Сущность технологии критического мышления Современная школа стремится привить ученикам способность мыслить критически. Критическое мышление - это некий навык, который позволяет успешно справляться с требованиями НТП, помогает глубже понять то, что мы изучаем и делаем. В научной литературе встречаются различные определения данного термина. Что же означает это понятие - критическое мышление? По словам Сапаргуль Мирсеитовой, исполнительного директора ЦДО (Центра Демократическо-го Образования), «прилагательное «критическое» вне контекста имеет два кон-кретных значения. В первом случае оно образовано от существительного «крити-ка» и приобретает прямое значение этого слова. Во втором - это само прилага-тельное, имеющее в виду особое состояние - переломное, высшую степень важно-сти или же кризисное положение. К названию данного проекта отчасти приемле-мы оба значения. Отчасти, потому что слово «критика» приобретает у нас не-сколько иные черты. Мы воспринимаем любую информацию критически, то есть анализируя и взвешивая, отбирая и применяя по ситуации. Мы относимся крити-чески к тому, что мы сами предлагаем, постоянно анализируя свои действия. Но мы не критикуем никакое другое, отличное от нашего, понимание- право голоса имеет каждый, и мы уважительно относимся к любому мнению. Мы умеем слу-шать отличное от нашего мнение, чтобы взвесить, при необходимости логично и тактично аргументировать, а возможно и взглянуть по-новому на свою точку зре-ния. Вместе с тем мы чувствуем критический момент, то есть знаем, когда, где и почему мы поступаем так или иначе» [23, с. 7-8 ]. Предлагаемое нами определение критического мышления состоит из пяти пунктов: 1. Критическое мышление - мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критиче-ски за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышле-ние может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный ха-рактер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением - это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. Но главное - каждый при этом сам решает, с какой точкой зрения согла-ситься. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления. 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой голо-вой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фак-тов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Однако мы вовсе не собираемся приравнивать критическое мышление к традиционному изучению фактов - ясно, что фактические знания отнюдь его не исчерпывают. Однако и преподавательская работа не сводится к одному только обучению критическому мышлению: мы учим своих подопечных воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения. Обучение критическому мышлению - это лишь часть многогранной работы преподавателя. Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у старшеклассни-ков, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опы-та и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершен-ствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писа-тели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания об-ретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктив-ным. 3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое - и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность - и нам уже хочется проникнуть внутрь. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стрем-лением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. «Следовательно, - заключает Джон Бин, - сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, что-бы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас про-блем» [9, с. 4 ]. Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что «надо заме-нить традиционное «накопительное» образование - когда головы учеников служат своеобразными «счетами», на которые учителя кладут знания, - на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами» [74, с. 3 ]. Учение, считает он, пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы - в том числе экономические, общест-венные и политические - на основе собственного жизненного опыта и затем ре-шать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа. Особенно много внимания Фрейре уделяет вопросам подавления личности. Он уверен, что правильно организованное образование способно освободить учени-ков от этого подавления, поэтому его образовательная концепция называется «ос-вободительной педагогикой». По мнению американского философа и педагога Джона Дьюи, критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной про-блемой. «Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, како-го рода проблемы это явление порождает» [19, с. 7]. По мнению Дьюи, фокусиро-вание на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побу-ждает их к критическому мышлению. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно дума-ет» [19, с. 8 ]. Из этого следует, что при подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благо-даря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы пре-вращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсужде-ния, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы. Профессор Ралф X. Джонсон из Канады определяет критическое мышление как «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здра-вое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения» [18, с. 11]. Определение Джонсона подчеркивает роль критического мышления в реше-нии вопросов и проблем. 4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и под-крепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбран-ное им решение логичнее и рациональнее прочих. Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргу-ментации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также те-зисом, основной идеей или положением), Утверждение поддерживается рядом до-водов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названны-ми элементами аргументации - утверждением, доводами и доказательствами - ле-жит элемент четвертый: основание. Основание - это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации. К примеру, автор заявляет, что уличные художники вправе помещать свои граффити на общественных зданиях (утверждение), поскольку эти рисунки выражают их личные убеждения (довод) и порой представляют собой художественную ценность (еще один довод). Затем автор приводит доказательства - допустим, выдержку из Конституции страны о праве на свободу слова или цитату из работы политического философа, который утверждает, что каждый человек имеет право на самовыражение. Кроме того, ав-тор может привести примеры граффити, имеющих художественную ценность. Основанием или посылкой выстроенной им аргументации служит идея о свободе слова как особо важном праве человека. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию. К примеру, наш защитник прав уличных художников укрепит свои позиции, если признает, что у владельцев зданий тоже есть права, которые необходимо оберегать, и следует найти компромисс между правами художника и правами владельца здания, стену которого превращают в «холст». Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как пе-чатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления. Так, Роберт Эннис определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что ве-рить» [83, с. 3]. 5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль про-веряется и оттачивается, когда ею делятся с другими, - или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутст-вии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. По-этому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. И нет никакого противоречия в том, что первый пункт нашего определения критического мышления говорит о его независимости, а этот последний пункт подчеркивает социальные параметры критического мыш-ления. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сооб-ществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собст-венной личности. Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учеб-ный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Лю-бая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам кри-тического мышления, есть шаг к достижению больших целей. Все пять пунктов этого определения критического мышления могут вопло-щаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как нам кажется, письменная работа - как для учителей, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользует-ся при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа со-держит в себе поиск решения некоей проблемы и предлагает найденный ответ чи-тателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя. Для учеников письмо - трудная, точнее, самая трудная часть учебного про-цесса. В ходе работы, которая может включать в себя мозговую атаку, собствен-но написание, доработку, редактирование и «публикацию», то есть обнародование получившегося текста, учитель может обучать своих учеников, помогая им спра-виться с трудной задачей. Для школьников же ценно, что учитель относится к их работе с интересом и уважением, и что сами они получили возможность поде-литься своими мыслями с одноклассниками, другими учителями, родителями и даже с людьми, которых они совсем не знают. По всем этим причинам мы глубо-ко убеждены, что письмо - наиболее эффективное средство обучения критическо-му мышлению. Вслед за призывом к тому, что главной целью обучения должно стать разви-тие мышления, возникает острая проблема - как учить мыслить. Новая методика обучения, которую последовательно разработали и предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги (Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл), пожалуй, единственная в своем роде. Создатели новой методики опирались на передовой опыт философов, психологов и педагогов всего мира. С 1996 года распространяется совместно Институтом "Открытое общество", Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной Педаго-гики. Прошла апробацию в школах Америки, Азии, 12 странах Восточной, Цен-тральной Европы и СНГ. В России с 1997 года. Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске. В Казахстане с 1998 года распространяется ЦДО (Центром Демо-кратического Образования «Сорос - Казахстан») при поддержке международного фонда USAID. Действуют 10 центров: в Караганде, Атырау, Петровавловске, Се-мипалатинске, Лисаковске, Костанае, Рудном, 2-Алматы. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - со-временная "надпредметная" технология. Она решает следующие задачи: - образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; - культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; - информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; - социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание. Создавая технологию "Чтение и письмо для развития критического мышле-ния", Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл выбрали теории, по их мнению, совмести-мые с их общим идеалом, т.е. позволяющие подготовить таких учащихся, которые в будущем станут ценными членами открытого общества. Эти граждане должны уметь сотрудничать, работать на равных и, в то же время, главенствовать и руко-водить; они должны уважать людей самого разного происхождения; уметь прояв-лять личную инициативу; они должны проводить в жизнь свои принципы и, в то же время, умело увязывать основополагающие, "вечные" ценности с быстро ме-няющимися ситуациями. Для этого учение непременно должно быть активным. Активным же оно становится тогда, когда ученик умеет привлечь к делу собст-венную любознательность, свое желание во всем найти смысл. Проект "Чтение и письмо для критического мышления" предлагает единый связный набор обучаю-щих методов, благодаря которым учащиеся могут активнее работать на уроках и приобретать знания. Избранные для проекта методы основываются на нескольких уважаемых в научном мире образовательных традициях: на конструктивистской традиции, связанной с именами Жана Пиаже, Льва Выготского и др.; на традиции метакогнитивного учения, связанной с именами Энн Л.Браун, Изабель Бек и др.; на новых подходах к письму; на нескольких течениях теории и практики в облас-ти критического мышления; на усилиях, предпринимаемых в гражданском и пра-вовом образовании. Разрабатывая курс "Чтение и письмо для развития критического мыш-ления", авторы почерпнули из вышеперечисленных традиций следующее: -веру в то, что ученики от природы любознательны и хотят познавать мир, что они способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи; -признание важности той роли, которую играют учителя, стимулирующие учащихся к неустанному познанию и помогающие им сформировать умения и на-выки продуктивного мышления; -необходимость ввести критическое мышление в дискуссии, в письменную обучающую деятельность и в другие познавательные процессы, в которых учени-ки уже участвуют. Главный вопрос любой инновационной образовательной технологии заклю-чается в следующем: чему мы должны научить школьников в XXI веке? Технология критического мышления отвечает на этот вопрос следующим образом. Мы должны научить школьников: - Организации своей деятельности; - Душевности и чуткости; - Ощущению свободы и счастья бытия; - Самореализации, сохранению ценностей; - Пониманию себя и пониманию других; - Умению мыслить; - Формированию и отстаиванию собственной точки зрения; - Грамотному, осмысленному чтению; - Умению усилить человеческое в человеке; - Партнерским отношениям; - Стремлению быть профессионалом; - Умению сотрудничать; - Гибкости мышления; - Умению слушать; - Мобильности; Экологической образованности. Под критическим мышлением авторы проекта подразумевают следующее: думать критически означает проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фак-тами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, посто-янный вопрос: "А что, если?.." Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логи-ческими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргу-ментам оппонента и их логическое осмысление. Существует связь между мыслительными навыками и демократическим гра-жданским сознанием. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс этой технологии открывает новые принципиальные подходы и тенденции в реше-нии вопросов "чему" и "как" учить сегодня обучаемых: обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления. Обоб-щенные характеристики формируемых в технологии умений: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески ин-терпретировать имеющуюся информацию; умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Появляется возможность объединения, интегра-ции отдельных дисциплин; вариативность и дифференциация обучения; исполь-зуется положительная стимуляция учения; такие черты, как направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии, в выработке собственной индивидуальной технологии обучения. Этому способст-вуют принципиальные моменты для технологии ЧПКМ: -активность субъектов; -организация групповой работы в аудитории; -развитие навыков общения; -идея ценности личности; -образовательная технология как средство и инструмент самообразования че-ловека; -соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными за-дачами. Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания. Познавательный процесс должен пройти три этапа: вызов, осмысление и размышление. Известно, что хорошо усваивается актуальная информация. Стимулирование интереса к новому знанию происходит через "извлечение" уже известного и выяс-нение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в но-вых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот про-цесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы. Этот этап спо-собствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе. Этап осмысления предполагает ввод новой инфор-мации. Последний этап в базовой модели критического мышления - размышление - особо значим, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь обретенной информации. Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимо-зависимы. Технология критического мышления предлагает определенные методы, стра-тегии и приемы в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Существуют конкретные приемы и стратегии для работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе размышления. Каждый прием, стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал обучаемых. Осознанное использование предложенных технологией ЧПКМ приемов и ме-тодов дает отличные, по свидетельству работающих в технологии преподавате-лей, результаты в процессе развития самостоятельного мышления обучаемых. Однако, продуктивным обучение по такой методике становится лишь тогда, когда преподаватель сам решает две основные проблемы: - какой должна быть информация, способствующая развитию критического (творческого, осознанного, аналитического) мышления? - какой метод (прием, стратегию) следует применить для эффективной реали-зации определенной цели занятия? Первая проблема тесно связана со вторым этапом в базовой модели обучения - осмыслением. Традиционное обучение с установкой на знания, умения и навыки подготовило огромное количество ценного учебного материала. Но совершенно очевидно, что иная образовательная установка требует и иного учебного материала, который будет способствовать развитию творческих способностей ученика. Стратегии критического мышления пытаются избежать подхода, когда пре-подаватель и его предмет ставятся над коллективом учащихся, когда во главу угла ставится сам предмет, а не человек, которого нужно обучить. Когда в центре учебной среды стоит ученик, учителя из "распределителей" знаний превращаются в "оранжировщиков и дирижеров", которые создают учени-кам возможности для обретения этих знаний. Они также становятся демонстрато-рами - на собственном примере - любознательной, находящейся в постоянном по-иске мысли. Моделирование ситуаций, стимулирующих учащихся на высказывание своей точки зрения, на взаимодействие с другими, принятие чужой точки зрения в од-ном случае, умение аргументирование отстоять свое мнение в другом построено на знании процессов мышления и способствует не только качественному усвое-нию материала и его критическому осмыслению, но и развитию социальных на-выков. Например, при проведении таких форм работы, как "мозговой штурм", "ин-серт", "чтение с остановками" обязательными условиями являются: -доброжелательность; -некритичность; -cоблюдение регламента высказывания идей; -принятие и запись всех идей; -высказывание своего мнения каждым; Это способствует раскрепощению, учащиеся преодолевают свои комплексы и постепенно учатся высказывать свое мнение, что дает даже некоторый психотера-певтический эффект. Достоинство программы, – открытость технологии ЧПКМ по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентирован-ным на развитие учащегося и преподавателя. Обучающая деятельность - это тот вид деятельности, которым должен вла-деть каждый преподаватель, ее формирование происходит на основе дидактиче-ских умений ( прогностических, конструктивных и др ) по пути от простого к сложному. Благодаря уникальному способу трансляции этой технологии через деятельность самые разные педагоги оказываются в состоянии ее освоить. Одним из ключевых понятий технологии критического мышления является понятие педагогической рефлексии. В контексте технологии важна мысль о педа-гогической рефлексии как особой ценности, как о важном аспекте педагогической культуры современного педагога. Она рассматривается как необходимый компо-нент педагогической деятельности. Согласно всему вышесказанному, первым ша-гом на пути к критическому мышлению является знакомство участников, прежде всего с "правилами игры", принятыми в технологии критического мышления. А первым правилом является умение рефлексировать по поводу своих занятий, сво-ей деятельности. Один из принципов особой философии технологии ЧПКМ заключается в ценности личностного процесса достижения свободы, а одним из синонимов кри-тического мышления является мышление свободное, независимое. Чем больше наблюдение, тем меньше свободы у того, за кем наблюдают. Ситуация выбора, диалог, работа в группе, дискуссия - учебные ситуации "ненаблюдения". Еще одним "китом" критического мышления является мотивация. Ситуация, возникающая на занятии, может высветить собственные недоработки учащихся в обучении. Рефлексия после занятия приводит к возникновению мотивации иного уровня - внутренней мотивации. Она сильнее мотивации внеш-ней. Это осознанное стремление к успеху, желание исправить ошибки, поиск аде-кватных методов и приемов. Уровень рефлексии влияет на уровень мотивации. Технологию ЧПКМ можно считать интегрирующей, в ней обобщены нара-ботки многих технологий. Она обеспечивает и развитие мышления, и формирова-ние коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, вхо-дящих в ЧПКМ, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии ( разрешено все то, что не запрещено) Т.е., для любого педагога она может стать "своей" .Это очень важно в том случае, когда педагогический коллек-тив стремится достичь позиционного единства всех преподавателей. Выделяют три стадии технологии: 1.Вызов. -актуализирует и обобщает имеющиеся у учащегося знания по данной теме; - пробуждает интерес к изучаемой теме; - побуждает ученика к активной деятельности. 2.Осмысление. - получение новой информации; - осмысление новой информации; - соотнесение новой информации с собст-венными знаниями. 3.Размышления. - целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; - выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов"); - анализ всего процесса изучения материала. В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечествен-ной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - "вы-зов - осмысление - рефлексия". Данная закономерность является общей, в ее осно-ве лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Поскольку ей подчиняется усвоение информации в любой области знания, ознакомление с тех-нологией "Развитие критического мышления через чтение и письмо" можно орга-низовать на любом предметном материале. Технология представляет собой сис-тему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной дея-тельности в зависимости от характера текста (текст информационный или худо-жественный) и способа работы с ним (чтение готового текста или создание пись-менного текста). При этом базовая модель - "вызов - осмысление - рефлексия", помогающая обучающимся самим определять цели обучения, осуществлять про-дуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали - задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это также позволяет говорить об универсальном характере данной технологии. Несомненным достоинством технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" является ее открытость по отношению к другим педагоги-ческим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учите-ля. Технология открыта для решения большого спектра задач в образовательной сфере. Она направлена на воспитание базовых навыков человека открытого ин-формационного общества, на развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" лич-ностно ориентирована. Признаками личностной ориентации применительно к об-разовательным технологиям являются доминирование целей личностного, интел-лектуального, деятельностного и профессионального развития; акцент на мотива-цию достижений и успеха; акцент на самопроектирование и самоуправление; партнерское взаимодействие участников образовательного процесса; диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями; свобода выбора и личная ответственность за выбор всех участников образова-тельного процесса; эмоциональная сопричастность и проживание образователь-ных ситуаций и событий; моделирование деятельности как организационная ос-нова проектирования и реализации образовательного процесса. Открытые педагогические технологии педагог должен испытать на себе, "прожить" их в качестве ученика, и только после "проживания" необходимо рас-крыть суть тех методов и приемов, которые использовались на данном занятии. Поскольку в основе любой технологии лежит одна или несколько процессу-альных закономерностей, то приобщение педагогов к этой технологии следует начинать с ознакомления с этими закономерностями на любом предметном содержании. Освоение технологии предметниками будет продуктивным, если осмысление ими технологии организовано на близком им предметном содержании. Применение технологии в педагогической практике лежит через процесс осознания учителем своей роли в современном учебном процессе. Такая организация учебного процесса предполагает равноправные взаимо-действия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возмож-ность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции, участвуя в дискуссии, обсуждая на-сущные вопросы, касающиеся профессиональной деятельности учителя. Представленная модель ознакомления с открытыми образовательными тех-нологиями предполагает повышение профессионализма преподавателей за счет овладения современными образовательными технологиями, формирование инте-реса и практических навыков проектирования собственной педагогической дея-тельности с использованием современных образовательных технологий, форми-рование ценностных отношений учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися, к сотрудничеству учителя и ученика, взаимообучению учащихся. Включение технологии в образовательный процесс происходит через осознание педагогами того, что объектами технологизации будут выступать цели и содержа-ние образования, организационные формы восприятия, переработки и представ-ления информации, взаимодействие субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и твор-ческого развития. Основой целесообразной деятельности на уроке не только учи-теля, но и учеников, является триединая цель урока, включающая познаватель-ный, развивающий и воспитывающий аспекты. Она определяет характер взаимо-действия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Проектирование каждого урока в технологии начи-нается с постановки триединой цели и ее максимального уточнения, формулиров-ки учебных целей с ориентацией на достижение результатов. Триединая цель ори-ентирует учителя в подготовке учебных материалов и планировании организации всего хода обучения. И, что особенно важно для реализации технологического подхода к обучению, в соответствии с ней осуществляется оценка результатов, коррекция процесса обучения, направленная на достижение представленных це-лей. Преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что выполнение её основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований Закона об образовании РК: - она обеспечивает 100% достижение целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном первом уровне усвоения, что соответствует выполнению минимального требования Госстандарта, отмеченного в седьмом пункте 41 статьи Закона об образовании: «Педагог обязан обеспечить получение обучающимися ЗУН не ниже уровня, предусмотренного соответствующими Государственны-ми обязательными стандартами образования» [20, с. 11] обеспечивается раз-вивающий принцип обучения за счет выполнения заданий более высокого уровня усвоения, при котором появляется возможность развивать природные способно-сти учащихся, выявлять одаренных детей. Если мы обратимся к Госстандарту, статье 41, то прочитаем: «Педагог обязан выявлять и содействовать развитию творческих и индивидуальных способностей учащихся» [ 20, с. 12]. - Соблюдаются принципы демократизации и гуманизации образования. - Создаётся атмосфера для роста самоуважения личности, укрепление её уве-ренности в себе, удовлетворение основной потребности - потребности в само-уважении.
|