Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

стаья "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Развивающее обучение (образование) – это:
1. Такая парадигма (греч. – «пример, образец») образования, при которой во главу угла ставится развитие личности ребенка, его познавательных, физических, художественных и творческих способностей, а не просто достижения определенного уровня знаний, умений, навыков. При этом учитель выступает не только как носитель знания, но и как помощник в становлении личности ученика; утверждается позиция сотрудничества, неформального общения. Обеспечение развивающих личность условий достигается внедрением в практику психолого-педагогических технологий образования (по Буйловой Л.Н., Кочневой С.В.).
2. Новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу (по Селевко Г. К.)
3. Ориентация образовательного процесса на потенциальные воз¬можности человека и на их реализацию.
Компоненты РО (развивающего образования):
1. Образование – это:
ценность как формирование миропонимания (благо);
система как обеспечение социального заказа социума на приобщение к культуре;
процесс (деятельность) как изменение внутреннего образа;
результат как позитивное изменение потребностей, внутренних норм, способностей к действию;
услуга как обеспечение качества в процессе и результате. (по Громковой М. Т.).
2. Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений (БСЭ).
3. Самообучение как процесс это присвоение социокультурных норм общественного сознания: осознание необходимости – хочу; формирование убежденности – как должно быть! упражнение в способности овладеть – могу! самообучение есть освоение и самостоятельное использование механизмов овладения социокультурными нормами общественного сознания.
4. Саморазвитие как процесс – самостоятельное владение новыми способами действий, приобретение новых способностей: осознание необходимости – хочу! формирование убежденности – так должно быть! упражнение, тренировка, погружение и актуализация в них – смогу! (Актуализация – это переход от возможности к действительности).
5. Саморегуляция – целесообразное функционирование но¬вых систем разных уровней организации и сложности; психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции актив¬ности этих систем, включая рефлексии субъекта. Рефлексия – лат. Обращение назад – процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя.
6. Самовоспитание – сознательная деятельность, направ¬ленная на возможно полную реализацию человеком себя как личность.
7. Самоопределение личности – сознательный акт заявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Форм самоопределения личности: коллективное и профессиональное самоопределение.
8. Сотрудничество – акт общения, в ходе которого его участник показывает свою неповторимость и человечность, самодвижение в условиях педагогического воздействия.
9. Самоанализ – самостоятельное выявление учителями достоинств и недостатков в деятельности участников ОП и определении путей ее возможного улучшения.
10. Самооценка – компонент самосознания, показ способности личности оценивать себя и свои действия.
11. Самодиагностика – самостоятельная диагностика учителя (ученика) своей деятельности, самостоятельное видение своих упущений, затруднений и умений преодолеть их через самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самокоррекцию.
Эти компоненты РО помогут окунуться с головой в сам процесс познания ребенком мира вещей и людей, чтобы учителю (ученику) быть активным участником этого интеллектуального и нравственного развития. Педагогика как образование детей обращает внимание на умение впитывать, брать, потреблять, воспитывать себя – расти! – любовно, заботливо создавать условия для роста потребностей, норм, способностей как гуманность.
Пионеры РО - Песталоцци И., Дистервег А., Ушинский К. Д.; продолжатели Выготский Л. С., Занков Л. В., Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. и др. Их ценности обучения – обучение и развитие как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса, при этом обучение – ведущая, движущая сила психического развития детей, становления у них всей совокупности качеств личности.
Пять принципов Занкова Л. В.
1. Как можно больше использовать непрямые методы обучения, то есть давать знания таким образом, чтобы ученик не почувствовал, что идет этот самый нелюбимый процесс усвоения знаний.
2. Принцип обучения на высоком уровне трудности, приобретая знания творчески и через самостоятельное усилие.
3. Достижение каждым учеником своего оптимального уровня развития (интеллектуального, эмоционального, волевого, нравственного).
4. Система взаимоотношений. В центре не тот, кто учит, и не те знания, которым учат, а сам ребенок как личность. И разви¬ваться эта личность должна в благоприятствующих ей условиях.
5. Каждого ученика (сильного и слабого) вывести на оптимальную орбиту.
Занков Л. В. усилил внимание системе интенсивного всестороннего развития в начальной школе. Развивающая система Занкова Л. В. помогает каждому участнику ОП раскрыться, поверить в свои силы, согреть душу ребенка, создать атмосферу взаимного доверия и радости. Образовательный процесс становится интересным, творческим понятным каждому участнику ОП, учит без принуждения, развивая устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
Особенности ОП по дидактической системе развивающего обучения Занкова Л. В.
1. Ход познания – от учеников.
2. Преобразующий характер деятельности участников ОП: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, находят истину. (Ради истины дети идут на урок!).
3. Интенсивная самостоятельная деятельность участников ОП, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением механизма творчества, помощью, педагогической поддержки и поощрением учителя.
4. Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль, предварительными домашними заданиями.
5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому участнику ОП проявить инициативу, изобра¬зительность в способах работы, создание обстановки для самовыражения ученика.
Идет процесс общего развития каждого участника ОП, включая наименее подготовленных к школе. Система РО помогает де¬тям в развитии: их глаза излучают свет, они поверили в себя, в свои силы, испытывают ощущение творческой полноценности, реализуя свои возможности благодаря учителю.
Система развивающего обучения Эльконина Д. Б. – Давыдова В. В. направлена на развитие логического, теоретического мышления; полностью построена на закономерностях психического развития ребенка; обучение изменяет весь ход процесса положительного влияния РО на познавательные интересы участников ОП, процессы целеполагания и рефлексии, эмоциональную устойчивость, на формирование внутренней мотивации учения. Целевые установки:
1. Формирование теоретического сознания и мышления.
2. Передача детям кроме ЗУН способов умственных действий.
3. Воспроизведение в учебной деятельности логики научного познания.
Авторские гипотезы:
1. Детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия; они принимают и осваивают их раньше, чем научаются действовать с их частными эмпирическими проявлениями.
2. Возможности ребенка к обучению и развитию огромны, но не используются школой.
3. Воз¬можности интенсифицировать умственное развитие лежат в СУМ (содержание учебного материала); основой РО служит его содержание, от которого производятся методы организации обучения. Повышение теоретического уровня СУМ в начальной школе стимулирует рост умственных способностей участника ОП.
Особенности содержания: 1. Социальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание учащимися генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. 2. Повышение теоретического уровня образования, передача участникам ОП не только эмпирических знаний и практических умений, но и высоких форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).
Подход к участникам ОП: по системе Занкова Л.В. – личностно-ориентированный; по Эльконину Д.Б. - Давыдову В.В. – сотрудничество
РО помогает построить обучение так, чтобы у детей было желание учиться и активно участвовать в учебной деятельности, чтобы обучение способствовало развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы, развивая интеллект, волю, чувства участников ОП как надежная основа ТУЗ. Каждый участник ОП должен иметь в руках козырный ТУЗ (творческое усвоение знаний) и с его помощью осознавал ШОУ (широту осердечивания ума), ощущая радости учебного и учительского труда. Поэтому учитель в условиях РО должен быть вдохновителем, создавая благоприятные условия для любого участника ОП; должен быть открытым, искренним, уметь принимать ребенка таким, каков он есть, уметь видеть его внутренний мир, создавая благоприятный климат для развития личности, используя САД (совместную аналитическую деятельность). В центре ОП в рамках РО должен быть не свод правил, ЗУН, а атмосфера творчества и заинтересованности. Сила учителя - это любовь - мудрость, любовь -прощение. Любовь-требовательность. Вот тогда учитель получит и обожание, и уважение, и преданность, и искренность от детей, которых он любит и учит в образовательном пространстве любви.
РО включает компонент ЗБРР (по Выготскому Л. С.) – зона ближайшего развития ребенка, требующий ориентации на завтрашний день, развития на уровнях: 1) актуального развития как сформировавшиеся качества с учетом умения ребенка делать са¬мостоятельно; 2) ЗБРР как вид деятельности, который ученик не в состоянии самостоятельно выполнить, но может с ним справиться с помощью учителя. ЗБРР — это разные возможности ученика выполнить задание самостоятельно и в сотрудничестве. РО создает ЗБРР, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. Для учителя главное: уметь определять границы ЗБРР и в се рамках осуществить РО с учетом творчества и мастерства, опираясь на законы психологии, социологии, синергетики (греч. «содействие, сотрудничество» -как теория и практика самооргонизации, поиска оптимального состояния между хаосом и порядком).
Структура РО представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые должны удовлетворить обязательному требованию - вынуждать участников ОП к овладению новыми навыками, получению новых знаний, к созданию новой схемы решения, нового способа действий. Основные формы: вовлечение участников ОП в различные виды деятельности; использование в ОП дидактических, педагогических и ролевых игр, дискуссий, защиты проектов, дебатов; погружение в проблему, в ситуацию; использование методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Главное, отточить свой ум, вернуть себе свежесть и ясность мысли! Помнить: цель обучения ребенка в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя (Хаб-бард Э.). Не забывать: обучение должно идти вперед развития. Дидактические средства существенно должны влиять на развитие (по Давыдову В.В. Эльконину Д. Б., Занкову Л. В., Леонтьеву А. Н.).
Ускоренная модернизация образования, реализация идей РО, новое содержание образования, переход на 12-летний цикл обучения и методы реализации предполагают появление в школах профессионала, обладающего способностью и потребностью к рефлексии собственной деятельности; предполагают рождение учителя новой формации как духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящихся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации (Назарбаев Н. А.). Задача времени: изменить себя, свои стереотипы в поведении и образе мыслей. Это достаточно сложная задача для взрослого человека. Учителю, который работает по системе РО, необходимо переоценить свой собственный опыт и изменить себя и личностный смысл – роста, опираясь на акмеологию как образование взрослой зрелой личности, что означает действовать, развивая свои способности через непрерывное образование и сис¬тему повышения квалификации:

Произведи действие грамотно, культурно мысли, действуй, говори, рождай мысли, суждение, дело – ОСОЗНАННО ДЕЙСТВУЙ!!!
Акмеология – это расцвет творческих сил человека, проявляющийся в его активном отношении к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества; это высший уровень продуктивной деятельности человека, вершина профессионализма; это способность к самосовершенствованию средствами самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции и самореорганизации человеком собственной деятельности (по Степановой Е. И., Кузьминой Н. В.).
Таким образом, РО начинается с развитием личности учителя. Главное условие - выраженность учителя личностного начала! Это означает наличие широких и устойчивых интересов к миру, направленных не выявление сущности вещей и явлений. Творческое отношение к жизни, к делу формирует такие свойства, как решительность и принципиальность. Основой является комплекс интергративных общественно значимых качеств личности: доброта, убеждение, интерес, внимание, соображение, воля и любовь. Формируя и развивая в себе эти качества, учитель вдохнет свою душу в них; воодушевит, оживит, начнет ощущать их как некое живое существо внутри себя. В результате чего живая доброта нравственно обогатит учителя и ученика, а живые убеждении сделают светлыми и свободными их мысли и поступки; живой интерес позволит им сформировать чувство новизны, а живое внимание откроет внутреннее видение происходящего и даст возможность контролировать свои действия; живое воображение поможет раскрыть их творческий потенциал и достичь высокого уровня развития и саморазвития личности; живая воля будет способствовать формированию волевых качеств и сильной духом целостной саморазвивающейся личности; живая любовь зажжет свет добра и счастья и позволит успешно интегрировать другие комплексные качества (интеллектуальные, эмоциональные, нравственно-волевые) в целостную гармонизированную личность. Переводя личность в режим саморазвития, формируя у личности веру в себя, учитель вооружает участника ОП инструментарием саморазвития по цепочке:
Я - самоизучение - самовоспитание - самообучение - самоутверждение - самоопределение - самопознание - саморефлексия - самоактуализация – самореализация.
Реализация этих гуманистических идей желательна в условиях работы по системе РО.
Значимость системы развивающего обучения (образования):
1. РО эффективно влияет на формирование личностных качеств всех участников ОП: они объективно оценивают себя и своих товарищей, быстрее и успешнее адаптируются в меняющемся социуме.
2 РO хорошо формирует у обучающихся умения положительного результативного взаимодействия, развивает навыки коллективной работы (парной, групповой, КМД - коллективно-мыслительной деятельности, КСО, КТД), хорошо формирует навыки интеллектуального труда, хорошо устанавливает причинно-следственные связи; дети не испытывают дидактические затруднения и систематизации СУД (способов умственных действий) и СУМ (самоуправляющие механизмы личности).
3. Практически не наблюдается снижения качества знаний.
4. В РО обучающийся субъект своего развития. В полноценной деятельности субъекта достигается развитие самостоятельности, положительной Я-концепции, нравственно-волевой сферы личности, происходит самореализация, самоизменение.
5. В РО наблюдается быстрый темп в продвижении изучения СУМ (содержание учебного материала), помня, что ученик устает от медленной работы.
Характерные особенности системы Занкова Л. В., Эльконина Д. Б., Давыдова В. В.
1. Относительно позиции учителя: к классу не с ответом, а с во¬просом; ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка. Ученика: субъект познания; за ним роль познающего мир в специальных условиях.

2. Относительно проблемной особенности: 2.1. Проблемное изложение знаний: сообщение выводов науки, ведение по путям открытий, слежение за движением мысли к истине, делая их со¬участниками научного поиска, открытие новых закономерностей, путей решения проблем.
Практика - критерий истины
Метод учебных задач. Учебные задачи - это то, что дается обучающемуся для выполнения в процессе ОП в познавательных целях: это столкновение с новым, неизвестным и решение не в нахождении выхода, а в нахождении общего способа действия, принципа решения целого класса по аналогии.
Учебное моделирование (учебная модель) - это такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение и выполнение в процессе преобразования условий задачи, то содержание модели фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно. Модель есть продукт мыслительного анализа, в ходе которого ученики получают возможность изучать свойства содержательной абстракции, строят систему частных задач, решаемых общим способом, выводят многообразие частные особенности учебной задачи. Весь ход решения задачи подвергается рефлексии.
РО помогает вывести личность ребенка в режим развития, побуждает в нем инстинкт познания и самосовершенствования.
Приобретать знания — храбрость.
Приумножать их — мудрость.
А. умело применять - искусство!
Ребенок - алмаз, из которого нужно сделать бриллиант, сверкающий своими гранями. Это ювелирная работа.
Ф. Вассерман

Проблемы развивающегося обучения (образования)
1. Соотношение и разграничение обучения и психического развития.
2. Механизмов и закономерностей РО.
3. Разработки национальной концепции воспитания, обучения и развития на основе теории поэтапного формирования умственных операций.
4. Критериев и показателей эффективности воспитания, обучения и развития в разных системах РО.
5. Преемственности всех ступеней школы: начальная, основная и старшая.
6. Целенаправленной подготовки учителей для работы в рамках системы РО; подготовки практических педагогов-психологов по системе РО.
7. Научно-методического и учебно-дидактического обеспечения учителей и учащихся как участников ОП в системе РО.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: TLT (2013-04-15) | Автор: Тажибаева Лазат Темировна E
Просмотров: 2258 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru