Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения. На занятиях курсов мы убедились, что обучение – комплекс механизмов, которые направлены на повышение способности к обучению. Эффективность обучения напрямую зависит от того, какие подходы учитель выбирает в личной практике. По моему мнению, к успешному преподаванию может вести взаимосвязь всех семи модулей, так как ни один урок не обходится без диалога между участниками образовательного процесса, без оценивания, без использования ИКТ в условиях сегодняшних требований предъявляемых к уроку. Нет такого урока, где учитель бы не уделял внимания талантливым и одаренным, и не учитывал бы возрастные особенности обучающихся. Поэтому в своей практике я старалась интегрировать все семь модулей программы. Запланированные мною уроки осуществлялись в рамках раздела «Рациональные числа», в который вошли 4 урока по следующим темам: 1. Положительные и отрицательные числа 2. Координатная прямая 3. Противоположные числа 4. Модуль числа Так в серии своих уроков я рассмотрела идеи модулей следующим образом: Диалогическое преподавание и обучение. На начальном этапе урока я часто использовала такой способ обучения, как диалог. Для определения стартовых позиции детей, для этого я старалась задавать вопросы, которые по Блуму классифицируются как простые, которые требуют знания фактического материала; уточняющие, направленные на понимание материала и практические. Выслушав ответы, мне удалось оценить вместе с детьми их знания и скорость, с которой они восстанавливают пройденное. Ответы учащихся я повторяла и перефразировала с целью акцентирования ключевых моментов. Ответы, которые не требовали исправлений, поощрялись мною словесно. Также похвалой отмечала ответы тех учеников, которые отвечают очень редко. Вопрос Ответ 1. Какие числа вы знаете? 2. Какие числа используется при измерении температуры? 3.Где встречаются положительные и отрицательные числа? 1. Натуральные ,дробные. 2. Положительные и отрицательные числа 3. Физики , химии, географии- при изучение глубины и высоты. Так например на уроке по теме «Положительные и отрицательные числа» я предложила вопросы низкого порядка: Еще один пример привлечения учащихся в дискуссию на этом же уроке Я: Дан ряд чисел 4,5; 0,5; 3; -6; 0; 5;2/3;4; 3,5 .Запишите в тетрадь данный ряд, но первый вариант только натуральные, а второй только дробные .Какие числа были не записаны вами? Ответы учащихся: -6 и 0 не записали, т. к. они не относятся ни к натуральным, ни к дробным числам. Я: Возьмем число -6. Кто-то может знает, какое это число? Ответы учащихся: - Отрицательное. Я: А остальные числа, какие? Ответы учащихся: - Положительные. Я: - А ноль? Ответы учащихся: - ни отрицательное и ни положительное число. Я: А как вы определили, что это - 6 число отрицательное, а 3,3 положительное? Ответы учащихся: - Перед отрицательным числом стоит знак «-» , а перед положительным никакого знака нет. Я: А если я поставлю знак «+» , что-нибудь меняется? Ответы учащихся: - Не меняется. Я: Итак, предложите способ записи положительных и отрицательных чисел. Я: Может быть, кто-то сможет сформулировать тему урока? Внимательно посмотрите на доску, что мы нового только что узнали? Ответы учащихся: - Положительные и отрицательные числа. Я: Исходя из вами предложенной темы, какие задачи урока мы должны решить при изучении этой темы? (Чему мы должны научиться?) Ответы учащихся: - Уметь распознавать положительные и отрицательные числа и записывать их На уроке по теме «Противоположные числа» я предложила учащимся экспресс-опрос по предыдущей теме, с целью проверки изученного материла. Я: Какие числа расположены правее нуля? Учащиеся: Положительные Я: А какие числа называются отрицательными? Учащиеся: Числа, перед которыми стоит знак «+» Я:Назовите координату точки А (изображение на слайде) Учащиеся: точка А имеет координату -8 Я: А координата точки А положительное число или отрицательное? Учащиеся: отрицательное Я: Почему? А какие числа называются отрицательными? Учащиеся: Числа, перед которыми стоит знак «-» называются отрицательными Я: Назовите точку, имеющую отрицательную координату. Я:Назовите координату точки С (изображение на слайде)? Я: Какую координату имеет точка, расположенная левее от нуля на 100 единичных отрезков? Учащиеся: -100 Я: А какую координату имеет точка, расположенная правее от нуля на 18 единичных отрезков? Учащиеся: 18 или +18 Я: А что вы знаете о числе ноль? Учащиеся: 0 не является ни положительным ни отрицательным числом Обучающиеся справились с заданием хорошо, данное задание активизировало их. Как правило, на уроках математики обучение через диалог происходит не часто, именно это и мешает им развивать грамотную математическую речь и логическое мышление , тормозит развитие критического мышления. Обучение мыслить критически. На одном из уроков курса на этапе объяснения нового материала я задала учащимся вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас, когда произносите слово «координата»?» Ответы были различными, в основном они связывали их с географическими понятиями. Я хотела, чтобы ученики вышли за рамки «математики» и «покопались» в памяти. Я надеялась, что они увидят связь данной темы с другими науками и мои надежды были оправданы. Для развития критического мышления у учащихся на одном из уроков я предложила следующую картину Посмотрите на доску, к нам в гости пришли очень симпатичные человечки. (рис.1) Охарактеризуйте их, пожалуйста. Ученик. • Маленький – большой; • Слабый – сильный; и т.д. Учитель. Как называются в русском языке эти слова? Ученик. Антонимы. Учитель. Какие слова называются антонимами? Ученик. Слова, противоположные по значению. Учитель. Если есть верх, то есть и? Тепло и? Добро и? Счастье и? - такими противоположностями наполнен наш мир. Для каждого ли слова можно подобрать антоним? Ученик. Нет. Учитель. Что является основной языковой единицей в любом языке? Ученик. Слово. Учитель. А в математике, что является основным объектом изучения? Ученик. Число. Учитель. А как числа отражают этот факт? Понять это – вот наша задача на уроке Это задание я нацелила на развитие у детей умений анализировать, сравнивать. Здесь я показала интеграцию предмета математики с предметом «русский язык» На уроке для актуализации знаний учащихся по теме урока и для самостоятельного определения целей урока, я использовала прием технологии критического мышления – заполнение таблицы «ЗУХ». В ходе такой работы я преследовала несколько целей: во-первых актуализировать знания по теме, во-вторых научить ставить самостоятельно цели урока, в-третьих делать выводы о том, чего они сами достигли в процессе урока. Из приведенных примеров видно, что не все дети умеют делать выводы о своем обучении, поэтому я планирую развивать данные навыки посредством стратегий технологии развития критического мышления. На одном из уроков я предложила учащимся посмотреть видео ролик- задача, который должен был вовлечь учащихся в дискуссию на уроке, ответ который они должны были найти, анализируя каждое слово в диалоге между профессором и студентом. Рассказ типичной ситуации на экзамене: Профессор: Является ли число минус три – отрицательным числом? Студент: Конечно! Профессор: Если взять произвольное число а и перед ним поставить знак «минус», то будет ли число -а – отрицательным? Студент: Конечно! Как вы думаете, какую оценку получит студент и почему? Ответ неверный, т.к. при а›0 число будет отрицательным, но при а‹0 число будет положительным. Также при закреплении материала, учащиеся составляли кластер по теме урока «Модуль». Такой прием мы использовали и раньше, поэтому трудностей в выполнении задания у обучающихся не возникло. Оценивание для обучения и оценивание обучения. С целью полного понимания, каким образом будет происходить оценивание их работ, я предложила оценивание по определенным критериям, которые учащиеся выводили самостоятельно, и старались максимально приблизить к критериям качество своих презентаций. Такое оценивание показало, что обучающиеся лучше выполняют задания, так как наглядно видят тот результат, к которому им необходимо стремиться. Как и в любом классе, в классе, который я выбрала для прохождения практики, были учащиеся, которые боялись получить традиционную «двойку» за неверный ответ. Поэтому в попытке сломать эти барьеры определяющую роль для меня сыграло Формативное оценивание в обучении. На уроке по теме «Модуль числа» ученики не получали привычную оценку, которая традиционно вызывает страх перед неудачей. Они выполняли задание с классом и вычисляли примеры с модулем. С помощью данного задания можно было увидеть, насколько освоена тема учащимся. Самооценка. При апробировании подходов этого модуля я поняла, насколько важно развивать у детей способность к самооцениванию. Так на этом же уроке, было предложено выполнить графический диктант, ответив на вопросы которого должен получиться рисунок Для того, чтобы оценка была объективной, я предложила им критерии оценивания 5б- «5», 4б – «4», 3б – «3», менее 2б-«могу лучше». Я предупредила детей, что в случае возникших затруднений, они могут обратиться за помощью не только к учителю, но и к однокласснику в компетенции которого они уверены. Ученики не боялись браться за выполнение задания, потому что были уверены в поддержке своих одноклассников или учителя. Таким образом, к концу урока, дети могли видеть, насколько хорошо они знают тему урока и оценить свои знания. Также в серии проведенных уроков, неотъемлемой частью была интеграция модуля «Использование ИКТ в преподавании». Икт на уроке я использовала, преследуя две цели: первая – повысить интерес к обучению; вторая – ИКТ как помощник учителя в образовательном процессе. Интерактивное оборудование помогает и при проведении физкультминуток. Так учащимся было предложено повторять физические упражнения за анимационными героями. Детям очень понравился такой вид работы, и после проведенной физкультминутки, их познавательная активность заметно возросла. В качестве демонстрации учебного материала мною использовались презентации Power point и видеоролик, с задачей по теме. Использование ИКТ на уроке действительно повышает интерес к обучению, и позволяет выполнять функции и учителя и экзаменатора. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками. Обучение талантливых и одаренных. Конечно же нельзя забывать и о талантливых и одаренных детях. Для них я старалась определить задания на урок с учетом их интеллектуального развития, давала задания усложненного уровня. Им было дано задание по поиску и анализу информации по теме «История положительных и отрицательных чисел»(Беатриса), «Рене Декарт»(Никита) в рамках темы «Координатная прямая». На уроке таким ребятам была дана определяющая роль участия в группе. Они координировали решения группы, проверяли выполненные задания. Модуль Управление и лидерство в обучении я интегрировала на уроке по теме «Положительные и отрицательные числа». На урок были приглашены гости, которые непосредственно участвовали в процессе урока в качестве независимого жюри. В группах тьюторами были распределены обязанности учеников в группе. Тьюторы следили за регламентом работы в группах, наблюдали за работой каждого участника и оказывали посильную помощь. Обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. На протяжении всей практики, я учитывала возрастные особенности учащихся, дифференцируя учебную информацию. В учет входили и процессы развития памяти, речи, мышления, внимания, так как у учащихся старшего возраста эти процессы протекают значительно быстрее, нежели у младших. Также при использовании компьютера на уроке, я учитывала время работы 10-12 минут, в связи с тем, что в возрасте 12 лет рекомендуют именно такое время при работе с компьютером. Таким образом, в преподавание серии уроков по математике в 6 классе, я постаралась интегрировать все 7 модулей . Ожидаемым результатом данной программы является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Любить своих учеников, находить истину, вести постоянный диалог между прошлым и настоящим, воспитывать учащихся в духе свободы и творчества, воспитывать в них ответственность; понимать своих воспитанников и быть понятой ими – таковы слагаемые моей педагогической концепции. | |
Просмотров: 2420 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|