Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С.П.Тарасов, преподаватель специальных дисциплин В системе обучения на дневном отделении Карагандинского политехнического колледжа по дисциплине “Менеджмент в сфере общественного питания” был избран электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), состоящий из двух частей – кейсовой (бумажной) и мультимедийной автоматизированной обучающей системы (МАОС). Данный ЭУМК построен таким образом, что он не просто выполняет роль информационно-справочного пособия, но и управляет умственной работой учащихся в процессе усвоения учебного материала и решения задач разного вида – типовых, комплексных, нестандартных. Это означает, что содержание учебной дисциплины разбивается на модули (блоки), логически связанные между собой, при этом каждый модуль дидактически проработан, то есть внутри блока (модуля) каждый учебный элемент содержит план его усвоения, а решение задач основывается на определенных алгоритмах. Управление процессом обучения, в котором учащийся приобретает не только знания, умения, навыки по предмету, но и осваивает метод учения, начинается с постановки цели педагогом, с выбора способа действия и планирования всего педагогического сценария, включающего контакт педагога с учащимся, а учащегося – с информацией. Таким образом, и учащийся, и учебная информация являются управляемыми объектами. Перед учащимися ставились две задачи: не только интенсифицировать овладение содержанием учебной дисциплины, но и овладеть операциональной стороной учения, так как уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (УПД) зависит от приобретенных ими учебных умений (рациональных познавательных действий). Для построения курса “Менеджмент в сфере общественного питания” на основе ЭУМК были выделены две группы условий интенсификации УПД: организационные и педагогические. К организационным относятся: построение модели интенсификации УПД на основе ЭУМК; выбор средств и технологий информатизации (электронная почта, телеконференции, учебный WWW-сервер, видеоконференцсвязь); использование комбинированного варианта дистанционного курса (кейс-пакет, МАОС); организацию взаимодействия субъектов обучения (преподаватель, учащийся). К педагогическим условиям отнесены: организационные формы обучения; педагогический контроль уплотненного типа; готовность учащихся к самостоятельной работе. Эксперимент по интенсификации УПД учащихся носил длительный (учебный год 2012-2013) и достаточно сложный характер, так как доказательная база должна быть весьма внушительной и убедительной. В эксперименте решались следующие задачи: • определить уровни сформированности УПД по ряду критериев: мотивационному, содержательному, операциональному и рефлексивному; • выявить эффективность проведенной экспериментальной работы по интенсификации УПД за счет совершенствования содержания учебной дисциплины (повышение информативной емкости учебного материала; интеграция общенаучных и специальных знаний); • установить интенсифицирующие возможности МАОС в сравнении с традиционной методикой обучения. Мною проводилась апробация в учебном процессе дневного отделения предложенной модели интенсификации УПД. Внедрение данной модели осуществлялось в условиях дистанционного обучения с целью проверки эффективности, технологичности и трудоемкости разработанной модели и получения сведений для ее улучшения. Внедрение осуществлялось с тем, чтобы выяснить специфику реализации научных достижений в повседневной практике и сделать прогноз относительно практического использования полученных данных в образовательной системе колледжа. Такое, на первый взгляд, громоздкое построение эксперимента основывается на рассуждениях М.Н. Скаткина и В.В. Краевского, которые представляют формирование содержания образования как поэтапный процесс, а именно: 1. Конструирование в рамках педагогической науки теоретической модели того или иного социального заказа, обращенного к общеобразовательной школе (источниками модели выступают социальный заказ, философия, психология, методология науки). 2. Реализация этой модели в нормативных материалах и конкретных учебных ситуациях, в которых осуществляется обучение (источники: сама модель, специальные научные знания, знания о закономерностях обучения по конкретному предмету). 3. Реализация норм, выверенных в ограниченных рамках учебных ситуаций педагогической действительности [1]. Констатирующий эксперимент по определению уровней сформированности УПД (первая задача) показал, что больше половины учащихся находятся на репродуктивно-копирующем уровне сформированности УПД. Были выявлены причины этого обстоятельства и на протяжении учебного года учащиеся группы 9-ТПП-09 обучались с соблюдением следующих условий: 1. Разработка учебно-методического комплекса (УМК). Интенсифицирующий потенциал УМК мы связывали с соблюдением следующих правил: • интеграция содержания образования и процессуальных характеристик учебных дисциплин – психологии, маркетинга, организации производства – для повышения целостности системы знаний, умений и навыков учащихся, формирования единой научной картины; • использование межпредметных задач и заданий для формирования комплексных умений решать производственные управленческие задачи и ситуации; • представление учебного материала в модулях; • повышение информативной ёмкости содержания учебной дисциплины на основе средств когнитивной визуализации; • использование электронной версии УМК. 2. Выбор оптимального темпа обучения за счет особого структурирования учебного материала в УМК на основе определённых алгоритмов с использованием ЭУМК. 3. Создание особого режима педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса связано с: • обучением в режиме культивирования ситуаций успеха и достижения; • применением приемов фасилитационного общения; • усилением учебной мотивации. Заключительная диагностика показала положительную динамику изменения уровней сформированности компонентов УПД учащихся в группе. Оценка достоверности полученных результатов с помощью критерия Фишера показала значительное преобладание положительных сдвигов над отрицательными. Результатом этого явились: • устойчивая мотивация к изучению менеджмента; • овладение рефлексией своих познавательных действий; • развитие комплексных профессиональных и учебных умений; • прочность овладения ЗУН и способами деятельности; • развитие импровизационных способностей. Вторая задача исследования заключалась в выявлении эффективности проведенного эксперимента по интенсификации УПД за счет совершенствования содержания учебной дисциплины (повышение информативной емкости учебного материала; интеграция общенаучных и специальных знаний). Для интенсификации лекционного курса, то есть для изучения большего объема информации за меньшее время и для оперативного восстановления в памяти учебного материала, было методическое пособие с использованием опорных конспектов по каждой лекции. Третья задача эксперимента заключалась в необходимости установить интенсифицирующие возможности МАОС в сравнении с традиционной методикой обучения. О повышении эффективности процесса обучения менеджменту с применением МАОС мы судили по тем параметрам, которые названы Ю.К. Бабанским [2] и Н.Ф. Талызиной [3] оптимальными для интенсификации учебного процесса: качество знаний; темп обучения; повышение интереса к учебной дисциплине; развитие памяти. Затем, следуя методике И.Н. Акимовой [4], была проведена оценка эффективности ЭУМК по критериям: уровень знаний, прочность знаний и выигрыш во времени обучения. Поскольку усвоение информации, по Ю.К. Бабанскому, включает четыре фазы (селективное восприятие и кратковременное запоминание; осмысление и перевод в долговременную память; практическое использование; контроль), то интенсификация УПД предполагает оптимальный темп реализации каждой фазы. Так, интенсификация первой и второй фазы (восприятие, понимание и запоминание) требует определить среднее время усвоения учебного материала. Для этой цели учащимся группы был предложен достаточно сложный текст объемом 2 страницы из статьи К. Хорни “Базисный конфликт” в рамках изучения темы “ Управленческие конфликты ”. Учащимся были заданы следующие требования: – проработать тему, не ограничивая себя во времени; – проработанный материал по памяти (запрещалось пользоваться записями) изложить письменно, с детальными пояснениями и доказательствами, и сдать преподавателю по окончанию работы. Проверка работ на качество усвоения учебного материала дала следующие результаты: получили отлично – 14% (2 учащихся), хорошо – 57% (8 учащихся), удовлетворительно – 29% (2 учащихся). На следующем учебном занятии учащиеся группы получили аналогичное задание задание, но проработать тему они должны были с привлечением опорного конспекта, выданного им преподавателем вместе с текстом. Проверка работ на качество усвоения учебного материала дала следующие результаты: получили отлично – 43% (6 учащихся), хорошо – 57% (8 учащихся), удовлетворительно – 0% (0 учащихся). Считаю, что ускорение усвоения учебного материала и увеличение качества усвоения произошло за счет использования опорного конспекта, который позволил учащимся сократить время на установление связей между изучаемыми процессами (явлениями), на выяснение их строения и причинно-следственных зависимостей. То есть операция понимания прошла гораздо быстрее и с лучшим результатом за счет использования средств когнитивной визуализации. Следовательно, активизация процессов осмысления-запоминания средствами когнитивной визуализации позволяет интенсифицировать усвоение учебной информации. Литература 1. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего образования: Проблемы и перспективы. – М.: Знание, 1981. – С. 96. 2. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987. – 78 с. 3. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 132 с. 4. Акимова И.Н. Методологические основы алгоритмизированного обучения графическим дисциплинам: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 1995. – 68 с. | |
Просмотров: 921 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|