Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня. Аннотация Данная статья отражает опыт деятельности педагога начальных классов Спириной Г.А. с применением теоретических основ Кембриджского подхода к преподаванию. Настоящие основы позволяют развивать у учащихся навыки, необходимые в 21 веке: коммуникабельность, креативность, аналитическое мышление. С достижением этого начинается сотрудничество - учитель направляет, консультирует и контролирует, учащиеся самостоятельно планируют, выполняют, самоанализируют и самооценивают. Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне действовать самому — и я научусь. Конфуций По окончанию курсов повышения квалификации педагогических работников мною изменила свой подход к педагогической деятельности. Я стала по-другому смотреть на своих детей. Не только на детей, но, и вообще, в корне на свой урок. Это теперь не просто урок, а целый сценарий новых знаний. Учащиеся четвертого класса стали самомотивированными, увлеченными, уверенными и ответственными. У детей немотивированных на учебу появилось желание работать на уроке, выступать в роли докладчика (чего раньше не было), а также повысилось качество обучения. Теоретические основы Кембдриджского подхода к преподаванию сыграли важную роль для меня как учителя начальных классов. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. В своей практике использую все семь модулей планируя урок: 1. Новые подходы в преподавании и обучении. 2. Обучение критическому мышлению. 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. 4. Использование информационно- коммуникационных технологий в преподавании. 5. Обучение талантливых и одаренных детей. 6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. 7. Управление и лидерство в обучении. На уроках русского языка и познание мира все учащиеся вовлечены в процесс по изучению темы урока, но самый эффективный способ - это ведение и заполнение рефлективного дневника. Раньше я с трудом могла отследить где имеются пробелы у ученика по пройденной теме, а сейчас пользуюсь рефлективным дневником. Некоторые виды рефлексии: (которые применены в рефлективном дневнике учащихся). знал узнал новое ничего не понятно у меня все получается у меня не все получается не смог выполнял сам не знаю правило не могу выполннить Кто помогал? Также на протяжении всех уроков учащиеся отмечают настроение (была выбрана цветограмма, смайлики). Чем же в первую очередь технология привлекает учащихся? Тем, что она позволяет развивать скорость мышления, память, словарный запас, логику, критику, творчество, информационную выносливость. Начавшийся в школе эксперимент вызвал большой интерес у учащихся к выбору разноуровневого домашнего задания. На каждом уроке присутствует элемент данной технологии, так как ученик должен уметь работать в паре, в группе, что в свою очередь побуждает его быть активным и внимательным. В начале моей практики, которая проходила в прошлом году в конце года, выяснилось то, что, ученики со слабой мотивацией, пробуют брать на себя ответственную роль работы в группе. В связи с тем, что ученик имеет возможность наглядно увидеть качество своей работы на уроке, получаемая им оценка не зависит от учителя. Важную роль при внедрении новых подходов в преподавании и обучении на уроке играет диалог. По мнению Мерсера и Литлтона (2007) диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. [1, с.155] Причем диалог может состояться как УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК, так и УЧЕНИК – УЧЕНИК. Главным инструментом в процессе диалога является РЕЧЬ. Учитель на протяжении урока вовлекает ученика в процесс обучения, но ни в коем случае учитель не должен контролировать беседу, задавать важные вопросы, повторять ответы учеников – это не повышает уровень мышления и не развивает их речевые навыки. Важно учитывать каким образом используется речь на уроке. По мнению Барнса (1971) обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования ВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ: ГОВОРЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЯ И АРГУМЕНТАЦИИ. [1, с.155] Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учитель. В своей практической работе в школе я использую диалогическое обучение. Большинство учащихся поняли, что необходимо предлагать в обсуждении уместную информацию, ценные идеи, старались задавать друг другу вопросы, обосновывали свою точку зрения, стремились достичь согласия. Исходя из моего нового опыта, я пересмотрела свой взгляд, прежде всего на структуру вопросов для учеников. В нее теперь входят вопросы не только низкого уровня, но и высокого. Я старалась тщательно продумывать их формулировку, так как ответ ученика строится из вопроса учителя. При подготовке к урокам я составляла для каждого ребёнка оценочный лист, в котором определялись задания, критерии их оценивания. Это позволило снять напряженность при опросе, создавало благоприятную рабочую атмосферу, а это условия успешности диалогового обучения. Для более эффективной организации диалогового обучения и формирование необходимых для общения навыков провожу консультирование до начала урока: «Работу в паре, группе», «Тонкие и толстые вопросы», предлагаю применять языковые карточки в соответствии с ролью в группе. Консультирую лидеров по теме «Вовлеки в беседу товарища», «В нашей группе все говорят», высказываю похвалу медленно работающим учащимся за малейший успех в работе, некоторым учащимся даю дополнительное время на разбор заданий. Стиль моего классного руководства – демократический – общение организовано на основе общей увлечённости. Основной вид деятельности – учеба, почти все мои ученики заинтересованы в получении новых знаний. Проведенные мною уроки и посещенные уроки коллег показали, как много положительного в такой организации учебной деятельности: 1. Нет проблемы с дисциплиной, так как каждый ученик заинтересован получить положительную оценку на уроке и занят своим делом; 2. Отпала проблема выставления четвертных оценок и повысилась объективность оценивания результатов работы на уроке; 3. Улучшилась техника чтения, так как ученики должны прочитать и понять задание, а потом прочитать и обработать информацию учебника; 4. Не надо контролировать занятость учеников, а так как задание получил каждый, то работают все; 5. Все больше учеников успевают выполнить задания 3 и 4 уровней; 6. В зависимости от состояния здоровья или настроения (все мы люди) ученики могут самостоятельно регулировать объем выполненных заданий; 7. Ни один ученик не обделен вниманием учителя: по меньшей мере, 5-6 раз к нему учитель подойдет и оценит его труд; 8. Ученики учатся самостоятельно оценивать свой труд и в конце урока уже знают, какую оценку получили, многие знают свои недочеты, пробелы в знаниях; 9. Улучшились результаты успеваемотси и качества обучения в классе; 10. Повысился интерес к изучению русского языка, после очередного урока ученик сказал: «Я иду на урок русского языка с распростертыми объятиями, мне нравится предмет русского языка». Педагогика сотрудничества вся направлена на одно — дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. Педагогика сотрудничества - направленность педагогического процесса на индивидуальное развитие нравственных и творческих качеств личности учащихся. Основа учебной деятельности - обучение учащихся методам и формам самообразования и самовоспитания, в процессе преимущественного выполнения творческих заданий. В этой модели обучения главное внимание уделяется развитию нравственных и творческих качеств личности за счет дифференцированного подхода с учетом интересов, возможностей и способностей учащихся. Всем известно, что успешное обучение и воспитание возможно только тогда, когда отношения между педагогом и учащимися носят демократический характер. Демократизация отношений между педагогами и детьми является первым главным условием перехода к сотрудничеству. Если эта работа не будет сделана, то выполнение других условий просто невозможно. Поэтому, я считаю, что для достижения благоприятной атмосферы сотрудничества необходимо, чтобы в классе были демократические отношения как между учителем и учениками, так и между учениками. Но для достижения необходимо применять новые положения: уделять внимание формированию навыков, необходимые в 21 веке: коммуникабельность, креативность, аналитическое мышление. Прежде чем провести уроки в 4 «В» классе, я, работая с этими детьми на протяжении трех лет, имею представление об интересах, увлечениях детей. Класс состоит из 27 учащихся разного уровня обучения, поэтому наиболее важной для меня как учителя была задача правильно рассадить детей, с учетом их потребностей и желания. Мною было проведено анкетирование состоящее из 10 вопросов и одним из вопросов был такой: - С кем бы ты хотел работать в паре, группе? (запиши имена 3 одноклассников) После проверки анкетирования я рассадила детей по их выбору, указанному в анкете, после составления схемы рассадки детей было сформировано 6 групп в составе (2 сильных и 2 медленно работающих). Но на первых уроках стоял шум, приходилось повторять задание несколько раз, часто проводились консультации, из – за шума, некоторые ученики не слышали задание. В начале урока и по окончанию урока ребята заполняли рефлективный дневник и в своем дневнике Вероника написала: «Не хочу работать в группе» и раскрасила в рефлективном дневнике смайлик красным цветом. Тогда я предложила на следующий урок поработать в другой группе и с учетом ее желания, выход из данной ситуации был найден. На следующем уроке эта ученица работала в другой группе, девочка с которой она хорошо общается. Наблюдая за учащимися, я увидела, что при выполнении заданий, связанных с групповой работой, она стала включаться в работу, помогать в составлении вопросов: «Мозговой штурм». По окончании урока в своем дневнике она уже раскрашивает смайлик зеленым цветом, но больше ничего не пишет. А также на уроке было задание дифференцированного подхода: «Восстанови текст», ученица получила карточку с заданием УНУ (был дан текст без главных членов предложения, нужно было вставить и разобрать по членам предложения). Это задание оказалось очень эффективным. На основе анализа проведенных уроков, делаю вывод о том, что необходимо развитие умений по темам для каждого класса и в идеале для каждого ученика. Если в процессе обучения основное внимание учителя обращается на развитие умений самообразования, то и учебная самостоятельность детей не заставит себя долго ждать. С достижением этого и начнется сотрудничество - учитель направляет, консультирует и контролирует, дети самостоятельно планируют, выполняют, самоанализируют и самооценивают. ВЫВОД: Ученики: - включены в общение; - учатся вести деловой спор, составлять вопросы разных уровней и отвечать на них; - учатся выражать свои мысли; - происходит активизация «медленных» учеников; - расширяют свои знания и кругозор, обогащают словарный запас; - развивают коммуникативные навыки и КМ; - развивают чувство сопереживания. Мною был сделан вывод, раз есть результаты и учащимся нравится, значит, буду продолжать работу над ней и дальше. Использованная литература [ 1] Руководство для учителя 2012 год. | |
Просмотров: 3850 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|