Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі Министерство образования и науки Республики Казахстан Қазақстан Республикасы білім және ғылым Министрлігі Солтүстік Қазақстан облысы Тайынша ауданы әкімдігінің «Леонидовка орта мектебі» КММ КГУ «Леонидовская СШ» акимата Тайыншинского района Северо-Казахстанской области Министерства образования и науки Республики Казахстан ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Секция: Инновационные методические подходы к преподаванию истории Казахстана. С.Ф.Берстенёва – учитель истории, первой категории 2013 г. Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, незнающего основ истории. История расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Одна из задач школьной истории состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно, работать с разнообразными носителями информации. Сегодня информационные технологии в обучении истории – это не дань моде, а средство достижения нового качества образования, что соответствует главной задаче казахстанской образовательной политики. На сегодняшний день приоритетным для школьников является умение самостоятельно мыслить и добывать знания, анализировать, обобщать и передавать информацию другим. И в этом им помогают информационные технологии, которые организуют взаимодействие учеников и учителей, мотивирует и стимулирует их на творческую, экспериментальную деятельность. Внедрение ИКТ в учебную деятельность – это повышение интереса по предметам, активизация учебной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность учебного процесса, является включение учащихся в урок. Используя новые, увлекательные информационные технологии, учебно-методические пособия с электронными приложениями можно обеспечивать эту включённость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Появление различных образовательных ресурсов, посвященных истории, существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем, касающихся культуры. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни. Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть кинофильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвоен, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка. При изучении прошлого школьники лишены возможности, непосредственно воспринимать события и явления общественной жизни. Компьютерные технологии позволяют реконструировать жизнь общества в различные периоды истории, в различные эпохи. Ученик познает окружающий мир с помощью органов чувств. Но пропускная способность зрительного, слухового и других каналов различна. Как показывают исследования, 90% информации учащиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха и 1% – с помощью других органов. Не секрет, что значительная часть современных школьников живет в пространстве «экранной культуры», где наиболее привычным способом получения информации является ее просмотр на экране телевизора или компьютера. Использование художественных видеоматериалов на уроках истории должно способствовать не только развитию образного восприятия прошлого, но и формированию навыков критического мышления и соотнесения получаемой с экрана информации с научно обоснованными знаниями, приобретенными на уроках истории. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, объем, глубину, структуру необходимых умений и навыков. Но при всем многообразии и вариативности учебных пособий, особенно для старших классов, у них можно отметить один очень серьезный недостаток – отсутствие иллюстративного, образного, прежде всего, зрительно воспринимаемого материала. Это сказывается на серьезном истощении образного мышления учащихся, воображение которых становится катастрофически вялым. Классическая фраза прежних лет: «Представьте себе!» в последнее время уже не срабатывает. Кроме того, учебники истории и обществознания часто перегружены труднопонимаемым, сложным теоретическим материалом. Поэтому ученик находится в растерянности, пытаясь во всем разобраться. У него слабая теоретическая база, поэтому большее впечатление оказывает на него и лучше запоминается тот материал, который помогает ему создать своеобразную «картинку» вопроса, темы, проблемы. Можно долго объяснять ему, что такое плуг, кочевое скотоводство, но пока он не увидит это на плакате, а ещё лучше в кинофильме, видеоролике, всё это останется для ученика только звукосочетанием, абстракцией. Применение информационных технологий на уроках истории позволяет: • сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу какую-либо эпоху; • интегрально представлять исторические факты и явления; • соотносить знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена; • придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер; раскрыть предмет с разных сторон. • умение работать с информацией; • развивать способности к определённым видам деятельности; С точки зрения использования ИКТ на уроке, уроки можно делить на три группы. 1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков — один из самых распространённых на сегодняшний день в моей практике. Для его проведения требуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером и проектором или переносной вариант этой техники. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения использую материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам, а также презентации, которые я готовлю к своим урокам сама. Приготовление презентации - увлекательный способ вовлечения обучающихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация дают возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков 2. Уроки компьютерного тестирования. Тестирование — это один из видов контроля знаний, который прочно вошел в жизнь школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель — ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. 3. Дистанционное обучение, участие в олимпиадах. В настоящее время проходит много дистанционных олимпиад. Для этого нужно уметь работать с источниками, с компьютером, с интернетом. С помощью ИКТ появилась возможность индивидуализировать обучение. Использование ИКТ даёт прекрасную возможность формирования и развития у учащихся мотивации изучения истории. Применение ИКТ на уроках истории выражаются в следующем: • повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; • возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных задач, для обработки учебной информации; • организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества; • повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; • развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся; • формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников. На уроках — практикумах учащиеся совершенствуют свои умения заполнять контурные карты, таблицы, делать выводы, работать со статистическими материалами, таблицами. Учащиеся используют дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей или из ИНТЕРНЕТА. Для практического занятия определяю цели, подбираю соответствующие задания. Для активизации познавательной деятельности в работу включаются игровые моменты, это оживляет восприятие учащимися материала, вызывает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности. Например, использую кроссворды, игровые варианты работы с материалом. В современном образовании есть электронные учебники, у которых есть много преимуществ. В них входит одновременно и собственно учебник, и рабочая тетрадь, и атлас, и подробная хронологическая таблица, и хрестоматия с достаточно полной подборкой документов, и видеофрагменты, и справочник с современной поисковой системой. Их использование значительно облегчает работу учителя, которому не нужно перед каждым уроком разрываться в поисках интересной информации, иллюстративного материала, письменных и звуковых документов. Каждый учитель вместо с учащимися может самостоятельно подготовить тематические презентации по истории, используя программы: POWER POINT с помощью которых создаются слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео и звуковых записей, фильмы. Презентации удобны тем, что при подготовке отбирается материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Кроме того, компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы ит.д. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала. Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентации, видеороликов. Создание презентации - творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных информационных потоках. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Обрабатывая информацию, ребята подбирают материалы для слайдов; строят схемы, выбирают фотографии и текстовое сопровождение, осуществляют дизайн слайда, готовят защиту своего теоретического вопроса. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т. к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Заключение Таким образом, применение ИКТ на уроках • активизировать познавательную деятельность учащихся; • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); • повысить объем выполняемой работы на уроке; • усовершенствовать контроль качества знаний; • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; • повысить наглядность изложения материала, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, сделать урок истории более интересным; • представить учебный материал в увлекательной, динамичной, структурированной форме, побуждая учащихся к более активному усвоению учебного материала, за счет включения большего количества каналов восприятия информации; • формировать у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией. Благодаря ИКТ: • учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса; • повышается уровень обученности и качество знаний учащихся по предмету, иногда они остаются на том же уровне, но нигде не происходит их снижение; • устанавливаются межпредметные связи; • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности; • учащиеся под руководством учителя создают дополнительные учебные материалы для школьной медиатеки: электронные сборники творческих работ; • изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, занимающимися совместно проектно-исследовательской деятельностью; • изменяется отношение учеников к компьютеру, его используют в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, способные к саморазвитию и самообразованию личности, умеющие принять самостоятельные решения, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Библиографический список 1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:Просвещение, 1989. 2. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения//Педагогика. № 4, 2003 3.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. 4. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов//Педагогика. № 8, 2003. 5. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя// Педагогика. № 8, 2003. 6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., 2000. 7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 2000. 8. Мультимедийные продукты обучения // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1–3., 2001. 9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998. 10.Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Москва, - Воронеж,2003. | |
Просмотров: 2864 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|