Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА учитель математики и информатики КУРТАСОВА Л. В. ГУ СШ №29, г. АКТОБЕ Сегодня происходит снижение мотивации к усвоению математических знаний, невозможность применить их в практических ситуациях из-за их оторванности от решения жизненных задач. В то же время возрастание объема информации по математическим дисциплинам в школе, перегруженность учебного материала не позволяют в полной мере осуществлять формирование способов получения информации по предмету, развитие личностных качеств учащихся, а нацеливает учителя на передачу готовых знаний. В этих условиях знаниевая парадигма является определяющей, а идеи развития учащихся остаются только на уровне декларации. Возникают противоречия между высокими требованиями к качеству знаний выпускников школы и снижением мотивации, интереса учащихся к предмету; между перегруженностью программного материала по математике и необходимостью личностного развития учащихся средствами предмета; между ориентацией образования на самостоятельную деятельность учащихся, развитие творческих способностей и применением традиционных форм и методов обучения. Проблема снижения уровня мотивации и самостоятельности учащихся побудила меня пересмотреть взгляды на преподавание математики. Сущность моей педагогической деятельности заключается в сочетании традиционных форм и методов обучения с инновационными методиками и технологиями, в формировании нового взгляда на ученика как субъекта педагогического процесса. Ведущая идея заключается в системном применении компетентностных форм с учётом возрастных особенностей учащихся. Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною предметов (математика и информатика) определяю для себя цель организации проектной деятельности: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Использование метода проектов позволяет решить следующие задачи: способствовать развитию творческой активности и формированию познавательного интереса учащихся; научить учащихся оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки; создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде. Реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Я для себя выбрала проектную технологию, которая позволяет сформировать следующие компетенции: информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией; коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым; социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; предметную - способность применять полученные знания на практике. В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам. Первый этап в моей работе – был направлен на изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме, которые необходимо знать для правильной организации работы. Необходимые теоретические сведения, которые помогли мне структурировать проектную деятельность: «Проектная деятельность в естественнонаучном образовании», «Теория и практика реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании математики в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Информационные технологии в образовании»; «Использование интерактивных досок в учебном процессе». Второй этап – позволил спланировать работу по экспериментальному обучению, а именно, повышению интереса, самостоятельности, активности учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышению уровня использования наглядности и визуализации на уроке, повышению эстетической привлекательности урока, привлечению учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке, повышению уровня математической грамотности. В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта. В связи с тем, что в кабинете появился набор интерактивного оборудования, то все модели использования информационных технологий я рассматриваю во взаимосвязи с интерактивной доской. На третьем этапе – а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ учащихся, распространение опыта в работе с учащимися нового набора. Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов. «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется.» Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их. В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике. Примерами могут служить проекты по следующим темам: «Геометрия дождя и снега»/10 класс/ « Роза ветров» /9 класс/ « Рациональное использование воды» /6 класс/ «Юрта – мир геометрических фигур»/7 класс/ Результаты работ учащихся: конкурс научных работ учащихся «Зерде»: Сизых Анастасия (5 класс) – 2 место городской тур-2010-2011 год; Бериков Азамат (6 класс) – грамота 2012-2013 год. Малая Академия Наук - исследовательская работа Зубцовой Ольги (10класс) «Исследование построения розы ветров с целью планирования населенных мест и улучшения экологической обстановки в регионе» - 3место областной тур – 2011-2012 год. Проект «Юрта – мир геометрических фигур» - сертификат Республиканского дистанционного конкурса проектов «Моя родина – мой Казахстан» 2012 год. В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат. Желательно, чтобы учитель обговаривал с детьми ожидаемый результат как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и ученика. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения. Общеизвестны факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Не останавливаясь на них, отметим только следующее. Здоровая мотивация, основанная на интересе к учебе, дает не только отличные знания и оценки, что тоже не маловажно. Зачастую ее плоды в полной мере ощущаются спустя некоторое время. Заложенное доброе отношение к людям, уважение к чужому мнению, знание, учитывая, что любой имеет право на ошибку, ее признание и исправление – все это позволяет даже далеко не блестящим ученикам, воспитанным в духе сотрудничества и взаимоуважения, многого добиваться не только в сегодняшнем процессе обучения, но и в будущей самостоятельной жизни. Литература 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С.Полат. – М., 2000. 2. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников/ Щуркова Н.Е.– М., 1992 3. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников) /Питюков В.Ю. – М.,1995 4. Педагогические технологии./ Кукушин В.С., 2004 г.: МарТ | |
Просмотров: 1775 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|