Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Сущность технологии критического мышления
Сущность технологии критического мышления

Современная школа стремится привить ученикам способность мыслить критически. Критическое мышление - это некий навык, который позволяет успешно справляться с требованиями НТП, помогает глубже понять то, что мы изучаем и делаем.

В научной литературе встречаются различные определения данного термина.

Что же означает это понятие - критическое мышление?

По словам Сапаргуль Мирсеитовой, исполнительного директора ЦДО (Центра Демократическо-го Образования), «прилагательное «критическое» вне контекста имеет два кон-кретных значения. В первом случае оно образовано от существительного «крити-ка» и приобретает прямое значение этого слова. Во втором - это само прилага-тельное, имеющее в виду особое состояние - переломное, высшую степень важно-сти или же кризисное положение. К названию данного проекта отчасти приемле-мы оба значения. Отчасти, потому что слово «критика» приобретает у нас не-сколько иные черты. Мы воспринимаем любую информацию критически, то есть анализируя и взвешивая, отбирая и применяя по ситуации. Мы относимся крити-чески к тому, что мы сами предлагаем, постоянно анализируя свои действия. Но мы не критикуем никакое другое, отличное от нашего, понимание- право голоса имеет каждый, и мы уважительно относимся к любому мнению. Мы умеем слу-шать отличное от нашего мнение, чтобы взвесить, при необходимости логично и тактично аргументировать, а возможно и взглянуть по-новому на свою точку зре-ния. Вместе с тем мы чувствуем критический момент, то есть знаем, когда, где и почему мы поступаем так или иначе» [23, с. 7-8 ].
Предлагаемое нами определение критического мышления состоит из пяти пунктов:
1. Критическое мышление - мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критиче-ски за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышле-ние может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный ха-рактер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением - это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. Но главное - каждый при этом сам решает, с какой точкой зрения согла-ситься. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой голо-вой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фак-тов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Однако мы вовсе не собираемся приравнивать критическое мышление к традиционному изучению фактов - ясно, что фактические знания отнюдь его не исчерпывают. Однако и преподавательская работа не сводится к одному только обучению критическому мышлению: мы учим своих подопечных воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения. Обучение критическому мышлению - это лишь часть многогранной работы преподавателя.
Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у старшеклассни-ков, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опы-та и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершен-ствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писа-тели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания об-ретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктив-ным.
3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое - и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность - и нам уже хочется проникнуть внутрь. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стрем-лением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. «Следовательно, - заключает Джон Бин, - сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, что-бы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас про-блем» [9, с. 4 ].
Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что «надо заме-нить традиционное «накопительное» образование - когда головы учеников служат своеобразными «счетами», на которые учителя кладут знания, - на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами» [74, с. 3 ]. Учение, считает он, пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы - в том числе экономические, общест-венные и политические - на основе собственного жизненного опыта и затем ре-шать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа. Особенно много внимания Фрейре уделяет вопросам подавления личности. Он уверен, что правильно организованное образование способно освободить учени-ков от этого подавления, поэтому его образовательная концепция называется «ос-вободительной педагогикой».
По мнению американского философа и педагога Джона Дьюи, критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной про-блемой. «Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, како-го рода проблемы это явление порождает» [19, с. 7]. По мнению Дьюи, фокусиро-вание на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побу-ждает их к критическому мышлению. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно дума-ет» [19, с. 8 ].
Из этого следует, что при подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благо-даря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы пре-вращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсужде-ния, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.
Профессор Ралф X. Джонсон из Канады определяет критическое мышление как «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здра-вое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения» [18, с. 11]. Определение Джонсона подчеркивает роль критического мышления в реше-нии вопросов и проблем.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и под-крепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбран-ное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргу-ментации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также те-зисом, основной идеей или положением), Утверждение поддерживается рядом до-водов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названны-ми элементами аргументации - утверждением, доводами и доказательствами - ле-жит элемент четвертый: основание. Основание - это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации. К примеру, автор заявляет, что уличные художники вправе помещать свои граффити на общественных зданиях (утверждение), поскольку эти рисунки выражают их личные убеждения (довод) и порой представляют собой художественную ценность (еще один довод). Затем автор приводит доказательства - допустим, выдержку из Конституции страны о праве на свободу слова или цитату из работы политического философа, который утверждает, что каждый человек имеет право на самовыражение. Кроме того, ав-тор может привести примеры граффити, имеющих художественную ценность. Основанием или посылкой выстроенной им аргументации служит идея о свободе слова как особо важном праве человека.
Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию. К примеру, наш защитник прав уличных художников укрепит свои позиции, если признает, что у владельцев зданий тоже есть права, которые необходимо оберегать, и следует найти компромисс между правами художника и правами владельца здания, стену которого превращают в «холст». Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как пе-чатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления. Так, Роберт Эннис определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что ве-рить» [83, с. 3].
5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль про-веряется и оттачивается, когда ею делятся с другими, - или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутст-вии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. По-этому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. И нет никакого противоречия в том, что первый пункт нашего определения критического мышления говорит о его независимости, а этот последний пункт подчеркивает социальные параметры критического мыш-ления. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сооб-ществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собст-венной личности.
Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учеб-ный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Лю-бая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам кри-тического мышления, есть шаг к достижению больших целей.
Все пять пунктов этого определения критического мышления могут вопло-щаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как нам кажется, письменная работа - как для учителей, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользует-ся при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа со-держит в себе поиск решения некоей проблемы и предлагает найденный ответ чи-тателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.
Для учеников письмо - трудная, точнее, самая трудная часть учебного про-цесса. В ходе работы, которая может включать в себя мозговую атаку, собствен-но написание, доработку, редактирование и «публикацию», то есть обнародование получившегося текста, учитель может обучать своих учеников, помогая им спра-виться с трудной задачей. Для школьников же ценно, что учитель относится к их работе с интересом и уважением, и что сами они получили возможность поде-литься своими мыслями с одноклассниками, другими учителями, родителями и даже с людьми, которых они совсем не знают. По всем этим причинам мы глубо-ко убеждены, что письмо - наиболее эффективное средство обучения критическо-му мышлению.
Вслед за призывом к тому, что главной целью обучения должно стать разви-тие мышления, возникает острая проблема - как учить мыслить. Новая методика обучения, которую последовательно разработали и предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги (Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл), пожалуй, единственная в своем роде. Создатели новой методики опирались на передовой опыт философов, психологов и педагогов всего мира.
С 1996 года распространяется совместно Институтом "Открытое общество", Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной Педаго-гики. Прошла апробацию в школах Америки, Азии, 12 странах Восточной, Цен-тральной Европы и СНГ. В России с 1997 года. Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске. В Казахстане с 1998 года распространяется ЦДО (Центром Демо-кратического Образования «Сорос - Казахстан») при поддержке международного фонда USAID. Действуют 10 центров: в Караганде, Атырау, Петровавловске, Се-мипалатинске, Лисаковске, Костанае, Рудном, 2-Алматы.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - со-временная "надпредметная" технология. Она решает следующие задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Создавая технологию "Чтение и письмо для развития критического мышле-ния", Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл выбрали теории, по их мнению, совмести-мые с их общим идеалом, т.е. позволяющие подготовить таких учащихся, которые в будущем станут ценными членами открытого общества. Эти граждане должны уметь сотрудничать, работать на равных и, в то же время, главенствовать и руко-водить; они должны уважать людей самого разного происхождения; уметь прояв-лять личную инициативу; они должны проводить в жизнь свои принципы и, в то же время, умело увязывать основополагающие, "вечные" ценности с быстро ме-няющимися ситуациями. Для этого учение непременно должно быть активным. Активным же оно становится тогда, когда ученик умеет привлечь к делу собст-венную любознательность, свое желание во всем найти смысл. Проект "Чтение и письмо для критического мышления" предлагает единый связный набор обучаю-щих методов, благодаря которым учащиеся могут активнее работать на уроках и приобретать знания. Избранные для проекта методы основываются на нескольких уважаемых в научном мире образовательных традициях: на конструктивистской традиции, связанной с именами Жана Пиаже, Льва Выготского и др.; на традиции метакогнитивного учения, связанной с именами Энн Л.Браун, Изабель Бек и др.; на новых подходах к письму; на нескольких течениях теории и практики в облас-ти критического мышления; на усилиях, предпринимаемых в гражданском и пра-вовом образовании.
Разрабатывая курс "Чтение и письмо для развития критического мыш-ления", авторы почерпнули из вышеперечисленных традиций следующее:
-веру в то, что ученики от природы любознательны и хотят познавать мир, что они способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
-признание важности той роли, которую играют учителя, стимулирующие учащихся к неустанному познанию и помогающие им сформировать умения и на-выки продуктивного мышления;
-необходимость ввести критическое мышление в дискуссии, в письменную обучающую деятельность и в другие познавательные процессы, в которых учени-ки уже участвуют.
Главный вопрос любой инновационной образовательной технологии заклю-чается в следующем: чему мы должны научить школьников в XXI веке?
Технология критического мышления отвечает на этот вопрос следующим образом. Мы должны научить школьников:
- Организации своей деятельности;
- Душевности и чуткости;
- Ощущению свободы и счастья бытия;
- Самореализации, сохранению ценностей;
- Пониманию себя и пониманию других;
- Умению мыслить;
- Формированию и отстаиванию собственной точки зрения;
- Грамотному, осмысленному чтению;
- Умению усилить человеческое в человеке;
- Партнерским отношениям;
- Стремлению быть профессионалом;
- Умению сотрудничать;
- Гибкости мышления;
- Умению слушать;
- Мобильности;
 Экологической образованности.
Под критическим мышлением авторы проекта подразумевают следующее: думать критически означает проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фак-тами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, посто-янный вопрос: "А что, если?.." Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логи-ческими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргу-ментам оппонента и их логическое осмысление.
Существует связь между мыслительными навыками и демократическим гра-жданским сознанием. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс этой технологии открывает новые принципиальные подходы и тенденции в реше-нии вопросов "чему" и "как" учить сегодня обучаемых: обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления. Обоб-щенные характеристики формируемых в технологии умений: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески ин-терпретировать имеющуюся информацию; умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Появляется возможность объединения, интегра-ции отдельных дисциплин; вариативность и дифференциация обучения; исполь-зуется положительная стимуляция учения; такие черты, как направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии, в выработке собственной индивидуальной технологии обучения. Этому способст-вуют принципиальные моменты для технологии ЧПКМ:
-активность субъектов;
-организация групповой работы в аудитории;
-развитие навыков общения;
-идея ценности личности;
-образовательная технология как средство и инструмент самообразования че-ловека;
-соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными за-дачами.
Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания. Познавательный процесс должен пройти три этапа: вызов, осмысление и размышление.
Известно, что хорошо усваивается актуальная информация. Стимулирование интереса к новому знанию происходит через "извлечение" уже известного и выяс-нение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в но-вых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот про-цесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы. Этот этап спо-собствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе. Этап осмысления предполагает ввод новой инфор-мации. Последний этап в базовой модели критического мышления - размышление - особо значим, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь обретенной информации. Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимо-зависимы.
Технология критического мышления предлагает определенные методы, стра-тегии и приемы в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Существуют конкретные приемы и стратегии для работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе размышления. Каждый прием, стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал обучаемых.
Осознанное использование предложенных технологией ЧПКМ приемов и ме-тодов дает отличные, по свидетельству работающих в технологии преподавате-лей, результаты в процессе развития самостоятельного мышления обучаемых. Однако, продуктивным обучение по такой методике становится лишь тогда, когда преподаватель сам решает две основные проблемы:
- какой должна быть информация, способствующая развитию критического (творческого, осознанного, аналитического) мышления?
- какой метод (прием, стратегию) следует применить для эффективной реали-зации определенной цели занятия?
Первая проблема тесно связана со вторым этапом в базовой модели обучения - осмыслением. Традиционное обучение с установкой на знания, умения и навыки подготовило огромное количество ценного учебного
материала. Но совершенно очевидно, что иная образовательная установка требует и иного учебного материала, который будет способствовать развитию творческих способностей ученика.
Стратегии критического мышления пытаются избежать подхода, когда пре-подаватель и его предмет ставятся над коллективом учащихся, когда во главу угла ставится сам предмет, а не человек, которого нужно обучить.
Когда в центре учебной среды стоит ученик, учителя из "распределителей" знаний превращаются в "оранжировщиков и дирижеров", которые создают учени-кам возможности для обретения этих знаний. Они также становятся демонстрато-рами - на собственном примере - любознательной, находящейся в постоянном по-иске мысли.
Моделирование ситуаций, стимулирующих учащихся на высказывание своей точки зрения, на взаимодействие с другими, принятие чужой точки зрения в од-ном случае, умение аргументирование отстоять свое мнение в другом построено на знании процессов мышления и способствует не только качественному усвое-нию материала и его критическому осмыслению, но и развитию социальных на-выков.
Например, при проведении таких форм работы, как "мозговой штурм", "ин-серт", "чтение с остановками" обязательными условиями являются:
-доброжелательность;
-некритичность;
-cоблюдение регламента высказывания идей;
-принятие и запись всех идей;
-высказывание своего мнения каждым;
Это способствует раскрепощению, учащиеся преодолевают свои комплексы и постепенно учатся высказывать свое мнение, что дает даже некоторый психотера-певтический эффект. Достоинство программы, – открытость технологии ЧПКМ по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентирован-ным на развитие учащегося и преподавателя.
Обучающая деятельность - это тот вид деятельности, которым должен вла-деть каждый преподаватель, ее формирование происходит на основе дидактиче-ских умений ( прогностических, конструктивных и др ) по пути от простого к сложному. Благодаря уникальному способу трансляции этой технологии через деятельность самые разные педагоги оказываются в состоянии ее освоить.
Одним из ключевых понятий технологии критического мышления является понятие педагогической рефлексии. В контексте технологии важна мысль о педа-гогической рефлексии как особой ценности, как о важном аспекте педагогической культуры современного педагога. Она рассматривается как необходимый компо-нент педагогической деятельности. Согласно всему вышесказанному, первым ша-гом на пути к критическому мышлению является знакомство участников, прежде всего с "правилами игры", принятыми в технологии критического мышления. А первым правилом является умение рефлексировать по поводу своих занятий, сво-ей деятельности.
Один из принципов особой философии технологии ЧПКМ заключается в ценности личностного процесса достижения свободы, а одним из синонимов кри-тического мышления является мышление свободное, независимое. Чем больше наблюдение, тем меньше свободы у того, за кем наблюдают. Ситуация выбора, диалог, работа в группе, дискуссия - учебные ситуации "ненаблюдения".
Еще одним "китом" критического мышления является мотивация. Ситуация, возникающая на занятии, может высветить собственные недоработки учащихся в обучении. Рефлексия после занятия приводит к возникновению
мотивации иного уровня - внутренней мотивации. Она сильнее мотивации внеш-ней. Это осознанное стремление к успеху, желание исправить ошибки, поиск аде-кватных методов и приемов. Уровень рефлексии влияет на уровень
мотивации.
Технологию ЧПКМ можно считать интегрирующей, в ней обобщены нара-ботки многих технологий. Она обеспечивает и развитие мышления, и формирова-ние коммуникативных способностей, и выработку умения
самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, вхо-дящих в ЧПКМ, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной
технологии ( разрешено все то, что не запрещено) Т.е., для любого педагога она может стать "своей" .Это очень важно в том случае, когда педагогический коллек-тив стремится достичь позиционного единства всех преподавателей.
Выделяют три стадии технологии:
1.Вызов.
-актуализирует и обобщает имеющиеся у учащегося знания по данной теме;
- пробуждает интерес к изучаемой теме;
- побуждает ученика к активной деятельности.
2.Осмысление.
- получение новой информации;
- осмысление новой информации;
- соотнесение новой информации с собст-венными знаниями.
3.Размышления.
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов");
- анализ всего процесса изучения материала.
В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечествен-ной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - "вы-зов - осмысление - рефлексия". Данная закономерность является общей, в ее осно-ве лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Поскольку ей подчиняется усвоение информации в любой области знания, ознакомление с тех-нологией "Развитие критического мышления через чтение и письмо" можно орга-низовать на любом предметном материале. Технология представляет собой сис-тему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной дея-тельности в зависимости от характера текста (текст информационный или худо-жественный) и способа работы с ним (чтение готового текста или создание пись-менного текста). При этом базовая модель - "вызов - осмысление - рефлексия", помогающая обучающимся самим определять цели обучения, осуществлять про-дуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали - задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это также позволяет говорить об универсальном характере данной технологии.
Несомненным достоинством технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" является ее открытость по отношению к другим педагоги-ческим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учите-ля. Технология открыта для решения большого спектра задач в образовательной сфере. Она направлена на воспитание базовых навыков человека открытого ин-формационного общества, на развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" лич-ностно ориентирована. Признаками личностной ориентации применительно к об-разовательным технологиям являются доминирование целей личностного, интел-лектуального, деятельностного и профессионального развития; акцент на мотива-цию достижений и успеха; акцент на самопроектирование и самоуправление; партнерское взаимодействие участников образовательного процесса; диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями; свобода выбора и личная ответственность за выбор всех участников образова-тельного процесса; эмоциональная сопричастность и проживание образователь-ных ситуаций и событий; моделирование деятельности как организационная ос-нова проектирования и реализации образовательного процесса.
Открытые педагогические технологии педагог должен испытать на себе, "прожить" их в качестве ученика, и только после "проживания" необходимо рас-крыть суть тех методов и приемов, которые использовались на данном
занятии.
Поскольку в основе любой технологии лежит одна или несколько процессу-альных закономерностей, то приобщение педагогов к этой технологии следует начинать с ознакомления с этими закономерностями на любом
предметном содержании.
Освоение технологии предметниками будет продуктивным, если осмысление ими технологии организовано на близком им предметном содержании.
Применение технологии в педагогической практике лежит через процесс осознания учителем своей роли в современном учебном процессе.
Такая организация учебного процесса предполагает равноправные взаимо-действия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возмож-ность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции, участвуя в дискуссии, обсуждая на-сущные вопросы, касающиеся профессиональной деятельности учителя.
Представленная модель ознакомления с открытыми образовательными тех-нологиями предполагает повышение профессионализма преподавателей за счет овладения современными образовательными технологиями, формирование инте-реса и практических навыков проектирования собственной педагогической дея-тельности с использованием современных образовательных технологий, форми-рование ценностных отношений учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися, к сотрудничеству учителя и ученика, взаимообучению учащихся. Включение технологии в образовательный процесс происходит через осознание педагогами того, что объектами технологизации будут выступать цели и содержа-ние образования, организационные формы восприятия, переработки и представ-ления информации, взаимодействие субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и твор-ческого развития. Основой целесообразной деятельности на уроке не только учи-теля, но и учеников, является триединая цель урока, включающая познаватель-ный, развивающий и воспитывающий аспекты. Она определяет характер взаимо-действия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Проектирование каждого урока в технологии начи-нается с постановки триединой цели и ее максимального уточнения, формулиров-ки учебных целей с ориентацией на достижение результатов. Триединая цель ори-ентирует учителя в подготовке учебных материалов и планировании организации всего хода обучения. И, что особенно важно для реализации технологического подхода к обучению, в соответствии с ней осуществляется оценка результатов, коррекция процесса обучения, направленная на достижение представленных це-лей.
Преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что выполнение её основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований Закона об образовании РК:
- она обеспечивает 100% достижение целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном первом уровне усвоения, что соответствует выполнению минимального требования Госстандарта, отмеченного в седьмом пункте 41 статьи Закона об образовании: «Педагог обязан обеспечить получение обучающимися ЗУН не ниже уровня, предусмотренного соответствующими Государственны-ми обязательными стандартами образования» [20, с. 11] обеспечивается раз-вивающий принцип обучения за счет выполнения заданий более высокого уровня усвоения, при котором появляется возможность развивать природные способно-сти учащихся, выявлять одаренных детей. Если мы обратимся к Госстандарту, статье 41, то прочитаем: «Педагог обязан выявлять и содействовать развитию творческих и индивидуальных способностей учащихся» [ 20, с. 12].
- Соблюдаются принципы демократизации и гуманизации образования.
- Создаётся атмосфера для роста самоуважения личности, укрепление её уве-ренности в себе, удовлетворение основной потребности - потребности в само-уважении.

Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: aist-76 (2009-10-06) | Автор: Истомин Андрей Викторович E
Просмотров: 30323 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.4/7
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 10:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru