Открытый урок по русской словесности в 6 классе З. В. Кургушова, учитель русского языка и литературы ЛГ № 15 г. Алматы Тема: Итоговое занятие по теме “Античная литература”. Цель: Проверить знания по изученной теме. Задачи: Обучения: умение пересказывать; писать оды богам; знание мифологических выражений. Развития: выразительное чтение поэтического текста; логическое мышление; развитие речи. Воспитания: любовь и интерес к мифам Древней Греции, развитие чувства прекрасного. Оборудование: 1. Кассета фильма “Троя”. 2. Греческие песни “Сиртаки”. 3. Оформление, рисунки. ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в Древнюю Элладу. Мы пересечем Эгейское море, на пути нам встретятся трудности, и только ребята, знающие античную мифологию, достигнут намеченной цели – горы Олимпа, где правит Зевс в окружении богов. А чтобы задобрить Бога моря, я хочу прочесть несколько строк, посвященных морю: О, море, ты непостижимо! Глубин твоих нам не изведать никому! О, как прекрасно ты и недостижимо! 0, море, открой свои сокровища хоть одному! Итак, наши корабли: 1 команда – “Венера Милосская” 2 команда – “Одиссей” 3 команда – “Прометей” Команды встают. Учитель: Корабли готовы? Счастливого пути и попутного ветра! II. Этапы пути. 1. Представление команды - корабля (эмблемы, плакат с изображением корабля). а) “Венера Милосская” – (ст. 25 по учебнику литературы). Чтение стихотворения наизусть: А. А. Фет. “Венера Милосская”. б) “Одиссей” – (стр. 46 по учебнику). Чтение наизусть стихотворения В. Я. Брюсова “Одиссей”. в) “Прометей” – (стр. 54 по учебнику). Отрывок из трагедии Эсхила “Прометей”. Первые пороги на нашем пути. Путь нелегок, кто правильно ответит, получит золотую рыбку. 2. “Коварные рифы”. Первые пять вопросов 1-й команде. – Что такое миф? (Целостная система фантастических представлений о мире, богах и героях.) – Что такое драма? (Произведение словесного искусства, предназначенное для постановки на сцене.) – Кого называли “отцом” греческой трагедии? (Эсхил.) – Назовите имя богини обмана. (Ата.) – Назовите имя героя Греции, наделенного могучей силой, совершившего не менее 12 подвигов? (Геракл.) Следующие 5 вопросов 2-й команде – “Одиссей”. – Назовите имя сына Земли, который преградил путь Гераклу через пустыню? (Антей.) – Назовите имя виновника гибели Трои. Он вырос среди пастухов, три бо¬гини пришли к нему, рассудить их спор, которая из них прекраснее. Какие богини? (Афродита, Гера, Афина, Парис.) -– Что такое эпопея? (Героическое повествование в стихотворной форме о деяниях народных героев.) – Назовите имя слепого странствующего певца, автора поэм “Илиада”, “Одиссея”. (Гомер.) Следующие 5 вопросов команде “Прометей”. – Назовите имя богини раздора. (Эрида.) – Назовите остров, на котором жил Зевс. (Остров Крит.) – Назовите имя брата громовержца Зевса, колебателя земли, властителя морей. (Посейдон.) – Назовите имя богини мщения, которая служит властителю подземного царства Аиду. (Эриния.) – Имя бога сна, которому не могут противиться ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс. (Гипнос.) 3. “Узнавание мифологических героев”. Учитель: С этим заданием вы справились легко, корабли пошли, много островов вы встретите на своем пути. Итак, первый остров “Мифологические герои”. а) «Я – дочь Ээта. Я служу Гекате и знаю многое, чего не знают простые люди. Я могу оживить убитого и сделать старого молодым. Могу принести в дом несчастье, наслать страх и тоску на человека, отнять у него покой. Сам царь, мой отец, боится меня». (Волшебница Лесдел.) б) “Владыка! Коротка наша жизнь на земле, и всех нас когда-нибудь настигнет Смерть и уведет в твое царство, никто из смертных не может избежать ее. Но я, живой, сам пришел в царство мертвых просить тебя: верни мне мою возлюбленную! Она еще так мало жила на земле, так мало успела порадоваться, так недолго любила! Отпусти, повелитель, ее на землю! Дай ей еще немного пожить на свете, дай насладиться солнцем, теплом и светом, зеленых полей, весенней прелестью лесов и моей любовью. Ведь все равно после она вернется к тебе!” (Орфей.) в) «Никто не может избежать моей власти, даже боги. Только Афина, Гестия и Артемида не подчинены моему могуществу. Я высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на моей прекрасной голове. Я – олицетворение красоты и вечной молодости. Когда я иду в блеске своей красоты, в благоухающей одежде, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут ко мне из чащи леса, стаями слетаются птицы. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются ко мне. Спокойно я иду среди диких зверей. Оры и хариты прислуживают мне. Они одевают меня в роскошные одежды, причесывают мои золотые волны, венчают мою голову сверкающей диадемой». (Афродита.) Показываю три рисунка, дети называют миф и, очарованные, кратко рассказывают его содержание. Миф об Арионе, спасенном дельфином. Миф “Орфей и Эвридика”. Миф о золотом руне. 4. Второй остров “Мифологические выражения”. Отрывок из кинофильма “Троя”. Выражение “троянский конь”. – Когда и почему, по вашему мнению, могло возникнуть следующее выражение: “Бойтесь данайцев, дары приносящих”. – “Яблоко раздора”? – “Гордый, как Нарцисс”? – “Ахиллесова пята”? – “Сизифов труд”? – “Танталовы муки”? 5. Капитан! Земля! Я вижу Олимп! “Гора Олимп” – восхождение на Олимп. Учитель: Вот вы и подплываете к горе Олимп. Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный богами. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон, Афродита, и могучая дочь Зевса Афина. Высоко над Олимпом раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Пируют боги. Юная Геба подносит им нектар – напиток богов (Геба подносит напиток в кувшине на подносе.) Мойро Клота прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. (Богиня разматывает клубок ниток.) Прекрасные музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, и боги любуются их легкими движениями. Вход в Олимп охраняется, но вы можете попробовать попасть туда, если преодолеете препятствия и проявите свои знания по античной мифологии. – Назовите имена 9-ти муз. Каллиона – муза эпической поэзии. Эвтерна – муза лирики. Эрато – муза любовных песен. Мельпомена – муза трагедии. Талия – муза комедии. Терпсихора – муза танцев. Клио –- муза истории. Уранье – муза астрономии. Полигимния – муза священных гимнов. Звучит стихотворение. А. А. Фет Музе Пришла и села. Счастлив и тревожен, Ласкательный твой повторяю стих; И если дар мой пред тобой ничтожен, То ревностью не ниже я других. Заботливо храня твою свободу, Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду Твоих речей не осквернял Все та же ты, заветная святыня, На облаке, незримая земля, В венце из звезд, нетленная богиня С задумчивой улыбкой на челе... Учитель: Античная мифология вдохновляла поэтов, художников на бессмертные творения, произведения искусства. (Леонардо да Винчи, Сандро Ботичелли, Тициан, Рембрант.) Мифологические сюжеты в поэзии. (Назвать автора строк, название стихотворения.) 1. Я посещал тот край обетованный, Где золотой блистал когда-то век, Где розами и миртами венчанный Под сенью дерев благоуханной Блаженствовал неугомонный век. (“Золотой век”, А. А. Фет.) 2. Богини девственной округлые черты, Во всем величии блестящей наготы, Я видел меж: дерев над ясными водами. С продолговатыми, бесцветными очами Высоко поднялось открытое чело... (“Диана”, А. А. Фет.) 2. Мальчик стоит на пороге Жалкий, озябший, нагой. Мокрый колчан со стрелами, Лук с тетивою тугой... (“Амур”, А. А. Блок) О каких богах и богинях здесь говорится? 1. Ты скажешь, ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. (“Весенняя гроза”, Ф.И.Тютчев.) Зевс – могущественный бог, властитель неба и земли. Геба – его дочь. Обязанностью ее было на пиру богов разливать божественный напиток – нектар. 2. Пора, красавица, проснись Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры Звездою Севера явись. (“Зимнее утро”, А. С. Пушкин.) Аврора – богиня зари. Атрибуты богов. Найдите атрибуты, соответствующие каждому богу. Стол, на нем предметы. Каким богам принадлежат эти предметы быта? Копье, шлем, щит. (Афина – богиня войны.) Цветы. (Афродита – богиня красоты.) Лук, колчан со стрелами. (Эрот – бог любви.) Мак, рог. (Гипнос – бог сна.) Жезл. (Громовержец.) Трезубец. (Посейдон- бог моря.) Клубок с нитями. (Мойро Клота.) Итак, последнее испытание, чтобы взойти на гору Олимп. Состязание в поэтическом мастерстве. Ода богам. Домашнее задание команд. Звучат оды Афродите, Одиссею, Прометею, сочиненные учителем. Ода Афродите О, ты, прекрасная богиня! Где ты ступаешь – сад цветет! Меня судьба вновь за тобой ведет. При имени твоем – душа поет. О, Афродита, ты прекрасна! Готовя повторять всечасно! Ты вечно юна и нежна, Твой шелк златых волос Мне пену прибоя принес. Волна морская тебя ласкала, А ветер нелепую песню пел, И каждый раз тебя увидев, я немел. О, ты, богиня грации, Тебе мои овации. Ода Прометею О, Прометей, ты людям огонь подарил, В их души надежду вселил. Против воли Зевса ты пошел, И лишь страданья себе приобрел, Но знал отважный Прометей: Не пощадит, его великий царь царей. “Ведь я дерзнул за бедных смертных заступиться, И вот великий рок вершится. Теперь уж много лет Терзает печень мне орел, К скале прикован я цепями, Но, люди, я всегда был с вами. Я вас, жалея, полюбил, Мир знаний я вам приоткрыл». Ода Одиссею О, Одиссей, ты вдаль уплыл И много лет в чужих ты странах жил, Но Родину свою ты не забыл. Судьба тебя бросала в пучину моря и в Аид, И заглушить хотел ты пенье нереид. Был смел и хитер ты неимоверно, Тебя судьба хранила, наверно. Когда циклопа ты ослепил, За своих товарищей ты отомстил. И приговор судьбы ты вершил. И вновь ты спорить с богами решил, Но лучше бы к скалам ты плыть не спешил. Там жадно Харибда соленую воду глотала, Усталых путников чудовище вновь ожидало. Страшнее зрелища ты не видел: О, громоподобный, ты же все предвидел! Один лишь миг – и команды не стало. И только Харибда зевнула устало. А Одиссея любящее сердце дома ждало. Оно беззвучно героя звало: “О, Одиссей, тебя я жду уж много лет, Ты мне хоть весточку пошли в ответ”. Корабль легко бежит по волнам. Одиссей вновь и вновь возвращается к нам. О, великая слава, Богам! III. Заключительное слово учителя или Зевса. Итак, ребята, вы преодолели на своем нелегком трудном пути различные препятствия: морские рифы, острова, но с честью справились с этими трудностями. Путь в страну Античной мифологии для вас открыт, и ваше путешествие в страну знаний, восхождение и покорение горы Олимп – пика знаний – еще только начинается. Счастливого вам пути и попутного ветра, ребята! Слово жюри, гостям.
|