Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ 1.1 Структура профессионального редактора Microsoft Office FrontPage 2003 FrontPage – редактор HTML, входящий в состав пакета приложений Microsoft Office. Данное приложение при разработке страниц веб-узла пользуется движком Internet Explorer. В браузерах, использующих другие движки, страницы, созданные с помощью FrontPage могут отображаться по – другому. Программа обладает широким спектром возможностей, в частности, может автоматически отправлять изменения, внесённые разработчиком сайта в исходные тексты, в режиме реального времени. Редактор FrontPage содержит большой набор шаблонов и мастеров для создания сайтов по различной тематике. Для форматирования текста можно использовать все возможности, предусмотренные в основном стандарте HTML, а также применять специальные динамические эффекты и анимацию. Редактор имеет удобные инструменты для работы с таблицами, встроенные средства для обработки изображений, позволяет легко размещать на страницах различные мультимедиа – объекты: рисунки, видеофильмы, анимацию, звуковые фрагменты. Тесная интеграция с пакетом MS Office позволяет отображать на страницах документы MS Word, таблицы и графики MS Excel, динамически получать данные из MS Access, использовать язык VBA, средства проверки орфографии и около 60 готовых тем для оформления страниц сайта. В FrontPage реализована поддержка современных Web-технологий, таких, как каскадные таблицы стилей (CSS), динамические эффекты (DHTML), фреймы, активные страницы (ASP), элементы ActiveX и Java – аплеты. Если на Web-сервере установлен пакет FrontPage Server Extensions, то появляются дополнительные возможности при создании страниц – формы поиска, счетчики посещений, оглавление сайта и другие. Программа FrontPage является не только редактором Web-страниц, но и содержит средства управления сайтом, такие, как схема навигации по страницам, анализ сайта с помощью различных отчетов, коллективная разработка, настройка на определенные браузеры, загрузка сайта на Web-сервер по протоколам HTTP и FTP. Все эти возможности позволяют создавать с помощью FrontPage полноценные Web-сайты, такие, например, как электронные магазины или игровые сайты. К недостаткам редактора FrontPage можно отнести его преимущественную ориентацию на браузер Internet Explorer, поэтому следует проверять работу готового сайта в других браузерах. А также некоторую избыточность готового кода HTML. Редактор отслеживает изменения в коде страниц и упорно восстанавливает тэги, удаленные Web-мастером. С другой стороны, этот недостаток можно считать продолжением достоинств, позволяющих работать с редактором непрофессионалу. Обзор рабочей области. Программа FrontPage 2003 обладает интегрированным интерфейсом, удобным для создания и редактирования веб-страниц, а также для управления веб-узлами из одного приложения. Панели инструментов и меню совместимы с другими программами Microsoft Office XP и являются полностью настраиваемыми. Удобные сочетания клавиш позволяют ускорить выполнение часто встречающихся задач, таких как открытие веб-узлов и веб-страниц, печать и многие другие команды. Знакомство с программой FrontPage. Язык HTML является основным языком программирования Web-среды. С помощью FrontPage, можно создавать структуру сайта, формировать страницы, добавлять интерактивные средства и загружать файлы на сервер в сети Интернет. Web-страницы основаны на языке описания гипертекстовых документов HTML (Hypertext Markup Language). В HTML для определения содержания и формата гипертекстовых документов используются команды, которые называются тегами (tags). HTML – страницы представляет собой документы в обычном текстовом формате, содержащие специальные команды форматирования (теги HTML). Для того чтобы создать сайт при помощи FrontPage, нет необходимости учить HTML. FrontPage позволяет довольно просто набрать текст, который можно поместить на Web-страницу, расположить в нужных местах рисунки. Используя FrontPage, можно создавать эффекты, для которых обычно требуются скрипты или программы DHTML. Сайт или Web-узел – это набор связанных между собой близких по смыслу Web-страниц и файлов. В программе FrontPage существуют мастера, которые позволяют создавать сайт, и шаблоны или набор предварительно разработанных текстовых и графических форматов, на основе которых могут создаваться новые веб-страницы. Мастера и шаблоны FrontPage позволяют создавать сайты различных типов. На каждом сайте существует одна Web-страница, которая называется главной или домашней. Домашняя страница – первая Web-страница, на которую попадает посетитель сайта. Используя навигацию или гиперссылки, пользователи смогут попасть и на другие страницы сайта. Обычно сайт размещается на Web-сервере – компьютере, который предоставляет доступ к Web-страницам посетителям сайта. FrontPage позволяет создавать сайт непосредственно в файловой системе компьютера пользователя, а затем, когда он будет готов, опубликовать его на Web-сервере. Окно прикладной программы FrontPage. После запуска программы FrontPage (Пуск – программы – FrontPage) на экране появится окно программы. В области задач отображается панель «Приступая к работе». Окно прикладной программы FrontPage состоит: из строки заголовка, строки меню, панелей инструментов редактирования и форматирования, кнопок быстрого выбора тега, ярлычков вкладок выбора страниц, рабочего окна, в котором отображается новая страница, панели рисования, кнопок режимов просмотра, индикатора ожидаемого времени загрузки страниц при скорости 56 кбит/с, индикатора размера страниц, области задач. В программе FrontPage можно пользоваться одним из четырех режимов просмотра: «Конструктор», «Код», «С разделением» и «Просмотр». В режиме «Конструктора» как в любом текстовом редакторе можно в визуальном режиме создавать, редактировать и форматировать страницу, т.е. вводить текст, добавлять рисунки, таблицы. При этом теги языка HTML автоматически добавляются в фоновом режиме, но кодировка HTML на экране не отображается. В режиме «Код» на экране будет отображаться вся кодировка и можно напрямую редактировать код HTML, а также вводить новые коды. На рисунке представлен HTML – код новой пустой страницы в редакторе FrontPage . В режиме «С разделением» – на экране отображается Web-страница одновременно в режиме Код и в режиме Конструктор. В режиме просмотра Web-страница имеет вид аналогичный ее отображению в Web-браузере. Команды, которые предназначены для работы с Web-страницами и Web-узлами, расположены в меню Вид программы FrontPage: • Страница – это режим просмотра и разработки страницы. • Папки – отображается структура папок текущего сайта. • Удаленный узел – узел, который находится на сервере сети Интернет. • Отчеты – предоставляется сводка об Web-узле. • Переходы – отображается структура переходов между страницами. • Гиперссылки – открывает список ссылок текущей страницы. • Задачи – открывает список задач для текущего сайта. Создание Web-страниц в прикладной программе FrontPage. Создание новой пустой Web-страницы. Если при открытии окна программы FrontPage в нем отображается пустая страница, то разработку веб-страницы можно осуществлять на базе этой страницы. Если при открытии редактора FrontPage, отображается пустое главное окно, то для создания новой пустой страницы необходимо выполнить команду Файл/Создать и выбрать в области задач «Пустая страница». В окне приложения появится пустая страница. Далее необходимо осуществить разработку страницы, т.е. выполнить разметку страницы, ввести текст, рисунки и т.д. Создание веб-страницы на основе шаблонов FrontPage. Создать новую страницу можно также на базе одного из шаблонов. Для этого необходимо выбрать команду «Другие шаблоны страниц» в области задач. На экране будет отображаться окно диалога Шаблоны страниц, в котором представлены различные шаблоны страниц по категориям. Создание веб-страницы на основе имеющихся Web-страниц в ПК Создать веб-страницу можно и на базе имеющихся, на компьютере веб-страниц. Для этого необходимо в области задач выбрать команду «Из имеющейся страницы» и в появившемся окне диалога выбрать требуемую страницу. Далее можно произвести необходимые изменения на странице и сохранить ее под другим именем. Создание сайта в прикладной программе FrontPage. Создание нового пустого сайта или создание веб-узла без содержимого. Для создания нового пустого сайта надо выполнить команду Файл/Создать и выбрать в области задач команду «Другие шаблоны веб-узлов». Откроется окно диалога Шаблоны веб-узлов, в котором необходимо выделить Пустой веб-узел и щелкнуть ОК. В окне приложения FrontPage будет отображаться веб-узел, который представлен на рисунке. Для создания пустой домашней страницы в новом веб-узле необходимо перейти в режим Переходы и щелкнуть на кнопке Новая страница на панели Переходы, в рабочем поле появится домашняя страница. Дважды щелкните на домашней странице левой кнопкой мыши, и она откроется в режиме конструктора для редактирования (страница – index.htm). Далее можно осуществить разработку домашней страницы (создать разметку или структуру страницы, ввести текст, рисунки и т.д.), а затем к домашней странице можно добавить страницы в режиме Переходы. Для этого в режиме Переходы выделите домашнюю страницу и щелкните на кнопке Новая страница на панели Переходы или примените контекстное меню. Будет добавлена Новая страница 1, которая представлена на рисунке. Далее добавьте столько страниц, сколько необходимо для сайта, затем страницы можно переименовать и изменить порядок их следования. Далее на каждую страницу нужно ввести содержание или контент (текст, таблицы, картинки и т.д.), в результате получим сайт. Создание сайта на основе шаблона редактора FrontPage. Для создания сайта на основе шаблона выполните Файл/Создать и в области задач щелкните команду Веб-пакеты, откроется окно диалога Шаблоны веб-узлов. Выберите требуемый шаблон или мастера для создания нового сайта. Созданный сайт имеет разметку и дизайн, но в нем отсутствует контент. Далее в страницы этого сайта необходимо ввести соответствующий текст, рисунки, скрипты, счетчики и другие элементы сайта. 1.2 Практические рекомендации по созданию электронных пособий Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках), в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом – показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа – технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу. К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой. Важным требованием интерфейса является его интуитивность. Следует заметить, что управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными, вместе с тем они не должны отвлекать от основного содержания, за исключением случаев, когда управляющие элементы сами являются основным содержанием. Полнофункциональный электронный учебник (ЭУ) состоит из нескольких основных частей, из которого видно, что к ним относятся: • главная часть, в которой излагается содержание предмета, представленная в виде гипертекста с графическими иллюстрациями и, возможно, с аудио – и видеофрагментами; • тестирующая часть, включающая контрольные вопросы, упражнения и задания для практического освоения материала и самотестирования вместе с рекомендациями и примерами выполнения заданий; • толковый словарь; • часто задаваемые вопросы и подготовленные ответы на них; • описания лабораторных работ, если в учебной программе такие работы предусмотрены, включая оригинальное программное обеспечение для выполнения этих работ. Главная часть ЭУ обычно или представляется в виде совокупности лекций (уроков), или структурируется с выделением разделов, глав, параграфов аналогично построению книг традиционной формы. Возможно также модульное построение ЭУ с возможностями оперативной компиляции текста ЭУ из набора имеющихся модулей, что реализуется в интерактивных электронных технических руководствах (ИЭТР) и в электронных прикладных энциклопедиях. Тестирующая часть может быть или сконцентрирована в виде задачника, или распределена по разделам и главам основного текста, или выражена в совокупности тестирующих модулей. Толковый словарь состоит из терминов в форме гиперссылок на соответствующие места основной части и кратких определений этих терминов (иногда определения могут отсутствовать). К электронным учебным материалам предъявляются как традиционные, так и специфические требования, порождаемые возможностями информационных технологий. Среди основных характеристик учебных материалов, к которым предъявляются традиционные требования, выделяют следующие свойства: • полнота изложения, определяемая как соответствие принятой учебной программе дисциплины; • доступность изложения материала, соотносимая с уровнем предварительной подготовки контингента обучаемых, для которых материал предназначен; • научность содержания, отражающая соответствие содержания современному состоянию и последним достижениям в соответствующей научной области; • логичность и последовательность изложения материала. Традиционность названных свойств не означает одинаковости степени их удовлетворения в традиционных и компьютерных технологиях обучения. Так, возможность сравнительно легкого обновления учебных материалов позволяет обеспечивать более высокую степень актуальности и отражения современного состояния предметных областей в ЭУ по сравнению с традиционными печатными изданиями. Модульная структура ЭУ способствует оптимизации последовательности изложения материала. Интеллектуальность – свойство, превращающее ЭУ в партнера обучаемого, реагирующего на действия обучаемого и корректирующего его действия в процессе обучения. Очевидно, что степень интеллектуальности может меняться в широких пределах от подсказок при выполнении контрольных упражнений до имитации виртуальным собеседником разумного поведения партнера, наставника, учителя. Именно эти свойства являются положительными особенностями ЭУ. Важное значение для повышения уровня изобразительности, интерактивности и интеллектуальности имеет применение средств мультимедиа, т.е. комплексное использование различных форм представления информации (текст, графика, звук, видео, фото, кино) как статической, так и динамической совместно с возможностями интерактивной работы пользователей. Благодаря мультимедиа во многих дисциплинах повышается скорость и качество усвоения учебного материала, поскольку при комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается приблизительно половина информации, а при вовлечении обучаемого еще и в активные действия, что и происходит при использовании интерактивного мультимедиа, доля усвоенного материала достигает 75%. К негативным сторонам использования ЭУ относят возможное отрицательное влияние продолжительного общения с компьютером на здоровье пользователя. Существуют рекомендации, ограничивающие продолжительность сеансов работы учеников на компьютере. В связи с этим часто используют твердые копии электронных учебных материалов в той их части, в которой отсутствуют интерактивные и анимационные фрагменты. При выводе материала на печатающее устройство, возлагаются также функции компиляции индивидуальных версий учебных пособий, если, конечно, обладает свойством адаптивности. Наряду с печатными копиями, можно воспользоваться озвучиванием электронных изданий с помощью специализированной программы. Создание ЭУ на основе преобразования таких пособий не может в достаточной мере удовлетворить требования, предъявляемые к учебным материалам в современных устройствах, прежде всего в сфере ДО. Значительные усилия приходится затрачивать на сопровождение каждого учебника, особенно в динамично развивающихся приложениях. Причем внесение в учебник изменений и дополнений в соответствии с авторским правом разрешается только самим авторам, что затрудняет адаптацию ЭУ к конкретным условиям применения. При разработке ПС эргономические требования могут быть представлены к процедуре взаимодействия пользователя с ЭВМ; видам диалога пользователя с ЭВМ; проектированию дисплейных форматов; контролю ошибок пользователя; временным параметрам диалога пользователя с ЭВМ; организации информации на экране; кодированию информации на экране; языкам взаимодействия пользователя ЭВМ. Можно выделить целый ряд эргономических требований к организации информации на экране: • информация, предъявляемая на экране, должна быть понятной, логически связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению; • при организации информации на экране следует избегать избыточного кодирования и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений; • рекомендуется минимизировать на экране использование терминов, относящихся к ЭВМ, вместо терминов, привычных для пользователя; • не следует для представления информации использовать краевые зоны экрана; • на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается пользователем в данный момент. В современных программных средствах используется ряд приемов для выделения части информации на экране: переструктурирование информации и выделение зон, окон для выделяемой части информации, а также инверсное изображение для части информации и различные эффекты, привлекающие внимание пользователей (мелькание и др.). Использование этих приемов должно быть психологически обосновано особенно для ПС, функционально обусловлено и эргономично . Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация: • традиционные алгоритмические языки; • инструментальные средства общего назначения; • средства мультимедиа; • гипертекстовые и гипермедиа средства. Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и имеющиеся в распоряжении школы . Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации – текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) – в интерактивный продукт. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй – фотографии и сканированные изображения. Структурная организация электронного учебника. На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть «электронный учебник», какие функции «вменяются ему в обязанность». Традиционное построение ЭУ: предъявление учебного материала, практика, тестирование. В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования: • информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий; • каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио – или видео («живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места; • текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций; • на иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.); • текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области; • видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять – десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке; • наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника. Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ: • обучение без проверки; • обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала; • тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки. Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Задания для контроля знаний учащихся представлены на отдельной странице учебника. Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т.д. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5 – 7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17 мин.). Также при изучении нового материала можно использовать странички «Знаешь ли ты» и «Невероятные световые явления» для ознакомления со световыми явлениями, встречающимися в природе. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3 – 4 человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. При сопоставлении вариантов будем исходить из того, что обучение осуществляется преимущественно по дедуктивной схеме, т.е. путем дифференциации некоторой «относительно примитивной, но целостной основы». На этапе введения знаний учащийся переходит от полного отсутствия знаний, но подлежащей изучению теме к овладению ими в первом приближении. С учётом упомянутой схемы этот переход должен осуществляться таким образом, чтобы у учащегося сложился общий, не дифференцированный каркас требуемого знания, некоторое общее представление о теме. Основная форма усвоения – вербальная, часто в виде учебных правил, решение задач играет преимущественно вспомогательную иллюстративную роль. Этап проходит при максимальной помощи со стороны учителя. | |
Просмотров: 2036 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|