Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Требования к уроку с использованием технологии критического мышления
Требования к уроку с использованием технологии критического мышления.

Цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников, развитие критического мышления.
Средства достижения учителем этой цели:
• Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
• Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
• Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
• Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
• Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
• Поощрение стремления ученика находить свой способ работы; анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Выделенные общие цели и средства организации урока, естественно, должны быть конкретизированы учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. Мы здесь описываем те уроки, где учитель максимально использует и организует субъектный опыт ученика, направленный на овладение знаниями.
Конечно, критериальная база для оценки работы учителя на уроке не может быть единой. Учитель должен сам составлять «режиссуру» урока в зависимости от его темы, уровня подготовленности класса, целевой установки, времени проведения урока и т.п. Поэтому, с нашей точки зрения, в зависимости от типа урока должны существовать различные критерии эффективности его проведения. Единых критериев не может быть. Обозначим те, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке, ориентированном на развитие критического мышления:
• Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
• Использование проблемных и творческих заданий;
• Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
• Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
• Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
• Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
• Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
• Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;
• Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
• При задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Все эти положения необходимо совместить с требованиями к уроку с точки зрения достижения конечного результата.
Общие требования:
1. Соблюдение принципов целесообразности, природосообразности.
2. Четкость в представлении качественных и количественных изменений, происходящих с учеником за урок.
Содержание анализа:
1. Тема урока и ее место в изучении курса, сколько часов отводится на ее изучение, что должен усвоить ученик на конец изучения темы.
2. Какие задачи ставились на данный конкретный урок + система микроцелей (что ученик обязан знать и уметь).
3. Тип и вид урока, обоснованность их выбора с точки зрения общеучебных задач.
4. Какие этапы включает структура урока, с какой целью включен каждый из них.
5. В каких учебных формах осуществлялась реализация учебных задач, а также с помощью каких методов и приемов.
6. Каким образом происходила система целеполаганий: периодичность (на урок, на этап, на отдельную форму работы); содержание (включена ли форма, организация, время, конечный результат работы), что включено в установку.
7. Осуществлялся ли контроль над реализацией поставленных задач (через опрос, подведение итогов, обратную связь и т.д.).
8. Как происходило создание условий для эффективного осуществления задач:
- через соблюдение принципов обучения:
1) соответствие возрастным способностям учащихся;
2) учет индивидуальных особенностей школьников;
3) опора на опыт учащихся;
4) работа на уровне реальных учебных возможностей;
5) четкость целеполаганий, поддержание интереса к предмету;
6) оптимальность в соотношении деятельности ученика и учителя;
7) использование дидактических и наглядных средств;
8) последовательность в изложении материала;
9) отсутствие фактических ошибок;
- через готовность кабинета;
- через реализацию психолого-педагогических основ урока:
1) оптимальность в выборе места и продолжительности работы;
2) учет кризисов внимания;
3) техника речи учителя (темп 120 сл/мин, грамотность, выразительность, доказательность), корректность, педагогический такт.
4) уплотнение урока за счет четкости в организации и проведении учебных форм;
5) соблюдение поэтапности в отработке терминов;
- через соблюдение системы опроса:
9. Полнота реализации учебных задач (подведение итогов, урок целей достиг или нет).

Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: aist-76 (2009-10-06) | Автор: Истомин Андрей Викторович E
Просмотров: 3961 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru