Главная » Статьи » В помощь учителю » Мировая художественная культура |
«Детские пьесы Б.Бартока» Звучит пьеса "Менуэт" Б. Бартока в исполнении Костенко Тани. Незатейливую пьесу, которую вы сейчас услышали в исполнении Костенко Т., написал венгерский пианист, композитор, педагог, фольклорист Бела Барток. Многие из вас, возможно, в первый раз услышали это имя. Но, может, вам известны другие имена – Ференца Листа, например, имя Иоганнеса Брамса. Это тоже были венгерские композиторы. Венгрия – это страна Западной Европы, и столица ее – город Будапешт. Венгерская музыка - очень древняя, и ее народные песни связаны с Востоком. Например, по ритму, мелодии многие из них родственны песням калмыков, монголов, чувашей, марийцев и других народностей. В самом начале я сказала, что Барток был музыкантом – фольклористом, т.е. человеком, который собирал и изучал народные песни. Барток собирал не только венгерские, румынские, словацкие народные песни, но и турецкие и арабские. Барток говорил, что создать произведение, опираясь на народную песню не легче, чем просто новое произведение. Он брал малознакомые или совсем незнакомые песни и на их основе сочинял свои произведения. Он говорил: "Я считаю наши песни такими же шедеврами в области малых форм, как фуги Баха или сонаты Моцарта в области крупных форм". Сейчас в исполнении Мордвинова Влада прозвучит небольшая пьеса. И чтобы лучше было вам понятно ее содержание, я прочитаю к ней стихи: Коль на гору в Буде Вечерком взойду, Под горою все деревни На виду. Там увижу девушек, Каких на свете краше нет, На груди у каждой Васильков букет. Бела Барток родился 25.03.1881 года в Надьсентмиклоше (Румыния) – 26.09.1945г. – Нью-Йорк) в семье директора сельскохозяйственной школы и учительницы. В свободное время его родители много музицировали. В четырехлетнем возрасте мальчик сам наигрывал на рояле услышанные мелодии, а с 5-ти лет мама стала обучать его игре на фортепиано. Когда Бартоку было 7 лет – умер его отец, и семья вынуждена была переехать в другой город (на Украину). В 9 лет его отдали учиться в гимназию, помимо этого он стал брать уроки игры и композиции у Ф. Керша. В это же время появились его первые произведения – пьесы – вальсы, мазурки и другие. Среди них есть и ансамбли – т.е. пьесы для исполнения в 4 руки. Сейчас мы услышим ансамбль в исполнении Казьяниной Наташи и Григорьевой Ирины. В 11 лет состоялось первое публичное выступление Б.Бартока и оно имело большой успех. После окончания гимназии он поступает в Академию музыки им. Листа в Будапеште, где учится по классу фортепиано, где его считали одаренным пианистом. Он обладал ценным даром к постоянному учению и самообразованию. Его друг и соученик Золтан Кодай так вспоминает о нем: "Учиться до самой смерти было его страстью". Хотя у него не было особых способностей к языкам, он так освоил испанский, французский, словацкий, английский, румынский языки, что мог самостоятельно переводить собранные им тексты. Еще с детства Барток знал, что он посвятит свою жизнь музыке, но помимо композиторской деятельности, он давал много концертов, выступал как пианист. Он был в Португалии, Швейцарии, Франции. Сохранились записи о Бартоке – пианисте. "Его собственная манера игры очень фиксированная, почти зажатая, имела отношение к его физическому строению (а также к его моральному качеству – сдержанности), он был легок по весу, небольшой костистый, с твердыми мускулами. Хотя он и умел использовать на фортепиано вес, все же его игру прежде всего характеризует удар (рука фиксирована в запястье, кисть - неподвижна). Именно это давало эффект игры, как бы высеченной из камня". Еще любил Барток слушать и собирать народные песни. Первую свою песню он записал в 1904 году. И постепенно это стало его основным занятием. Вместе с З.Кодаем Барток начал ездить в экспедиции с фонографом (прибор для записи) по глухим венгерским, румынским селениям. Он записывал народные песни и, сочетая их со средствами современной гармонии, нового музыкального языка, сочинял оригинальные по музыке произведения. Сейчас прозвучит пьеса в исполнении Шмаковой Ю., которая называется "Вишенка": Вишенка на горе, А под горой река. Там приглядела я, Там приглядела я Ладного паренька, Ладного паренька. В 1907 году начинается его педагогическая деятельность. Он преподает фортепианную игру в Академии музыки им. Ф. Листа, а также продолжает собирать народную музыку. Выходят его сборники: "20 венгерских народных песен", (совместно с З.Кодаем), обработка народных песен для голоса с фортепиано, песни для хора а capella и другие. Помимо вокальной музыки, он пишет и крупные произведения: оперу "Замок герцога Синяя Борода", балеты – "Деревянный принц", "Чудесный Мандарин", произведения для оркестра – симфонии, сюиты, скерцо и др. Но так, как сам Барток был пианист, он очень любил писать для фортепиано – "Румынские колядки", "15 венгерских крестьянских песен", "10 маленьких пьес", "9 маленьких пьес". Много пьес написано для детей – цикл пьес, состоящий из 4-х тетрадей, включает 85 пьес. Этот цикл был написан в 1908 году. Пьесы, которые вы сегодня слышали и услышите сейчас, входят в этот цикл. Сейчас прозвучит "Пьеса" в исполнении Абросимовой Н. Она называется "Игра". Тра-ля, тра-ля, Вьется вдоль дорога, Тра-ля, тра-ля, Полк шагает в ногу. Бьет барабан, Бьет барабан. Левой, левой, правой, Шандор самый бравый, Всех стройней. В 1920-30гг. расцветает концертная деятельность Бартока. Он посещает США, Москву, Ленинград, Харьков, Одессу. Его везде тепло принимают. Он исполняет не только свои произведения, но и произведения композиторов–классиков: Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. Большое влияние на его творчество оказали события Второй Мировой Войны (1941-45гг.). Он всячески выступает против военных событий. И в знак протеста запретил исполнять свои произведения по немецкому и итальянскому радио, т.е. там, где был фашистский режим. Барток написал завещание, в котором запрещает именовать его именем улицы и площади Будапешта, пока существует площадь им. Гитлера. В это время он пишет наиболее значительные произведения, где выражает идею братства между народами: Кантата "9 волшебных оленей", 2-ой концерт для фортепиано, цикл фортепианных пьес "Микрокосмос". Музыка военных лет характеризуется жесткими ударно-шумовыми эффектами, главное место принадлежит ритму, диссонансной гармонии. В 1940 г. он дает последний концерт в Будапеште и иммигрирует в США. Там ему было присвоено звание почетного профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке, где он работал. Это был довольно тяжелый период его жизни. Вскоре он перестал концертировать, писать произведения. Находясь вдали от Родины, он испытывает сильное чувство ностальгии. Наступает нужда и болезнь. Примерно через год он получает заказ на Концерт для оркестра и сонату для скрипки соло. Первое исполнение концерта прошло успешно, и Барток получил еще заказ на Концерт для альта. Это был 1945-й год. Венгрия была освобождена, и Барток хотел вернуться на Родину. Но обострение болезни помешало этому. XX век подарил музыке немало замечательных художников. В 1-й половине этого столетия жили и работали такие композиторы и музыканты, как Дебюсси, Пуччини, Скрябин, Глазунов и др. Барток принадлежал тоже к числу этих композиторов, но при жизни он не пользовался славой, так как он был человеком очень скромным и не любил рекламировать свое творчество. Конечно, его музыка не сильно легкая для восприятия, в чем вы сами сейчас убедились, но в его музыке есть столько обаяния, теплоты, что, услышав ее раз, эта музыка останется в сердце надолго. | |
Просмотров: 1831 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|