Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мировая художественная культура

урок музыки
Урок музыки

Тема «Подружитесь с ритмом»
Цель и задачи: Формировать у учащихся понятие о ритме как о чередовании звуков разной длительности. Дать представление о роли ударных инструментов в оркестре. Развивать умение слушать и анализировать музыку, совершенствовать вокально-хоровые навыки. Воспитывать стремление понимать музыкальное искусство.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты
Предметные результаты: знать определение ритма, иметь представление об ударных музыкальных инструментах.
Личностные результаты: иметь представление о творчестве известного казахского композитора Н. Тлендиева; показать стремление развивать хороший художественный вкус.
Системно - деятельностные результаты: уметь слушать и анализировать музыку, различать звучание асатаяка, дангыры, конырау, туяктаса, деревянных ложек, дабыла.
Материальное обеспечение урока:
Для учителя: CD-проигрыватель, CD-диски, иллюстрации ударных музыкальных инструментов, портрет Н. Тлендиева, Н. А. Римского-Корсакова, рисунки музыкальных инструментов.
Для учащихся: учебник музыки, тетрадь.
Межпредметные связи: литературное чтение, познание мира, ритмика, изобразительное искусство.
Планирование деятельности:
1. Исполнение песни «Домбырасыз сән қайда», повторить «Тұған жер».
2. Беседа об истории появления ударных музыкальных инструментов – асатаяка, дангыры, дыбыла, туяктаса, деревянных ложек.
3. Слушание и анализ музыки Н. Тлендиева «Напевы предков».
4. Объяснение термина «ритм».
Физминутка: слушание Н. А. Римский – Корсаков «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка», слушание «Damsels».
Ход урока:
1. Организационный момент:
Приветствие. Проверка отсутствующих учащихся. Проверка наличия принадлежностей. Распевка «Здравствуйте», «Доброе утро».
2. Повторение пройденного материала.
Проверка домашнего задания.
Комментарии о выполненных учащимися рисунках на тему «Весёлая балалайка» (звучит русская народная песня «Коробейники»); выборочное слушание сказок, сочиненных учащимися о дружбе домбры и балалайки.
Учитель поощряет творческие работы учащихся.
Чей инструмент звучит звонче?
Что означает слово «тембр»?
Можно ли назвать человеческий голос музыкальным инструментом? Имеет ли человеческий голос тембр?
Исполнение песни «Домбырасыз сән қайда».
3. Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке вы узнаете о музыкальных инструментах: асатаяке, дангыре, дабыле, туяктасе, деревянных ложках, которые называются ударными. Услышите и сравните их звучание, подберете нужные слова для их сравнения. Познакомитесь с новым музыкальным термином «ритм».
4. Раскрытие темы урока.
В XX веке в Казахстане появились первые оркестры казахских народных музыкальных инструментов.
В состав оркестра входили струнные, духовные, ударные инструменты.
Ударные инструменты придают оркестру особое звучание, усиливают музыкальный ритм.
Жизнь была б ужасно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук –
Шум дождя и сердца стук,
Рёв слонов и мух жужжанье,
Топот, свист, мычанье, ржанье...
(А Усачёв)
Давайте послушаем звуки, которые нас окру¬жают! Что вы слышите? (Тиканье часов, биение сердца, шаги на улице и т. д.)
Вы знаете, что такое азбука Морзе?(Ответы детей). В лесу тоже есть свой телефонист -дятел. (Проводится упражнение «Весенняя телеграмма», автор Т. Тютюнникова, стихи В. Суслова; размер 4/4.)
Дятел сел на толстый сук –
Тук да тук.
Всем друзьям своим на юг -
Тук да тук.
Телеграммы срочно шлёт -
Туки-туки-тук,
Что весна уже идёт -
Туки-туки-тук.
Что растаял снег вокруг -
Туки-тук, туки-тук,
Что подснежники вокруг -
Туки-тук, туки-тук.
Дятел зиму зимовал -
Тук да тук,
В жарких странах не бывал -
Тук да тук.
И понятно, почему
Скучно дятлу одному.
Эти звуки шумовые. А вот звук музыкальный. (Беру ноту «соль» на фортепиано). Попробуйте его пропеть. Если я добавлю ритмический рисунок что получится? ( Играю на этой ноте попевку)
К нам летят со всех концов
Стаи радостных скворцов.
Получилась песня? ( Получилась). Сколько было звуков? (Один).

Звуки были организованы ритмическим ри¬сунком, поэтому и получилась песня. Без ритма не будет песни. Я сыграю песенку ещё раз, а вы пропойте и прохлопайте её ритмический рису¬нок. (Дети выполняют задание педагога.)
Композитор Николай Анд¬реевич Римский-Корсаков в своей опере «Снегурочка» передал пение птиц при помощи музы¬кальных звуков и ритма.
3вучит в аудиозаписи «Песня и пляска птиц » из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Кор¬сакова. Педагог спрашивает детей, голоса ка¬ких птиц они услышали, затем предлагает прохлопать ритм плясового мотива).
Давайте попробуем сочинить песни птиц, каждая из которых выводит трели по- своему, с различным ритмическим рисунком. Будьте внимательны и постарайтесь точно по¬вторить придуманный мной ритм песни каж¬дой птицы. (Проводится упражнение «У кого какая песня?»)

У кукушки какая песня? У кукушки такая песня:
Ку-ку! Ку-ку!

У жаворонка какая песня? У жаворонка такая песня:
Жив-жив! Жив-жив! Жив-жив! Жив-жив!

У чижа какая песня? У чижа такая песня:
Тишь-тишь-тишь-тишь-тишь.

У перепёлки какая песня? У перепёлки такая песня:
Фить фить – фить – фить – фить – фить – фью.

У воробья какая песня? У воробья такая песня:
Чик-чи-рик, чик-чи-рик.


Вы справились с заданием и точно про¬хлопали ритм каждого слова. А протопать смогли бы? (Исполняется русская народная потешка «Божья корова»).
Предлагаю вам пропеть музыку руками так, чтобы они рисовали музыку, выполняя все её ню¬ансы. (Звучит «DAMSELS», диск «Pondo Veneziano». Дети выполняют задание.) Ваши руки постоян¬но находились в движении? (Нет.) Ваши руки ос¬танавливались вместе с музыкой. Остановка в му¬зыке называется «пауза» - молчание.
Назовите ударные инструменты (асатаяк, дангыра, конырау).Что надо сделать, чтобы они зазвучали? (Встряхивать.)
Физминутка «Солнышко»
А теперь послушайте музыку Н. Тлендиева «Напевы предков», которую композитор сочинил для оркестра ка¬захских народных инструментов. Оркестр называется «Отрар сазы». После слушания вы должны будете ответить на вопросы:
Какие ударные инструменты вы услышали в оркестре?
Менялся ли характер музыки?
Какое впечатление произвела на вас эта музыка?
Если бы не было ударных инструментов в оркестре, то как бы звучала эта музыка?
Слушание музыки.
После беседы о прослушанной музыке учитель подводит итоги:
- Вы правы, ребята, с ударными инструментами музыка звучит выразительней.
Отгадайте загадку, которая дается в учебнике (коло¬кольчик).
А как по-казахски будет колокольчик? (Конырау.)
Послушайте и разучите песню К. Куатбаева на слова А. Асылбекова «Конырау».
Разучивание песни.
5.Закрепление темы и подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Чем ударные музыкальные инструменты отличаются от струнных, можно ли на них сыграть мелодию?
Что такое ритм?
Какое применение имели раньше ударные инструменты в быту, в хозяйстве?
Что напоминает туяктаса?
Что такое пауза?
Где еще в жизни людей и в природе встречаются конырау?
О чем вы могли бы рассказать сегодня своим родителям после нашего урока?
Поощрение активных детей оценкой, комментарии к каждой оценке. Пожелание другим учащимся проявлять большую активность.
6. Домашнее задание:
- придумать свои веселые названия для разных ударных музыкальных инструментов. Подобрать дома предметы, ко¬торые могли бы стать ударными инструментами. Нарисовать.
Категория: Мировая художественная культура | Добавил: abpbrf (2014-02-03) | Автор: Левина Ирина Ивановна
Просмотров: 1854 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru