Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКА НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИЕМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Т.Ж. Жапарова ГУ «Карабалыкская средняя школа №1 им. М. Горького отдела образования акимата Карабалыкского района», п. Карабалык, Костанайская область, Карабалыкский район. Если мы хотим повысить уровень образования в стране, мы должны будем привить учащимся такие качества, которые делают человека разумным, обучаемым, мыслящим созданием. (Бруер, 1993) Значит нужно научить ученика мыслить, развивать критическое мышление. Ещё в 1933г. Джон Дьюи, американский педагог - новатор, сказал, что «научить человека мыслить» является главной задачей системы образования. (Халперн Д. 2000г.) Используя, на уроках методику всех семи модулей Программы в собственной практике, я выявила, что для меня и моих учащихся самым интересным является модуль «Обучение критическому мышлению» в частности приемы критического мышления. По Д. Браусу и Д.Вуду критическое мышление - это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей. (Руководство 154 стр.) Цель внедрения критического мышления на моих уроках такая, развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Все приемы на уроках используются в стадии вызова, осмысления и рефлексии. Применяя на уроках приемы критического мышления, я стараюсь направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований. На уроках использую все пять подходов критического мышления, общения с учащимися. ( Александер, 2001, 2008) Это и механическое запоминание, декламация, инструкция (изложение), обсуждение и диалог. Развитие критического мышления на моих уроках прослеживались через диалог, монолог, индивидуальные задания, оценивания. Приведу примеры: На уроке по теме: Шокан Валиханов грамматическая тема сложноподчиненные предложения- в стадии вызова используя прием «Авторский стул», выявляю знания учащихся по синтаксису простых и сложных предложений. Установливаю жесткий лимит времени 2 минуты 5 вопросов. Этот прием я использую в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний. В стадии осмысления используя прием «Insert», детям раздаю текст, в котором говорится об учёном, путешественнике, исследователе, писателе Шокане Валиханове . Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: * «галочкой» помечается то, что им уже известно; * знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; * знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; * «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. Развивая идеи или гипотезы, инициируя и осуществляя исследования практических ситуаций, субъекты апробируют гипотезы на практике. (Руководство для учителя стр.158) На стадии рефлексии учащиеся, вспомнив предыдущие знания и проверяя свои знания, полученные в течение урока, проверяют себя в виде приема критического мышления «кластер». Это является способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. Используя модуль обучение критическому мышлению на своих уроках мои учашиеся, в целом критически мыслящие, активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств, сознательно применяют стратегии для определения значений; они скептичны в отношении к визуальным, устным и письменным доказательствам; открыты для новых идей и перспектив. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.(ЗагашевИ.О.,2003). На уроке по теме: «Қонақжайлылық. Салалас құрмалас сөйлем» в 10 классе на стадии вызова использовала один интересный табличный прием, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал». (Д. Огле, 1996): Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Дети до знакомства с темой самостоятельно заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать». По ходу знакомства с темой, учащиеся далее заполняют графу «Узнал». Данный этап я считаю одним из наиболее важных на уроке, поэтому уделяю дополнительное время на его завершение. Затем, чтобы использовать в течении урока синтаксическую тему вспомнили её, через «таблицу сравнений», где ребятам пришлось столкнуться с подходом Александера - декламация. Учащимся надо было вспомнить правило и соотнести вид сложносочиненных предложений с нужными союзами. Причём здесь, учитывая разные возможности детей, тем ребятам, которым очень сложно даётся изучение казахского языка, я предложила просто составить сложные предложения и прочитать на аудиторию. В этом задании вы увидите стремление выполнить первым, учащихся с низким уровнем успешности. Для того, чтобы показать, что он может выполнить не только это задание, но и то, что даётся для учащихся с высоким и средним уровнем успешности. Выполняя такие задания дети: -активизируют свои знания -проверяют свои знания -размышляют и пишут самое главное - оценивают друг друга Таким образом, можно сказать, что критическое мышление приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем. Критически мыслящий ученик находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. И могу уверенно сказать, что применяя приемы критического мышления на своих уроках, я увидела изменения. Те прежние учащиеся, которые не могли связать ни слова, стали говорить, рассуждать, анализировать материал, соглашаться или не соглашаться и даже находить свои пути решения. Предложенный программой модуль обучение критическому мышлению не оставил меня равнодушной. Обучение на курсах позволило мне по новому посмотреть на свою педагогическую практику, открыло новые возможности в обучении детей и желание поделиться полученными знаниями с коллегами. 1. Делая анализ внедрения данных приемов критического мышления, я увидела, что на уроке создается атмосфера сотрудничества, обогащается опыт по средствам анализа наблюдений, развивается самостоятельность в процессе обучения, дети анализируют свою деятельность. 2. Учащиеся - мыслят критически, работают в коллективе, развивается творческое мышление, эффективно воспринимается информация, повышается интерес к процессу обучения, дети самостоятельны. Хотела бы закончить свой доклад признанием того, что использование модуля «критическое мышление в обучении» на моих уроках, открыло новые стороны, новые возможности моих учеников. Я согласна теперь с утверждением о том, что нет «молчащих» детей, есть учителя, которые не дают «говорить». И моей главной целью, которую я постараюсь достичь в дальнейшем, будет воспитание критически мыслящих учеников. Я думаю все это реально, и я считаю, что иду в правильном направлении. Литература 1.Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00122-5 2.Bruer J. T. (1993). Schools for thought. Cambridge, MA: MTT Press. 3. Загашев И. Умение задавать вопросы.СПб,2003 http://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html 4.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.; — М.: Генезис, 1999. — 272 с. | |
Просмотров: 4079 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|