Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
В.А. Сухомлинский ратовал на то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребёнка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребёнок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения есть множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит его занимательности. Использование занимательного материала на уроках познания мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность учащихся, внимание, память, поддерживает интерес к изученному. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей. Однако не следует забывать, что в применении занимательности на уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебном процессе отрицательную роль. По мысли К.Д. Ушинского, нужно уметь правильно сочетать занимательное и незанимательное, «не наклоняя ни в ту, ни в другую сторону». Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки и т.д. Большой интерес на уроках познания мира вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывает любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их. Примерами занимательного материала могут быть “правила в стихах” дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают. Кроме того, такой занимательный материал – как ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяют ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль над своей деятельностью. Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника. В младшем школьном возрасте игра и ее роль постепенно отодвигаются на второй план, ведущей деятельностью становится учение. Однако это не значит, что игра перестает влиять на развитие детей. К. Д. Ушинский указывал, что на первоначальной стадии обучение должно сочетаться с занимательностью либо в своем содержании, либо в своей форме. Но он же предупреждал учителей о том, что злоупотребление занимательностью развращает учеников. Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить природоведческие знания и умения младших школьников. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе использования занимательного материала на уроке познания мира учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять разные задания, тренироваться, решать познавательные задачи. Такой материал ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания. Включение его развивает интерес и любовь к познанию мира, делает радостной и энергичной деятельность учащихся, вносит элементы здорового отдыха, создает хорошее настроение. Занимательный материал должен выступать как средство, будящее мысль, увлекать на путь поисков ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно, умело подбирая, тот материал, который активизирует познавательный интерес. К примеру, при прохождении педагогической практики «пробные уроки» в гимназии №6 во 2 «Б» классе, мною был проведен урок по познанию мира. Дети должны были с помощью подсказок отгадать исходное слово. Далее переставлять в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом им тоже помогут подсказки. 1. Антоним ссоры ... (на реке Тибр, "вечный город"). (Мир - Рим.) 2. Планета-богиня ... (на реке Раздан, в Закавказье). (Венера - Ереван.) 3. Глазные шторки ... (на реке Днепр, в Восточной Европе.) (Веки - Киев.) 4. Основное занятие детей и актёров ... (на реке Даугава, в Прибалтике). (Игра - Рига.) 5. Сдобная белая подружка чёрного хлеба ... (в Юго-Западной Азии, столица горной страны). (Булка –Кабул). Именно такое обучение гарантирует эффективное усвоение знаний, формирование личности школьника в целом и развитие любознательности как важнейшей интеллектуальной черты. Использование занимательного материала на уроках познания мира способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в учебном процессе школы. | |
Просмотров: 2927 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|