Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Ковалева О.А. Комплекс школа-детский сад № 33 города Караганды РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Учитывая то, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, модернизация школьного образования предполагает формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности. Метод проектов, поскольку он является и практико-ориентированным и личностно-ориентированным наиболее удачно и полно отвечает требованиям современного казахстанского образования. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической. Учитель, используя технологию метода проекта, видит необходимость исследовательской деятельности учениками для развития компетенций ученика, для развития коммуникативных личностных качеств и помощи в выборе своей профессии в дальнейшей жизни. Работа над проектами охватывает вопросы с точки зрения межпредметных связей. В таких проектах принимают участие ребята, которым интересен предмет, но более радует, что с большим энтузиазмом работают и те ученики, у которых предмет не вызывает интерес. Они могут раскрыться и показать себя с положительной стороны, применив свои знания в областях отличных от данного предмета, при этом обогатив свой багаж знаний. С позиций компетентностного подхода определение целей предмета связано с формированием умений рассматривать явления с разных точек зрения: физики, химии, географии, биологии, анатомии, экологии и даже литературы, определять природу явлений и его закономерности. В ходе работы над проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. Это развивает у учащихся: абстрактное мышление, саморефлексию, определение своей собственной позиции, самооценку, критическое мышление, формирует интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.); т.е. развивает комплекс качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность. Как подтверждает практика, проектное обучение способствует: • развитию у учащихся абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.; • формированию интеллектуальных умений (аналитических, критических, коммуникативных и др.); • т.е. комплекс качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность. Как отмечено в стратегии модернизации содержания казахстанского образования все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, многомерность. В проектной деятельности в большей степени формируются компетентности, относящиеся к деятельности человека. В результате работы с точки зрения компетентностного подхода достигаются следующие цели, научить: • используя соответствующий научный аппарат, объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи; • ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни; • решать аналитические проблемы. Проектное обучение способствует созданию необходимых для формирования ИКТ - компетентностей условий образовательной среды. Особенно если для этого создана особая развивающая среда. Так, одной из форм работы над проектами может стать дистанционное взаимодействие участников через персональный сайт учителя. На сайте http://kovalyova.ucoz.ru/ выложены основные требования к проектам, критерии оценки, основные требования к содержанию каждой части доклада. Дистанционно учащиеся обучаются созданию буклетов, на сайте они могут посмотреть готовые работы. Разработав план работы над проектами, подготовив защиту проекта, учитель и его ученики демонстрируют результаты своего труда. Без защиты проектов самостоятельное исследование не может считаться завершённым. В ходе защиты школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, тем самым, развивают в себе навыки проведения деловых дискуссий. Чаще всего работа над проектом сопровождается созданием презентации. Эти презентации, в дальнейшем, можно использовать в учебном процессе. Презентация дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Ведь можно превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний, зачет или контроль, домашнее задание и др. При оценивании презентации используется многокритериальный подход. Многомерность оценки ИКТ – компетентностей может (и должна) находить своё выражение в баллах (отметках) на разных уровнях: на содержательном (предметно – информационном); на языковом (русский язык); на риторическом (культура речи); на технологическом (информатика). Список можно продолжить и другими уровневыми подходами к оцениванию ИКТ – компетентностей. Проектная исследовательская деятельность школьников раскрывает потенциал их творческих способностей, помогает реализации достижения нового качества результата образования, расширяет социокультурное образовательное пространство, способствует развитию одарённых детей. Школьники должны самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать теоретические положения. Развитие самостоятельности, инициативности, формирование умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс – всё это возможно через приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, разработке проектов, выполнению творческих работ, организация которых при соблюдении ряда дидактических условий, позволяет включить ребят в продуктивную деятельность. Содержание и методика проектного обучения апробирована на факультативных занятиях по математике в 8 классах, во внеурочной деятельности с мотивированными на изучение математики учащимися и в летнее время в профильном отряде. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. Основными требованиями к использованию исследовательского метода проектов является наличие проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, значимость результатов; самостоятельная деятельность учащихся индивидуальная или групповая; использование исследовательских методов, которые в свою очередь предусматривают определенную последовательность действий: определение проблемы; выдвижение гипотезы ее решения обсуждение способов оформления конечных результатов сбор, систематизация и анализ, полученных данных подведение итогов, оформление результатов, их презентация выводы, выдвижение новых проблем исследования(см приложение). Популярность исследовательского метода проектов состоит в их социальной значимости. В настоящее время я работаю по направлению «Творческий проект – от идеи до разработки». Основная цель творческой работы – предоставление учащемуся возможности проявить максимум самостоятельности и инициативы при решении практической задачи. В процессе выполнения этой работы учащийся должен показать: Умение определять цель своей деятельности, Умение грамотно осуществить постановку задач, возникающих в практической деятельности; Навыки формализованного описания поставленных задач; Умение экспериментировать, Знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения проектов; Применение информационных технологий; Умение грамотно применять результаты в практической деятельности. Умение нести ответственность за свою деятельность. Учащиеся, занимаясь исследовательской деятельностью и используя информационные технологии, создают по теме проекта: печатную публикацию (проспект, брошюру, буклет и т. д.); web – сайт; презентацию; Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий; доклад. Два признака отличают проектную деятельность: 1. Направленность учебно – познавательной деятельности школьника. Для ребенка тема проекта должна быть личностно значимой. 2. Характер взаимодействия ученика и учителя принципиально иной по сравнению с традиционным обучением. Роль учителя сводится к оказанию методической помощи, а каждый участник проекта учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять результаты своей работы. Проектное обучение реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Учащиеся охотно включаются в процесс создания проектов, работают длительно и устойчиво, проявляют выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремятся получить дополнительные сведения. | |
Просмотров: 1024 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|