Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мировая художественная культура

Урок «Стили барокко и рококо» по основам дизайна в Детской художественной школе
Предмет: основы дизайна
Тема урока: «Стили барокко и рококо»
Цель урока:
Образовательная: формирование новых знаний о стилях барокко и рококо, их характерных черт.
Воспитательная: Воспитание внимательности, усидчивости, пытлиости ума, расширение кругозора
Развивающая: Развитие наблюдательности, наглядно-образной памяти, ассоциативности, фантазии, креативности.
Тип урока: смешанный тип урока
Методы: наглядно-демонстративный, объяснительный, игровой метод.
Межпредметная
связь: живопись, композиция, ДПИ, история изобразительного скусства
Оснащение
урока: слайд-шоу, карточки со словами, ватман, клей, ножницы, заготовки, фломастеры, краски, раздаточный материал

Ход урока:

1. Организационный момент: Отметка учащихся, приветствие.
2. Закрепление и проверка знаний:
Проверка альбомов. Фронтальный опрос.
• С какими стилями мы познакомились на прошлых занятиях?
• Какими отличительными чертами они обладают?
3. Объяснение нового материала:
Сегодня на уроке мы переходим к изучению двух новых стилей – барокко и рококо (слайд 1). Вам они уже известны из уроков истории изобразительного искусства. Что вы можете рассказать об этих стилях? (Ответы детей).
Хорошо! Давайте с вами еще раз вспомним, где и как появились эти стили.
(Слайд 2)
Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
(Слайд 3)
Рокайль (фр. Rocaille) - -начнем с этого слова. Так издавна во Франции называли украшения в виде грубо обработанных камней и раковин, которыми декорировали садовые гроты и фонтаны. Еще в XVI столетии мастера этого дела были известны как рокайлеры. Позднее этим словом стали обозначать всяческие формы, напоминающие украшения подобного рода. Постепенно слово приобрело специфическое, присущее только ему, понятие: каприз природы, прихоть воображения, нечто необыкновенное, причудливое, вычурное. Отсюда термин rococo.
Теперь давайте рассмотрим как развивался этот стиль в различных областях дизайна.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. (Слайд 4).
Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. (Слайд 5).
Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора,позолота. Характерны были цветовые контрасты — например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля. (Слайд 6).
В интерьере рококо всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. (Слайд 7).
Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево. (Слайд 8).
Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Воспроизведения атмосферы стиля барокко в настоящее время возможно с помощью стилизации и использования таких деталей барокко, как:
• статуэтки и вазы с растительным орнаментом;
• гобелены на стенах;
• зеркало в золоченой раме с лепниной;
• стулья с резными спинками и т.д. (Слайд 9).
Мебель эпохи рококо очень изящна. Она обильна украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями. На полу - узорный паркет и ковры-гобелены. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо - очень нежная, используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. (Слайд 10).
Костюму стиля барокко были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Тогда же в моду вошли штаны, ренгравы, похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Кроме кружев, на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах — целые серии бантов. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Женское платье было, в отличие от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Первая — светлая, вторая — более темная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Декольте было широким, открывало плечи. Талия — узкая, под платьем носили корсет. Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх, и низко распускавшиеся по плечам. В моду также вошли зонтики, у женщин — муфты, веера. Без меры использовалась косметика. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а черная мушка создавала контраст. (Слайд 11).
Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки — панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки». (Слайд 12).
Женская причёска претерпела значительные изменения. Так, в 1720—1760-х годах в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. В моде были белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади. (Слайд 13).
Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. На карманах — огромные клапаны. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. (Слайд 14).
Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. (Слайд 15).
Скажите:
• Какие новые слова вы запомнили?
• Какие образы были популярны в данных стилях?
• Что общего есть между ними?
Вот такие отличительные черты были в стиле рококо и барокко.
4. Физ минутка.
5. Игра.
Как вы заметили, сначала урока вы сидите за разными столами и поделены на 2 группы – команды. Одна команда у нас будет команда Желтых, а вторая – команда Зеленых!
И теперь мы поиграем с вами в игру. У меня на столе карточки с разными словами. Карточки окрашены в 2 цвета – желтый и зеленый. На них написаны слова, характеризующие один из стилей. Задача распределить слова по стилям. Каждая команда может брать карточки только своего цвета. Участвуют все члены команды по очереди. Кто быстрее и правильнее справится с заданием, тот наберет больше очков для своей команды. Понятны условия конкурса? Тогда вперед!!!
6. Закрепление знаний на практике.
Теперь посмотрим, насколько вы были внимательны, как хорошо запоминали новый материал и как работает ваша фантазия.
Каждая команда получает чистый ватман и набор заготовок. Часть заготовок лежит на общем столе. Ваша задача создать коллаж, который будет включать в себя элементы архитектуры, интерьера, мебели и одежды одного из стилей. Для этого задания вам пригодятся приготовленные клей, ножницы, краски, фломастеры, маркеры. На выполнение задание дается ограниченное количество времени. Используйте имеющиеся у вас заготовки, а также заготовки с общего стола, но очень важно выбрать именно нужные заготовки. По итогам выполнения задания необходимо провести презентацию, в которой вы должны подробно рассказать почему вы использовали те или иные детали, цвета, формы.
Теперь определим, какая команда будет работать над стилем барокко, а какая над рококо. Прошу выйти по одному человеку из каждой команды. Проведем жеребьевку. (Жеребьевка).
Теперь когда вы знаете свои стили можете приступать к заданию. Время пошло!
Прошу представителей команд презентовать свою работу. (Выступление команд, презентация).
7. Подведение итогов. Выставление оценок.
Теперь подсчитаем баллы каждой команды. А также оценим работу всех учеников во время урока.
8. Домашнее задания.
Получите раздаточный материал для домашнего задания. В своих альбомах разместите иллюстрации по обоим стилям стилям.

На этом наш урок закончен. Всем спасибо!!!

Урок сопровождается презентацией. Если Вам понравится урок, можете обратиться за презентацией мне на почту.
Категория: Мировая художественная культура | Добавил: olga_uchilka (2015-02-09) | Автор: Неудачина Ольга Андреевна E
Просмотров: 1258 | Комментарии: 1 | Теги: урок, рококо, дизайн, барокко, МХК, ИЗО | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru