Требования к уроку с использованием технологии критического мышления. Цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников, развитие критического мышления. Средства достижения учителем этой цели: • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.; • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения; • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы; анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Выделенные общие цели и средства организации урока, естественно, должны быть конкретизированы учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. Мы здесь описываем те уроки, где учитель максимально использует и организует субъектный опыт ученика, направленный на овладение знаниями. Конечно, критериальная база для оценки работы учителя на уроке не может быть единой. Учитель должен сам составлять «режиссуру» урока в зависимости от его темы, уровня подготовленности класса, целевой установки, времени проведения урока и т.п. Поэтому, с нашей точки зрения, в зависимости от типа урока должны существовать различные критерии эффективности его проведения. Единых критериев не может быть. Обозначим те, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке, ориентированном на развитие критического мышления: • Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; • Использование проблемных и творческих заданий; • Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; • Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока; • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся; • Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности; • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Все эти положения необходимо совместить с требованиями к уроку с точки зрения достижения конечного результата. Общие требования: 1. Соблюдение принципов целесообразности, природосообразности. 2. Четкость в представлении качественных и количественных изменений, происходящих с учеником за урок. Содержание анализа: 1. Тема урока и ее место в изучении курса, сколько часов отводится на ее изучение, что должен усвоить ученик на конец изучения темы. 2. Какие задачи ставились на данный конкретный урок + система микроцелей (что ученик обязан знать и уметь). 3. Тип и вид урока, обоснованность их выбора с точки зрения общеучебных задач. 4. Какие этапы включает структура урока, с какой целью включен каждый из них. 5. В каких учебных формах осуществлялась реализация учебных задач, а также с помощью каких методов и приемов. 6. Каким образом происходила система целеполаганий: периодичность (на урок, на этап, на отдельную форму работы); содержание (включена ли форма, организация, время, конечный результат работы), что включено в установку. 7. Осуществлялся ли контроль над реализацией поставленных задач (через опрос, подведение итогов, обратную связь и т.д.). 8. Как происходило создание условий для эффективного осуществления задач: - через соблюдение принципов обучения: 1) соответствие возрастным способностям учащихся; 2) учет индивидуальных особенностей школьников; 3) опора на опыт учащихся; 4) работа на уровне реальных учебных возможностей; 5) четкость целеполаганий, поддержание интереса к предмету; 6) оптимальность в соотношении деятельности ученика и учителя; 7) использование дидактических и наглядных средств; 8) последовательность в изложении материала; 9) отсутствие фактических ошибок; - через готовность кабинета; - через реализацию психолого-педагогических основ урока: 1) оптимальность в выборе места и продолжительности работы; 2) учет кризисов внимания; 3) техника речи учителя (темп 120 сл/мин, грамотность, выразительность, доказательность), корректность, педагогический такт. 4) уплотнение урока за счет четкости в организации и проведении учебных форм; 5) соблюдение поэтапности в отработке терминов; - через соблюдение системы опроса: 9. Полнота реализации учебных задач (подведение итогов, урок целей достиг или нет).
|