Тема: Этот загадочный Арабский Восток… Эпиграф : Мы цель созданья, смысл его отменный, Взор Божества и сущность зрящих глаз. Окружность мира - перстень драгоценный, А мы в том перстне — вправленный алмаз. Омар Хайам. Проблема: развитие толерантности как одного из факторов формирования компетентности учащегося . Тип урока: урок расширения и углубления знаний с использованием презентации в программе Microsoft Power Point. Цели урока: • мотивация учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению искусства и культуры Арабского Востока; • актуализация знаний учащихся; • воспитание толерантности. Межпредметные связи : история, религиоведение , МХК. Ожидаемые результаты: • Развитие положительной мотивации учащихся к обучению; • Формирование культуроведческой компетенции учащихся; • Развитие художественного вкуса и коммуникативных умений учащихся. Оборудование: ПК Зрительный ряд : Презентация урока. Ход урока: 1.Орг. момент.(Слайд 1 ) 2.Учитель: Ребята, как вы думаете, что объединяет такие термины, как мечеть, минарет, Коран, арабеска ? (предполагаемый ответ- все эти понятия неразрывно связаны с Арабским Востоком.). А объединяет их ислам . Ученик 1: Ислам — одна из трех мировых религий (наряду с христианством и буддизмом). Это самая молодая из мировых религий. Ее название в переводе с арабского языка означает «покорность, предание себя Богу». Последователей ислама называют мусульманами. Возникла эта религия в начале 7 века на территории современной Саудовской Аравии. До этого местные племена арабов были язычниками, то есть поклонялись множеству самых разных богов. В то же время в Аравию активно проникали идеи христианства и иудаизма (религия евреев). С ними был знаком и основатель ислама пророк Мухаммед. Ислам во многом сложился на базе двух предшествующих религий - христианства и иудаизма. Например, из иудаизма в ислам попал запрет изображать живых существ и употреблять свинину. Из христианства и иудаизма – идея ожидания грядущего Мессии . (Слайд 5, 6)Около 30 библейских персонажей вошли в Коран: Адам и Ева, Каин/Кабил, Ной/Нух, Авраам/Ибрагим, Моисей/Муса, Иосиф/Юсуф Мария/Мариам, Иоанн Креститель, Иисус/Иса, архангелы Гавриил/Джабраил и другие. Мусульмане считают Иисуса обычным человеком, а не сыном бога и отрицают смерть на кресте. Представители всех этих 3-х религий часто почитают одних и тех же святых людей, одни и те же святые места и т.д. Поэтому, ислам учит с уважением относится к «людям писания» (т.е. христианам и иудеям).(Слайд 7, 8) В Иерусалиме – третьем священном городе мусульман на Храмовой горе находится Мечеть Омара (688-691) или Купол Скалы. 8-угольная мечеть украшена куполом из золота (диаметр – 20 м, высота – 34 м). Здесь когда –то когда-то находился знаменитый Соломонов храм евреев, разрушенный римлянами. (Слайд 9).Скала, находившаяся под куполом Мечети Омара, одинаково священна для иудеев, христиан, мусульман. Считают, что именно здесь Авраам хотел принести в жертву Богу сына Исаака. Мусульмане полагают, что именно отсюда поднялся на небеса Мухаммеда в ночь Вознесения. На камне сохранились следы стопы пророка и отпечаток копыта его коня. Скала окружена деревянными перилами. В мечети хранится 3 волоса из бороды пророка. Ученик 2: Основатель ислама и Великий пророк- Мухаммед (иногда его имя произносится, как Мохаммед, Мухаммад или Магомет)(Слайд 10 ).Он родился приблизительно в 570 году 8 июня в Мекке, которая находится на территории современной Саудовской Аравии. В этот же день и умер. Похоронен в Медине.( Слайд 11)По преданию, Мухаммеду явился архангел Гавриил и сообщил откровение от Бога (по-арабски: Аллах). Мухаммед записал это откровение в священную для всех мусульман книгу Коран и стал основателем новой религии — ислама. Ученик 3 Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Ислам держится на «пяти столпах» — основных правилах, которые должен соблюдать каждый мусульманин. (Слайд 13) 1) Шахада - вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха; 2) Намаз – ежедневная 5-кратная (с рассвета и до заката) молитва. Женщины и дети читают его дома. Мальчики с 12 лет в мечети. 3) Зякет - Благотворительность в пользу бедных– 1/40 часть годового дохода. 4) Пост в месяце Рамадан (с рассвета до заката) 5) Хадж - 6 дневное паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Ученик 4(Слайд 14) Коран (араб. кур'ан, букв. — чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Переводить с арабского языка нельзя – теряется святость. «Настоящий» Коран печатается в одном из городов Саудовской Аравии, в специально освященной типографии. (Слайд 15- 18)В Коране 114 разделов – сур, которые делятся на аяты. Длина сур к концу книги в основном уменьшается. Большая часть Корана написана нерифмованной прозой. Коран был дополнен Сунной, написанной в VII-VIII вв. Это 6 томов комментариев к Корану. Сунна послужила основой для шариата – свода исламских законов Сегодня сохранились 4 самых древних Корана (VII-VIII век): в Мекке, Медине, Каире, Самарканде. Почитают мусульмане кошек и не любят собак (священное животное зороастрийцев). Почитают розы (белые считаются каплями пота Мухаммеда). Ученик 5 Основным культовым зданием стала мечеть — место для молитвы. Считается, что прототипом мечети явился дом Мухаммеда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах.( Слайд Аль-Масджид аль-Харам 19). Классический тип арабской мечети, которую называют колонной или дворовой, представляет прямоугольный участок, огороженный высокой стеной. Основным элементом композиции является двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. Колонны чаще всего расположены в несколько рядов; в сторону киблы (Кибла - направление на главную мусульманскую святыню: первоначально — Иерусалим, а позднее — Мекку.) они образуют обычно глубокий колонный зал.( Слайд 20) Киблу отмечает также специальная украшенная надписями и орнаментом ниша – михраб. Ученик 6. (Слайд 21)В архитектуре арабских стран распространен тип колонной мечети. Ее внешний вид напоминает крепость, окруженную глухими стенами, в которых пробиты входы, но ни один не выделен в качестве главного. Нередко в ту пору крепостные стены мечети служили и защитой от нападений врагов. В ранних мечетях не было ни ярких росписей, ни сложных узоров, ни роскошных ковров. (Слайд 22)Примером является расположенная в центре Мекки мечеть Кааба («Дом Аллаха» на Земле). Это кубическое здание без окон 12 на 10 метров и высотой 15 м. По своей форме это единственная в своем роде мечеть. Ориентирована Кааба по сторонам света. На высоте 2 метров находится резная деревянная дверь. ( Слайд 23, 24 )В восточный угол, на высоте 1,5 м, вмонтирован 16-сантиметровый Черный Камень. Ученые полагают, что это базальт или метеорит. Мусульмане считают, что это окаменевший ангел, посланный на Землю. По другим представлениям это белый яхонт (или яшма), почерневший от грехов мира и слез паломников. Джабраил вручил его Аврааму. Считается, что этот камень вновь побелеет в день Страшного Суда. Камень находится в серебряном обрамлении. ( Слайд 25)Здание покрыто черным шелковым полотном. Где вручную золотыми нитями вышиты коранические суры. Сегодня, после окончания хаджа, полотно распарывается и раздается паломникам в качестве амулетов. Внутри, по мнению, ученых еще сохранились с доисламских времен остатки христианских фресок. Мусульмане считают, что внутри висит в воздухе древний (VII в) Коран. Мечеть окружена 7 минаретами. Это самое большое количество минаретов вокруг мечети. Ученик 7 ( Слайд 26) Начиная с 8 века важнейшим признаком соборной мечети становится минарет — высокая узкая башня, с которой специальный служитель — муэдзин — напоминает всем верующим о наступлении часа для молитвы. В различных формах минарета отразились местные архитектурные традиции и вкусы. На западе мусульманского мира получили распространение четырехгранные минареты, на востоке — круглые в фундаменте. (Слайд Минарет аль-Мальвия 27). Известны также три сохранившихся спиралевидных минарета: два в Самарре (близ Багдада в Ираке) и один при знаменитой каирской мечети Ибн Тулуна в Египте. ( Слайд 28) Одной из красивейших мечетей является мечеть над могилой Мухаммеда из чистого мрамора, находящейся во втором по святости городе Медине. Мусульмане считают, что его гроб висит в воздухе, ибо земля, якобы, недостойна держать такого человека. Рядом с могилой Мухаммеда оставлена пустая могила для Иисуса Христа. После его второго пришествия, Иисус будет захоронен здесь. Ученик 8.Искусство в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрическим, растительным и эпиграфическим узором. (Слайд 29)Мусульманская религия запрещала изображение человека и животных в искусстве. Поэтому в странах ислама искусство исторически сложилось орнаментальным, отдававшим предпочтение абстрактным, геометрическим и стилизованным формам. (Слайд 30 )Ислам никогда не допускал внешнего сходства Бога с человеком или иными земными существами. "Не постигают Его взоры...", - говорится в Коране. ( Слайд 31) С другой стороны, Коран не запрещает изображать людей и животных (исключение составляют самые ортодоксальные формы религии, напр., суннитство), но очевидно, что такие изображения не могут быть объектом поклонения и не должны размещаться в священных местах. Учитель:И все-таки, главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или символа.( Слайд 32) Основа художественного творчества мусульман - каллиграфия и орнамент (арабеска) - искусство изображения слова и искусство изображения символа, соответственно. ( Слайд 33, 34, 35 ) Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетенное в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплетах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь. Мусульмане верят, что выведенное калямом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум. В исламском мире искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства, что позволило выделить его в особый вид искусства - арабеску.( Слайд 36) Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque - "арабский") - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов порой включающий и надпись, созданные на основе точного математического расчета. Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной". Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это "боязнью пустоты"). ( Слайд 37) Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике. Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX-начало XX в.в.), особенно Обри Бердслей. Вывод: Арабское искусство в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художественной культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульманский мир и выходило далеко за его пределы В культуре Арабского Востока появилось и такое понятие, как толерантность. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. В арабской культуре это – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим. У каждого из нас свои особенности, разные характеры, взгляды, так давайте относиться друг к другу толерантно.Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила. 4.Рефлексия.
|