Главная » Статьи » В помощь учителю » Мировая художественная культура |
Предмет: основы дизайна Тема урока: «Стили барокко и рококо» Цель урока: Образовательная: формирование новых знаний о стилях барокко и рококо, их характерных черт. Воспитательная: Воспитание внимательности, усидчивости, пытлиости ума, расширение кругозора Развивающая: Развитие наблюдательности, наглядно-образной памяти, ассоциативности, фантазии, креативности. Тип урока: смешанный тип урока Методы: наглядно-демонстративный, объяснительный, игровой метод. Межпредметная связь: живопись, композиция, ДПИ, история изобразительного скусства Оснащение урока: слайд-шоу, карточки со словами, ватман, клей, ножницы, заготовки, фломастеры, краски, раздаточный материал Ход урока: 1. Организационный момент: Отметка учащихся, приветствие. 2. Закрепление и проверка знаний: Проверка альбомов. Фронтальный опрос. • С какими стилями мы познакомились на прошлых занятиях? • Какими отличительными чертами они обладают? 3. Объяснение нового материала: Сегодня на уроке мы переходим к изучению двух новых стилей – барокко и рококо (слайд 1). Вам они уже известны из уроков истории изобразительного искусства. Что вы можете рассказать об этих стилях? (Ответы детей). Хорошо! Давайте с вами еще раз вспомним, где и как появились эти стили. (Слайд 2) Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». (Слайд 3) Рокайль (фр. Rocaille) - -начнем с этого слова. Так издавна во Франции называли украшения в виде грубо обработанных камней и раковин, которыми декорировали садовые гроты и фонтаны. Еще в XVI столетии мастера этого дела были известны как рокайлеры. Позднее этим словом стали обозначать всяческие формы, напоминающие украшения подобного рода. Постепенно слово приобрело специфическое, присущее только ему, понятие: каприз природы, прихоть воображения, нечто необыкновенное, причудливое, вычурное. Отсюда термин rococo. Теперь давайте рассмотрим как развивался этот стиль в различных областях дизайна. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. (Слайд 4). Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. (Слайд 5). Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия. Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора,позолота. Характерны были цветовые контрасты — например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля. (Слайд 6). В интерьере рококо всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. (Слайд 7). Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево. (Слайд 8). Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Воспроизведения атмосферы стиля барокко в настоящее время возможно с помощью стилизации и использования таких деталей барокко, как: • статуэтки и вазы с растительным орнаментом; • гобелены на стенах; • зеркало в золоченой раме с лепниной; • стулья с резными спинками и т.д. (Слайд 9). Мебель эпохи рококо очень изящна. Она обильна украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями. На полу - узорный паркет и ковры-гобелены. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо - очень нежная, используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. (Слайд 10). Костюму стиля барокко были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Тогда же в моду вошли штаны, ренгравы, похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Кроме кружев, на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах — целые серии бантов. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Женское платье было, в отличие от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Первая — светлая, вторая — более темная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Декольте было широким, открывало плечи. Талия — узкая, под платьем носили корсет. Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх, и низко распускавшиеся по плечам. В моду также вошли зонтики, у женщин — муфты, веера. Без меры использовалась косметика. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а черная мушка создавала контраст. (Слайд 11). Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки — панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки». (Слайд 12). Женская причёска претерпела значительные изменения. Так, в 1720—1760-х годах в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. В моде были белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади. (Слайд 13). Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. На карманах — огромные клапаны. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. (Слайд 14). Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. (Слайд 15). Скажите: • Какие новые слова вы запомнили? • Какие образы были популярны в данных стилях? • Что общего есть между ними? Вот такие отличительные черты были в стиле рококо и барокко. 4. Физ минутка. 5. Игра. Как вы заметили, сначала урока вы сидите за разными столами и поделены на 2 группы – команды. Одна команда у нас будет команда Желтых, а вторая – команда Зеленых! И теперь мы поиграем с вами в игру. У меня на столе карточки с разными словами. Карточки окрашены в 2 цвета – желтый и зеленый. На них написаны слова, характеризующие один из стилей. Задача распределить слова по стилям. Каждая команда может брать карточки только своего цвета. Участвуют все члены команды по очереди. Кто быстрее и правильнее справится с заданием, тот наберет больше очков для своей команды. Понятны условия конкурса? Тогда вперед!!! 6. Закрепление знаний на практике. Теперь посмотрим, насколько вы были внимательны, как хорошо запоминали новый материал и как работает ваша фантазия. Каждая команда получает чистый ватман и набор заготовок. Часть заготовок лежит на общем столе. Ваша задача создать коллаж, который будет включать в себя элементы архитектуры, интерьера, мебели и одежды одного из стилей. Для этого задания вам пригодятся приготовленные клей, ножницы, краски, фломастеры, маркеры. На выполнение задание дается ограниченное количество времени. Используйте имеющиеся у вас заготовки, а также заготовки с общего стола, но очень важно выбрать именно нужные заготовки. По итогам выполнения задания необходимо провести презентацию, в которой вы должны подробно рассказать почему вы использовали те или иные детали, цвета, формы. Теперь определим, какая команда будет работать над стилем барокко, а какая над рококо. Прошу выйти по одному человеку из каждой команды. Проведем жеребьевку. (Жеребьевка). Теперь когда вы знаете свои стили можете приступать к заданию. Время пошло! Прошу представителей команд презентовать свою работу. (Выступление команд, презентация). 7. Подведение итогов. Выставление оценок. Теперь подсчитаем баллы каждой команды. А также оценим работу всех учеников во время урока. 8. Домашнее задания. Получите раздаточный материал для домашнего задания. В своих альбомах разместите иллюстрации по обоим стилям стилям. На этом наш урок закончен. Всем спасибо!!! Урок сопровождается презентацией. Если Вам понравится урок, можете обратиться за презентацией мне на почту. | |
Просмотров: 1269 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|