в Италии в борьбе с традицией средневековья утверждалась новая, пронизанная верой в красоту и ценность человека культура эпохи Возрождения. Ее создатели отвергали современное им искусство европейской готики и в поисках источника вдохновения обращались к далекому прошлому – творениям зодчих, скульпторов и художников Древней Греции и Древнего Рима. В VIII-VI веках до н.э. на Балканском полуострове, островах Эгейского моря и побережья Малой Азии возникли многочисленные полисы – города-государства Древней Эллады. Смелые купцы и мореходы, бороздившие воды Средиземного и Черного морей, основали на их берегах почти 150 городов-колоний. Постоянные войны и опасность восстаний рабов делали главной обязанностью гражданина защиту своего города. Образ доблестного воина воспевали эллинские поэты. Суровые тяготы походов и огромный вес доспехов требовали большой физической силы и выносливости. Эти качества греки воспитывали постоянными занятиями атлетикой, которые начинались с детских лет и не прекращались до глубокой старости. Гимнастические упражнения и пентатлон – пятиборье, включающее бег, прыжки в длину, метание диска и копья, а также борьбу, развивали крепость тела и стойкость духа. Расцвету атлетики способствовали и состязания. Среди них центральное место занимали знаменитые игры в Олимпии, куда собирались лучшие греческие атлеты. Победители игр – олимпионики – пользовались славой и уважением, их считали равными бессмертным богам. Атлеты выступали на состязаниях обнаженными, и зрителей это не смущало. Глядя на могучих юношей с тренированным телом и крепкими мускулами, зрители испытывали благородную зависть и сами стремились стать такими же сильными, пропорционально сложенными, ловкими. Сама жизнь формировала в сознании греков представление о прекрасном человеке, в котором физическая сила и духовная красота слиты воедино. Скульпторы и художники Древней Греции постоянно видели нагих атлетов, любовались их гармонически развитым телом, изучали пластику движении и стремились воплотить в своих произведениях образ идеального человека, мужественного воина и доблестного гражданина, который стал бы предметом восхищения и образцом для подражания. С наибольшей яркостью этот идеал выразили греческие мастера, работавшие в V-IV веках до н.э., в эпоху расцвета науки, культуры и искусства Древней Эллады. Недаром последующие поколения считали памятники архитектуры, скульптуры и живописи, созданные в эти столетия, непревзойденными шедеврами, называли их образцовыми или классическими. Театр в Эпидавро Героический характер искусства V века до н.э., когда греческие города в упорной борьбе одержали победу над полчищами завоевателей-персов, выразился в монументальных, окруженных колоннами храмах и в статуях, высеченных из мрамора или отлитых из бронзы. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина стало главной задачей, которую решала греческая скульптура эпохи классики. В творческом воображении эллинских мастеров типически обобщенный образ совершенного человека был связан, прежде всего, с обликом юноши-атлета. Чертами этого идеала отмечена замечательная бронзовая фигура возничего, который стоит на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Исполненная около 470 года до н.э., посвященная богу света и искусств Аполлону, скульптура прославляет победу правителя сицилийского города Гелы на конных состязаниях в Дельфах. Стройная фигура юноши своей величавой красотой напоминает колонну греческого храма. Сходство усиливают ниспадающие складки хитона, напоминающие желобки-каннелюры дорической колонны. Мастер искусно передал вьющиеся волосы, стянутые победной повязкой. Удивительную живость придают лицу атлета глаза, сделанные из цветного камня. Спокойный выразительный взгляд и благородная соразмерность черт лица рождают чувство светлой и радостной гармонии. Умение показать человеческую фигуру в естественном и непринужденном движении стало одним из величайших достижений скульптуры. В полной мере это мастерство проявилось в бронзовой статуе бога Посейдона, найденной на дне моря у мыса Артемисион. Владыка морской стихии с телом могучего атлета бросает трезубец в невидимого противника. Его фигура двухметровой высоты поражает безупречной красотой силуэта. Величественный размах рук и упругий сильный шаг передают властный порыв разгневанного бога. С изумительным мастерством скульптор показал живую игру напряженных мускулов. Скользящие блики на зеленовато-золотистой от времени поверхности бронзы выявляют хрупкую лепку форм. Лицо Посейдона привлекает мужественной простотой и волевой устремленностью. Мастера греческой классики в полной мере овладели приемами реалистического изображения человеческой фигуры в рельефе. К шедеврам эллинской скульптуры можно отнести мраморный рельеф, принесенный в дар богине Афине, которая представлена юной девушкой. Ее поза отличается изяществом и грацией. Афина опирается на копье, ее голову венчает высокий коринфский шлем, спокойный ритм складок одежды подчеркивает стройность фигуры. Прекрасные черты лица и поза богини передают состояние задумчивости, оттеняющей поэтическую одухотворенность и нравственную чистоту образа В VI-V веках до н.э. величайшего совершенства достигло искусство художников, украшавших глиняные вазы. В Афинах, крупнейшем экономическом, политическом и культурном центре Древней Греции, существовал целый ремесленный квартал – Керамик, где работали гончары. Сформированные на гончарном круге сосуды расписывались густым черным лаком, секрет которого неизвестен до сих пор. Рисунки на вазах исполнялись в черно-фигурной технике. Изображения людей и животных были покрыты лаком и после обжига четко выделялись на фоне оранжево-красной глины. Крупнейшим мастером чернофигурного стиля был афинянин Эксекий, чье творчество относится к середине VI века до н.э. Свои вазы он обычно подписывал словами: «Эксекий сделал». Одно из его лучших его произведений – килик, чаша для вина, на дне которой запечатлен эпизод легенды о боге вина и веселья Дионисе. По преданию, однажды его похитили пираты и собирались продать в рабство. Когда корабль вышел в открытое море, по палубе заструилось вино, темно-зеленый плющ обвил мачту, появились хищные звери – постоянные спутники Диониса. Разбойники стали в ужасе прыгать с корабля и, не долетая до воды, превращались в дельфинов. Искусство античного мира вдохновляло поэтов и композиторов, писателей и живописцев всех стран Европы в течение нескольких столетий. Правдивое отражение действительности, простота и ясность художественного языка, совершенное мастерство исполнения – все это определяет непреходящую ценность античного искусства и в наши дни. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29014/ | |
Просмотров: 1591 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|