Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лебеденко Оксана Владимировна, учитель начальных классов, МКОУ «Седельниковская СОШ№2» Омская область, с.Седельниково Проектная деятельность учащихся начальных классов протекает внутри учебного процесса, что накладывает на нее значительный отпечаток, сообщает ей своеобразно качественные особенности: служит для развития разных сторон развития личности ребёнка; конечным продуктом является либо готовое изделие, либо определённый объём знаний, умений; в качестве средства обучения позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности и трудности для ученика; на первое место выходят учебно-познавательные мотивы. Эти особенности проектной деятельности младших школьников (ПДМШ) как деятельности, протекающей внутри учебного процесса, заставляют нас обратиться к анализу, с одной стороны, ПДМШ как самостоятельной учебной деятельности и, с другой стороны, как структурной единицы процесса обучения. Традиционно в психологии [1] учебная деятельность рассматривается как один из важнейших видов деятельности. Она совершается в рамках специально организованного обучения и воспитания, значение которого В.В. Рубцов [5] определяет как « социального опыта во времени истории и воспроизводство устойчивых форм общественной жизни в пространстве культуры». Усвоение обобщенных по форме теоретических знаний является существенной характеристикой учебной деятельности, поскольку она является специально организованной со стороны носителей этих знаний деятельностью. Учебная деятельность имеет огромное значение для формирования личности человека, т.к. выполняет функцию включения подрастающих поколений в систему общественных отношений. Под учебной деятельностью, или учением [4], понимается один из основных видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. В более широком смысле учение [4] - это специфическая форма самостоятельной познавательной деятельности, направленной на овладение опытом предшествующих поколений. ПДМШ в качестве одного из видов учебной деятельности также обладает всеми ее признаками. Внутри ПДМШ учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают ее содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность. В процессе широко используются средства ИТ. Для создания разнообразного дидактического и организационного материала, инструкций к заданиям, шаблоны маршрутов исследований, шаблоны для заполнения результатов исследовательской (практической) деятельности используется текстовый редактор MS Word. Одной из важных проблем психологии учебной деятельности является проблема ее обобщенного содержания, или структуры учебной деятельности. Одной из наиболее плодотворных концепций структуры учебной деятельности является теория В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина [2]. В качестве компонентов структуры учебной деятельности в этой теории выделяются учебные ситуации, учебные действия, учебный контроль и оценка Проводя анализ ПДМШ, используя понятийный аппарат данной концепции, можно заметить, что в отличие от других видов учебной деятельности компоненты проектной деятельности (учебные ситуации, учебные действия, учебный контроль, оценка) учащихся начальной школы формируются целенаправленно в процессе выполнения заданий-проектов. Вследствие этого учитель используя ИТ имеет возможность тщательно контролировать формирование каждого из компонентов структуры учебной деятельности. В рамках учебных ситуаций (задач) младшие школьники знакомятся с общи¬ми способами усвоения знаний - выделение свойств объектов, решение классов задач. Постановка перед школьником учебной задачи требует от него ориентации на общий способ ее разрешения (с учетом вариантов и частных и конкретных условий). Посредством учебных действий школьники усваивают общие способы решения задач внутри одного какого-то учебного предмета. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов [2] отмечают, что первоначально школьники не умеют ставить учебные задачи и самостоятельно их решать. И только овладение постановкой учебных задач ведет к формированию самостоятельной учебной деятельности. Для привлечения учащихся к проектной деятельности, повышения мотивации используется учебная презентация в MS Power Point Анализ ПДМШ показывает, что на первом этапе проектной деятельности, когда вырабатывается стратегия создания проекта, информационная подготовка к его выполнению, формирование общего смысла, происходит одновременно и усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, аналогичное усвоению учебных ситуаций (задач) в психологической структуре учебной деятельности. На втором этапе реализации проектной деятельности происходит выработка решения, создание композиции: превращение общего замысла в упорядоченную совокупность проектно-конструкторских действий, что соответствует выполнению учебных действий в составе учебной деятельности. Кроме того, учебные действия реализуются и на других этапах ПДМШ, там, где осуществляются действия с моделью будущего проекта. Учебный контроль позволяет проводить корректировку деятельности. На этом этапе широко используется кроме MS Word, инструментальное средство ИТ MS Excel (обработка данных с получением количественных результатов с помощью шаблонов) Выделяются две основные формы контроля на основе анализа конечного результата учебных действий и на основе анализа хода выполнения учебных действий. Контроль подразумевает, прежде всего, фиксацию правильности и полноты выполнения всех операций, входящих в состав учебных действий. Функции учебного контроля ПДМШ реализует заключительный этап проектной деятельности на котором происходит корректировка объекта деятельности, его непосредственный контроль и испытание. Мультимедийная презентация, разработанная в MS Power Point обеспечивает наглядное представление результатов исследовательской работы. Анализ ПДМШ с точки зрения структуры учебной деятельности показывает, что проектная деятельность с использованием ИТ представляет собой та¬кой вид учебной деятельности, качественное своеобразие которого состоит в легкости усвоения и осознания структурных элементов учебной деятельности. В то время как традиционное обучение приводит лишь к стихийному формированию структуры учебной деятельности, ПДМШ самим своим содержанием и качественными особенностями ставит ученика перед необходимостью полного усвоения всех структурных компонентов учебной деятельности. Данное свойство ПДМШ приводит к тому, что уже на первых этапах усвоения проектной деятельности школьниками приобретается полная структура учебной деятельности, что по данным В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина характерно лишь для развитых форм учебной деятельности в условиях традиционного обучения. Структура проектной учебной деятельности, все более осознаваясь и приобретая черты системы умственных действий, начинает принимать обобщенный характер и переносится на другие учебные дисциплины, позволяя осуществлять объединение отдельных актов учебной деятельности в целостные системы, развивать неполноценно сформированные компоненты структуры учебной деятельности. Уровень сформированности структуры учебной деятельности определяет такую важную характеристику субъекта учебной деятельности, как отношение к учению. Если полная структура учебной деятельности не сформирована, можно ожидать от ученика либо отрицательного, либо положительного аморфного отношения к учению. И только наличие всех компонентов структуры учебной деятельности приводит к появлению положительного осознанного и положительного личностного отношения к учению. Таким образом, ПДМШ с использованием ИТ, формируя систему компонентов учебной деятельности, влияет и на формирование положительного отношения к учению. Важно отметить, что этот момент демонстрирует еще одно существенное направление формирования личности в ПДМШ. Одной из существенных характеристик учебной деятельности в целом является способ ее организации. ПДМШ как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделенной между учеником и учителем - консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как со взрослым, так и со сверстником. Следовательно, определяя содержание ПДМШ, мы можем задавать предметную область формирования новых элементов структуры личности в учебном процессе, рассматривая проектную деятельность как средство обучения и развития личности младшего школьника. Библиографический список: 1. Андреева Г.М. Социальная психология- М., 1980 2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М. 1996 3. Ляхов И.И Проектная деятельность.- М.1996 4. Психология. Словарь. - М., 1990 5. Рубцов В.В. организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М., 1987 | |
Просмотров: 1838 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|