Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
«Современные педагогические технологии как фактор формирования образовательного пространства школы» Заместитель директора по информатизации Смирнова Елена Юрьевна Стратегической целью образовательной политики государства в ХХI веке обозначен переход к устойчивому инновационному развитию системы образования. Девиз национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - «Общее образование для всех и каждого». Это означает, что в эпоху быстрой смены технологий должна быть сформирована принципиально новая система непрерывного образования, предполагающая постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. В этих условиях инновационная модель школы разрабатывается на основе единой, традиционной системы отечественного образования путем поиска новых ценностных приоритетов в организации УВП, новых педагогических технологий, критериев оценки деятельности, принципов управления, а педагогический коллектив осуществляет инновационный поиск на базе опытно-экспериментальной деятельности. Инновационные процессы в образовании стали предметом специального изучения примерно с конца 1950-х годов. Первоначально исследователями решалась задача обобщения педагогических новшеств и информирования о них общественности. В последующем круг задач значительно расширился. Стали исследоваться процессы оценки педагогических новшеств, их внедрения, педагогическое творчество учителей, опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях, управление процессами изменений, препятствия на пути распространения и освоения педагогических новшеств и др. По мере расширения и углубления исследований процессов изменений в образовании все более актуализировалась потребность в интеграции получаемых знаний и их обобщении. Это стало началом оформления новой научной дисциплины, получившей название педагогическая инноватика (B.C. Лазарев, Б.П. Мартиросян). В.И. Слободчиков: «Необходимо понимать принципиальное различие между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и её следствием становятся развитие данной системы или ее принципиальное преобразование – мы имеем с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий». Новация (новшество) - это преобразовательная деятельность, но кратковременная и не имеющая целостного и системного характера, ставящая своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы. Термин «новшество» связывается с понятием «модернизация». (В.И.Слободчиков). Инновация – это целенаправленный процесс создания, распространения, внедрения, использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. для удовлетворения человеческих потребностей. Это преобразовательная деятельность, осуществляющаяся на основе некоторого концептуального подхода и имеющая в результате развитие данной системы или ее принципиальное преобразование. Многие учителя школы в совершенстве владеют и используют в работе современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Неполный перечень технологий, которые можно использовать в работе учителям начальных классов технология игры; технология исследований в начальной школе; природосообразные технологии обучения чтению и письму; технология «зрительные горизонты». Неполные перечень технологий, которые можно использовать в работе учителям основной и старшей школы деловые игры ролевые игры технология проектного обучения технология проблемного обучения технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» коммуникативные тренинги технология модульного обучения технология работы с понятием За последние годы педагогический коллектив школы значительно повысил количество и качество используемых образовательных технологий. Наиболее используемыми являются технологии ИКТ, проектной и исследовательской деятельности. Учителя школы все больше обращают внимание на использование информационно-коммуникационных технологий, тем более что у многих учеников компьютер имеется дома, и использование подобной техники на уроке воспринимается детьми как нечто само собой разумеющееся, соответствующее современным реалиям. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителей необходимо и отвечает современным требованиям к уроку. Они позволяют разнообразить материал, развивать интерес учащихся к учебным дисциплинам, повышать компьютерную грамотность и школьников, и учителей. Информационные технологии позволяют учителю решать еще одну задачу – подготовку учащихся к экзамену в режиме ЕНТ. Используются ресурсы Интернета и для подготовки детей к участию в разнообразных олимпиадах и конкурсах. Использование современных информационных технологий педагогический коллектив школы рассматривает как одно из ключевых условий повышения качества образования. Педагоги на протяжении ряда лет на уроках, во внеклассной деятельности эффективно: разрабатывают и внедряют в учебный процесс уроки по предметам с использованием информационных технологий (по истории, географии, математике, русскому языку, химии, биологии, физике, технологии); используют интерактивную доску; используют компьютерные презентации из Единой коллекции ЦОР в СЭО, электронные учебники и вспомогательные мультимедийные пособия; проводят тестирования с использованием компьютерных программ; используют информационные ресурсы не только как наглядность, но и для закрепления и расширение теоретических знаний, практических навыков, контроля усвоения материала; участвуют в различных дистанционных конкурсах; выходят в Интернет (ученики и учителя) для поиска и использования информации в учебном процессе. В тематическом планировании фиксируется урок с использованием ИКТ. В схеме анализа учителей-предметников «Качество учебной работы и достижений учителя» отслеживается динамика использования информационных технологий на уроках. Анализ тематического планирования, аналитических отчётов педагогов показал, что за 2012-2013 учебный год проведено более 1000 уроков с использованием ИКТ. Информационные технологии применяются на уроках геометрии, алгебры, русского языка, литературы, истории, обществознания, в начальной школе. Чаще используются ИКТ на уроках биологии и химии, физики, начальной школы и технологии. Таким образом, 73% педагогов используют современные информационные технологии в образовательном процессе. В последние годы в нашей республике все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан самостоятельным разделом представлено электронное обучение «e-learning». Основная цель электронного обучения: выравнивание уровня городского и сельского школьного образования, подготовка мыслящего и технологически грамотного учащегося. Е-learning – система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных и электронных технологий. Термин E-learning означает процесс обучения в электронной форме через Интернет или Интернет с использованием системы управления обучением. E-learning является одной из прогрессивных на сегодняшний день форм обучения и активно внедряется в ведущих образовательных учреждениях мира при поддержке ЮНЕСКО. В школе электронное обучение внедрено с 2012 года. С внедрением СЭО мы изучили такие программы, как MS Office 2010, Adobe, Joy Class, Google chrome, антивирусная программа McAfee. Наша организация образования обеспечена цифровыми образовательными ресурсами. Внедрение системы электронного обучения способствовало полной автоматизации учебного процесса (интерактивная доска: 1 стационарная, 2 переносных, ноутбуки, моноблоки в каждом кабинете, персональные компьютеры+наушники с микрофоном+видеокамера, модем WiFi) и статистики (электронные журналы, библиотека, расписание, дневник, sms-оповещение родителей). Учителя и учащиеся получили доступ к лучшим мировым образовательным ресурсам. Базовыми компонентами для реализации системы электронного обучения является качественная сетевая инфраструктура, современные аппаратно-программные платформы, соответствующие задачам организации, содержание учебных курсов и система управления учебным процессом. Очевидно, что образование будущего тесно связано с развитием компьютерных технологий. Электронное обучение обеспечивает единый стандарт знаний для всех сотрудников организации. Использование технологий электронного обучения в учебном процессе школы является актуальной проблемой современного обучения. Результаты использования инноваций, которые сейчас внедряются, мы ощутим через 10-20 лет, но это не значит, что учителя может полностью заменить электроника. Учитель был и остается главной фигурой в школе. Процесс перехода на новую систему ни в коем случае не отменяет сложившуюся традиционную классно-урочную систему обучения. Тем более никто не устраняет учителя от образовательного процесса. Детям всегда нужны мудрые глаза учителей, но система электронного обучения призвана помочь учителю работать по-современному, ориентируясь на потребности нового поколения. Предлагаемая система устраняет рутинную работу учителей, т.к. учитель в традиционной системе должен многое делать собственными руками: искать, создавать, рисовать, писать, иллюстрировать, сочинять и даже музицировать. Хорошо, если он это умеет делать, тем более профессионально, а если нет? И это вечная проблема, которая из года в год поднимается на августовских конференциях учителей. В условиях информатизации образования решается именно эта проблема. Все это делают разработчики, профессионалы своего дела. Очень хорошо оценивается учителями эта помощь: работа по электронным учебникам или цифровым образовательным ресурсам. Главное в работе учителя – грамотно их использовать, продумать все педагогические установки. Школьники должны осознавать, зачем это они изучают, видеть, как они должны этим материалом владеть. Им – будущим профессионалам 21 века – уже со школьной скамьи необходимо набирать опыт дистанционного интерактивного взаимодействия. | |
Просмотров: 2504 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|