Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Важнейшей задачей школы, в том числе, и преподавания физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Сегодня неотъемлемой частью современной методики обучения физике являются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), использующие широкий арсенал цифровых образовательных ресурсов. На сегодняшний день возлагаются большие надежды на Ресурсные центры в плане устранения тех недостатков в образовательной среде, возникающих из-за слабой материально-технической базы малокомплектных школ. Причин компьютеризации обучения физике можно назвать много: • Человек, освоивший персональный компьютер, быстро убеждается, что с его помощью писать, рисовать, чертить и делать множество других дел можно более продуктивно, чем без него. • Набрать на компьютере и распечатать на принтере задание для контрольной работы значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную. • Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны, причем в случае необходимости содержание заданий легко откорректировать. • Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю, ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации. • Компьютер универсален; при работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, калькуляторы и многое другое. • Физика - наука экспериментальная, и для ее изучения необходимо использовать опыты. Компьютер выступает как часть исследовательской установки, лабораторного практикума, на нем можно моделировать различные физические процессы. Новые средства обучения, технологии могут быть эффективными только в том случае, когда педагог ими владеет в совершенстве. Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет: • обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке; • создавать слайды по данному учебному материалу , используя редактор презентации MS Power Point , продемонстрировать презентацию на уроке; • использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине; • организовать работу с электронным учебником на уроке; • применять учебные программные средства ; • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; • организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; • разрабатывать тесты, используя готовые программы или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников. Я применяю информационных технологии на уроках физики в следующих направлениях: 1) подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы); 2) мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов); 3) интерактивное обучение в индивидуальном режиме ; 4) проведение компьютерных лабораторных работ; 5) обработка учащимися экспериментальных данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов); 6) контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий; 7) использование на уроках и при подготовке к ним Интернет-ресурсов. Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению физики. Использовать ИКТ при обучении физики можно на различных этапах урока. Например, это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по физике: мультимедийные энциклопедии, электронные учебники; разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке и другие формы. Одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики, я считаю, выполнение компьютерного физического лабораторного эксперимента. Перед выполнением лабораторной работы ученикам, я сообщал цель и ход работы, но также раздаю письменные указания по выполнению лабораторной работы. Чтобы ученик мог выполнять работу поэтапно и в том темпе, в котором ему удобнее работать. В инструкции указывалось название модели и краткое содержание работы. В конце предлагалось ответить на вопросы теста, для проверки усвоения знаний в процессе работы над компьютерной моделью. Использование компьютерных моделей позволяет разнообразить и оживить уроки физики. Например, модель «Двигатель внутреннего сгорания» познакомит учащихся с принципом работы двигателя внутреннего сгорания и наглядно покажет его работу. Творческие и исследовательские задания повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются средством мотивации школьников. Компьютерные модели позволяют учащимся изменять начальные условия модели, и это дает возможность для широкого использования моделей в исследовательской и проектной деятельности учеников. Интерактивность моделей открывает перед образовательным процессом большие познавательные возможности, делая учеников не только наблюдателями, но и активными участниками экспериментов. Также в своей работе я использую «Виртуальные лабораторные работы по физике». «Лабораторные работы по физике» предназначены для выполнения лабораторных работ 7—9 классов, предусмотренных школьной программой. Дети на уроках с удовольствием работают с компьютером, данная программа удобна в использовании, инструкции даны в доступной форме и в поэтапном изложении, есть возможность вернуться к началу работы и повторить эксперимент для лучшего усвоения материала. Лабораторные работы дополняют новый материал, эти работы можно использовать для изучения нового материала и для его закрепления. Например, при изучении темы «Свободные механические колебания» детям было предложено (предварительно разделившись на группы) поработать с лабораторной работой «Изучение колебаний математического и пружинного маятников», чтобы они самостоятельно сделали вывод о зависимости периода и частоты колебаний для математического маятника: от длины нити; и для пружинного маятника: от массы груза и жесткости пружины. Ученики выступили в роли исследователей. Урок прошел более успешно, дети активно «поглощали» полученные самостоятельно знания. Следует отметить, что обычные лабораторные работы по физике также проводятся, а компьютер применяется тогда, когда традиционные методы получения учебной информации или не эффективны, или невозможны. С проблемой проведения лабораторных работ сталкиваются малокомплектные и некоторые средние школы. Одной из главных причин является слабая техническая оснащенность, отсутствие программного обеспечения и самих квалифицированных специалистов. Поэтому важнейшей задачей Ресурсного центра является устранение этого пробела, помочь детям из малокомплектных школ пополнить свои знания. Применяя систематически компьютер на уроке физики, учащийся имеет возможность использовать свои навыки и умения работы с компьютером для изучения реальных объектов и явлений. Компьютер становится привычным средством для получения новой информации — знаний по теме урока, а также средством для проведения измерений и исследований. Компьютер является неотъемлемой частью при объяснении нового материала. Это и создание презентаций средствами PowerPoint, и демонстрация материалов программы «1С Образование. Физика». По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций высвобождает большее количество времени, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала. Презентация урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. При помощи PowerPoint можно строить диаграммы и графики, готовить слайды, проспекты, а также организовывать показы слайдов. При проведении уроков я уже 5 лет использую «Уроки Кирилла и Мефодия» для 7- 11 классов, ЦОРы, электронные уроки по всем разделам физики, сборник демонстрационных опытов по всем разделам физики «Уроки Кирилла и Мефодия» представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных материалов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения заданий. Доступность изложения материала и удобная навигация облегчают процесс изучения даже самых сложных тем. Для закрепления новых знаний в учебный курс включены интерактивные тренажеры, а для объективной оценки результатов обучения - подборка тестов. "Уроки физики Кирилла и Мефодия." одинаково удобны как для самостоятельного изучения дома, так и в школе под руководством учителя. Также незаменимы электронные уроки по всем разделам физики Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учении ИКТ обеспечивают ускорение темпа урока, наглядность подачи материала, возможность возврата к повторению ранее изученного (за счет накопления информационных наглядных пособий), наконец, можно проследить динамику обучения ученика по предмету. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность им изложить учебный материал с иллюстрациями, графиками, анимацией, цветом, звуковыми эффектами. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Такие уроки привлекательны, современны, позволяют учащимся не только показать свои знания по предмету, а также возможность проявить свои творческие способности. Преимущества использования компьютерных технологий: • индивидуализация обучения; • интенсификация самостоятельной работы учащихся; • повышение познавательной активности и мотивации; • объем выполненных заданий больше, чем на обычном уроке; • возможность выбора уровня трудности задания; • возможность проявить творческие способности. Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяют творческие возможности учителя и учащихся, повышают интерес учеников к предмету, стимулируют учеников к усвоению сложных тем. Учитывая специфику предмета, можно сказать, что компьютер становится не роскошью, а необходимостью, продиктованной требованиями к современному образованию, рабочим инструментом. Он расширяет способы преподавания, позволяя глубже проникать в суть рассматриваемых явлений. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Школа будущего — это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты — это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности — ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, использование ИКТ в процессе преподавания физики позволяет: • значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера; • увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были бы невозможны; • расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем. • совершенствует процесс преподавания и повышает его качество и эффективность В результате использования ИКТ у обучающихся повысился интерес к физике. Ежегодно мои учащиеся принимают участие в районных и областных олимпиадах по физике. С 2009 по 2013 года победителями районной олимпиады были 14 человек. Учащиеся 11-х классов выбирают физику как экзамен по выбору Список литературы. 1. Уроки физики с применением ИТ в 7-11 классах. - М.: «Глобус»,2010 2. Л.И. Губернаторова, К.А. Потехин «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики» 3. Открытая физика 1.1». 2004. ООО «Физикон», www/phisicon.ru. Полный мультимедиа курс физики, разработанный под руководством профессора Козела С.М., (МФТИ). Механика, термодинамика, колебания и волны, электромагнетизм, оптика, квантовая физика. | |
Просмотров: 2101 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|