Развитие критического мышления через чтение и письмо (теоретические основы) Долгое время педагоги обсуждали важность фактического знания в сравнении с практическим и схематическим знаниями. Те, кто предполагают, что фактическое знание является самым важным, уверены, что обучение, построенное соответствующим образом, готовит учащихся к тому, чтобы стать настоящими гражданами общества. Те, кто наиболее критически подходит к схематическим знаниям и практическому опыту, полагают, что одних только знаний недостаточно. Они считают, что знания тогда ценны, когда они полезны, когда они понятны в схематических терминах и могут быть применены практически, творчески и критически. Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то. Перед нами стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. Мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам поймает. "Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам". В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является , уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию. Ценность данной технологии и в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Это американская технология, она включает в себя до 80 стратегий. Их можно использовать как отдельно, на любом этапе урока, так и строить весь урок по определённой структуре. Основы методики критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, размышление. Первая стадия – вызов ( побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что знают, что хотят узнать или что нужно узнать и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения (например, составление кластера или ассоциации), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке. Вторая стадия – осмысление ( поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками, составление семантической таблицы, диаграмма ВЕНН, дневник двойной записи, развивающая лекция, ЖИГСО I, ЖИГСО II, изложение в паре, углы и т. д. Третья стадия - размышление ( рефлексия) - позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Должны задаваться как закрытые (выражающие одно мнение),так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили . Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия, кластера, дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного. Важно отметить, что данная структура урока является как процессом обучения, так изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения. Обучение критическому мышлению - это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление: - учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении; - ученики должны поощряться в ходе учебного процесса; - ДОЛЖНЫ быть приняты разнообразные идеи и мнения; - в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением; - учитель должен верить в способности каждого ученика. Учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире. Но роз без шипов не бывает. Хотелось бы остановиться и на тех проблемах, которые возникают при работе над этой технологией. Одна из них - это дефицит времени, как и у любого другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в группах (стратегии ЖИГСО I и ЖИГСО II), не всегда учащиеся обеспечены необходимыми текстами, приходится делать ксерокопии. Но, кроме технической стороны дела, выступает еще одна - не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим как бы со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания. При написании эссе иногда ребята выбирают точку зрения отрицательных персонажей, поэтому роль учителя усиливается. Но я уверен, что со временем большинство проблем будет решено, так как эта технология – технология развития критического мышления через чтение и письмо - получает всё большее распространение, за ней – возможность воспитания будущего Гражданина, самостоятельной, творческой личности.
|