Главная » Статьи » В помощь учителю » Мировая художественная культура |
Скифы были известны в античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Скифы стали олицетворением варварства. «звериный стиль» Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия — особый способ изображения животных, так называемый скифский звериный стиль. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой. Все предметы вооружения, конской сбруи, многие предметы ритуального назначения, которые могут быть и бытовыми, – чаши, ложечки, гребни – они украшали изображениями зверей, которые имели смысловую нагрузку и магическую, и религиозную. На вещах изображались либо травоядные копытные животные, быстроногие, которые могут быстрее ветра убежать от опасности, либо птицы, в основном хищные, и хищные животные. И очень часто они изображались не целиком, а только в каких-то деталях: когти или клювы орлов, волчьи или львиные оскаленные морды. Этим украшались бляшки сбруи, сделанные из металлов и кости, рукоятки и перекрестья мечей, ритуальные чаши, видимо, одежда. Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV—III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Как считают ученые, все эти изображения давали их владельцу те свойства, которые подразумевались на изображениях. Скифский всадник должен лететь быстрее оленя и лани на своем скакуне, его меч, его копье и стрела должны разить так же быстро и точно, как поражает орлиный коготь, орлиный клюв, с врагом он должен справиться быстро и беспощадно, как лев или волк. «золото скифов» Для скифов золото не только материальная ценность, мерило богатства. У них в идеологии, как у многих ираноязычных племен, золото – это небесный огонь, это власть и бессмертие, потому что золото – неуничтожимый металл. По-видимому, правильнее всего считать их культуру иранской, но дозороастрийской. Верховную власть царей ираноязычные племена сопоставляли с сиянием солнца. Знаменитый Митра, бог солнца, всегда весь в золоте. И очень важно было мертвого вождя или царя представить в облике золотого человека, а значит, необходимо было украсить его золотом. Золотые бляшки делались из листов фольги с помощью штампов, молоточков – либо с ушком на обороте, либо с дырочками по краям. Погребальный полог, обувь, специальная погребальная одежда и обувь – все расшивалось этими бляшками. ,,, Иссыкский курган-могильник считается одним из самых больших археологических памятников скифско - сакского периода. Памятник датирован V веком до н.э. В 1969-1970 г.г. группой казахстанских ученых под руководством Кемаля Акишевича Акишева был обнаружен уникальный археологический комплекс иссыкского могильника в 50 км восточнее г. Алма-Аты. «Золото́й челове́к» (каз. Алтын Aдам) — условное название археологической находки, в результате раскопок кургана Иссык, достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре — 60 метров. Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде. Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18 лет В могиле обнаружили более четырех тысяч украшений, выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды. В захоронении была найдена чаша с письменными знаками . Находка датируется V—VI веком до н. э.,, • Особенно загадочны орнаменты на головном уборе. Его надевали только во время церемоний, обрядов, ритуалов. Орнаменты разделены на три вертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены земные звери: тигры, козлы. На вершинах - птицы, крылатые тигры. • Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон. Орнамент символизирует так же трех частную организацию мира снизу вверх: подземный мир - земля - небеса. На четырёх крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей - охранителей сторон света: востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема - символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя сторонами света, которые солнце обходит на своём пути. | |
Просмотров: 4121 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|