Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Рефлективный отчет об использовании модуля «Новые подходы в обучении» Программы в планировании серии последовательных уроков. «Быть – значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, всё кончается. Поэтому диалог, в сущности, не может и не должен кончиться... Всё – средство, диалог – цель. Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия». В современном обществе меняются приоритеты образования: выпускник школы должен быть не просто напичкан знаниями, умениями и навыками, а уметь организовывать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться. Понятно, что такие цели образования предполагают использование иного метода организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог. Что же необходимо учитывать при построении диалогового урока как "места встречи людей, думающих по-разному" (Г.А. Цукерман)? Во-первых, необходимо помнить, что диалог есть форма общения. Поэтому если у педагога есть проблемы в общении с детьми, если он осознанно или неосознанно воздвигает барьеры в общении, диалоговый урок, увы, не получится. Что же блокирует общение, а значит, и диалог на уроке? По нашим наблюдениям, к факторам, тормозящим диалог на уроке, относятся следующие: 1. Категоричность учителя, демонстрация себя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке; навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке, обилие дисциплинарных замечаний. Все это является проявлением авторитарной, монологической деятельности педагога. К сожалению, в нашей школе еще много учителей, про которых можно сказать, что "из их уроков мы извлекаем только умение сидеть прямо" (В.Катажиньский). Проявлением авторитаризма, на наш взгляд, является также недоверие взрослого к ребенку: "Он маленький, многого не знает, не умеет, поэтому я сам ему все объясню, помогу, подскажу, сделаю за него". 2. Отсутствие эмоциональных поглаживаний (т.н. психологических "плюсов") по отношению к ребенку. Поглаживание – это единица внимания взрослого к ребенку. Чем больше поглаживаний, тем увереннее чувствует себя ребенок; ему комфортно, удобно на уроке с учителем, который внимателен ко всем и каждому. К таким эмоциональным поглаживаниям психологи относят: улыбку, обращение по имени, физический и зрительный контакт. 3. Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение. Преобладают вопросы закрытые, на которые дети дают односложные ответы; вопросы репродуктивные, направленные только на воспроизведение знаний, и вопросы риторические, на которые вообще отвечать не нужно. Предпочтение в плане разворачивания диалога на уроке надо отдавать вопросам открытым, проблемным, операционным, проясняющим, переломным, на которые нельзя дать односложный ответ. 4. Неумение учителя быть хорошим слушателем, то есть слушателем эмпатическим. К сожалению, слушание педагогом того, что говорит ребенок, часто является критическим: перебивает, не дослушивает до конца, негативно оценивает услышанное, не учитывает то, что было сказано ребенком. Ученику важно видеть, что учитель слушает и слышит его; для этого необходимо пользоваться приемами пассивного и активного эмпатического слушания. Пассивное слушание предполагает жестовые и междометные поддакивания (зрительный контакт, кивки головой, слова: "Угу", "Так", "Хорошо", "Продолжай" и т.д.) Дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия. Педагогический подход «Обучение через диалог» относится к новым подходам в обучении, поскольку обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Развитие данных навыков является ключевым индикатором становления таких детей успешными учениками. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, а также интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию (Руководство для учителя стр.144). На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей, помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить. Ученики во многих классах имеют немного прав для разговора. Анализ наблюдений и исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки. Учебный диалог - это одна из главных технологий образования. Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются. Новый материал в диалоге усваивается не только вследствие запоминания, но и потому, что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы. Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях. Организация занятий с использованием диалога начинается с организации учебного пространства кабинета. Диалоговые формы взаимодействия осуществляются при общении лицом к лицу. Качество диалога зависит от количества учащихся в группах. При входе в класс, где по новому организовано учебное пространство, у учащихся возникает готовность к нестандартной учебной ситуации. Целью диалога является ещё и то, чтобы обучать учащихся полноценному участию в диалоге. При прохождении практики в реальном классе в период дистанционного обучения я применяла данные идеи модуля «Обучение через диалог». Целями данных уроков было повышение качества знаний по предмету. Для достижения цели были реализованы идеи диалогического обучения. Также я предусмотрела разные виды вовлечения детей в диалоговое обучение, посредством включения детей в работу в парах, группах. К каждому уроку была поставлена своя цель, ориентированная на результат обучения для учащихся. Целью первого урока было знание учащимися темы, расширение кругозора учащихся, расширение представлений о творчестве Б.Заходера. Для достижения цели урока учащиеся работали в группах- при составлении кластеров по теме, где вели диалоги между собой, обсуждали тему и цели урока ( диалог «учитель - ученик»). Обсуждение происходило не так активно, поскольку это был первый урок, и многие учащиеся были немного скованны, некоторые отказывались работать в группе. При выполнении упражнении с углами учащиеся вели диалоги с учителем: доказывали верность своего решения. Данное упражнение показало, что отстаивать свое решение могут не все учащиеся, вели диалог в основном сильные учащиеся. Лексический запас у учащихся оставляет желать лучшего. Так что цель данного урока была достигнута частично. Целью второго занятия было знание биографии и творчества А. Волкова, умение анализировать прочитанное, пересказывать текст. Для достижения цели учащиеся отвечали на вопросы, составленные по Таксономии Блума. На вопросы низшего порядка все учащиеся ответили с легкостью, а с вопросами высшего порядка были затруднения. В связи с этим некоторые вопросы приходилось немного упрощать, либо задавать наводящие вопросы и давать больше времени на размышление. На этапе определения темы и цели урока учащиеся, по опорным словам назвали тему и цель урока. На этапе первичного закрепления работа в парах планировалась как взаимопроверка и взаимооценивание. Также на данном уроке учащиеся в группах составляли презентации, но в отличие от прошлого урока участвовали в обсуждении все учащиеся. При выполнении упражнения «Аквариум» у учащихся также формируются навыки устной речи. Многие учащиеся смогли сами полностью выразить свою мысль. Отдельным учащимся понадобилась помощь. На одном уроке как итог было выполнение упражнение «Авторский стул». Учащиеся говорили связно, доказывая примерами. Это говорит о росте диалогической речи у учащихся. Ожидаемый результат урока был подтвержден. На третьем уроке была поставлена цель: изучить творчество Л.Кэррола, познакомиться с фантастическим произведением. Для эффективности урока была проведена работа в парах «сильный – слабый» учащийся. Дети сами друг другу рассказывали тему урока. После начала работы в парах учащиеся некоторое время пытались адаптироваться для совместной работы, присутствовала некая тишина, пока они не вступили в диалог. Затем стоял рабочий шум, который абсолютно не мешал учащимся, так как они были заняты объяснением материала. Наблюдение за их работой показало, что были заняты все учащиеся, как «сильные», так и «слабые». Результат их обучения был продемонстрирован в заполнении «Бортового журнала» каждым учащимся у доски. Это задание показало, что тему усвоили все учащиеся. Далее диалог был построен по принципу «учитель - ученик»: ученики отвечали на вопросы учителя. Активными были все учащиеся, но большинство отвечали односложно на поставленные вопросы. В связи с этим следует заострить внимание на развитии речи учащихся, обогащении лексического запаса. Тем не менее, диалогическое обучение является продуктивным для запоминания теоретического материала, развития связной речи у учащихся. Также на данном уроке задавались вопросы высшего и низшего порядка. В отличие от предыдущих уроков отвечали как на «тонкие», так и на «толстые» вопросы. Благодаря всем видам заданий цель урока была полностью достигнута. Учащиеся при упражнении «Карусель» вели диалоги по теме урока. Участвовали как сильные, так и слабые учащиеся. Также без затруднений отвечали на поставленные вопросы. На следующем уроке для развития диалогической речи учащихся было проведено упражнение «Танцы со стопами», где каждый ученик рассказал теорию по пройденным темам прошлых уроков. На данном уроке было заметно, как учащиеся без труда составляли сами вопросы низшего и высшего порядка. При упражнении с парами сменного состава все активно и верно отвечали на свои вопросы, практически без ошибок, что говорит о достижении поставленной цели. Так к завершению практики учащиеся в обучении продвинулись вперед. Цель, заданная на всю серию уроков, была достигнута. Качество знаний за 4 четверть заметно повысилось. В диалоге ученики стали равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие то, что Мерсер описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Также важность диалога была в том, чтобы выявить знания и «незнания» учеников. Хотелось бы отметить: для того, чтобы выявить знания и незнания учеников, необходимы хорошо развитые коммуникативные навыки учителя и его чувство сопереживания. По сравнению с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад. В процессе применения новых подходов в обучении на уроке выявила, что не все дети готовы «добывать» знания, а ждут их в готовом виде от учителя, ведь они обычно общаются друг с другом на уроке через учителя, потому воспринимают его как единственный источник знаний и информации. Кроме того большой проблемой является невысокий уровень словарного запаса учащихся, зачастую они не могут донести свои мысли до слушателей. В связи с этим, появилась необходимость в решении следующих задач в процессе дальнейшей работы: - продолжать работу по развитию навыков самостоятельного поиска решений учебных задач. - разнообразить формы работ по развитию речи учащихся. - развивать критическое мышление, опыт и инструментарий учебно-исследовательской деятельности. - воспитывать в детях уважительное отношение к окружающим, такт, объективность оценивания, ответственность, самостоятельность. В данных условиях меняется моя роль - учителя. Мои основные функции - направить, помочь, скорректировать. Резюмируя вышесказанное, хочу отметить, что использование диалогического обучения в образовательном пространстве обеспечивает развитие коммуникативной компетентности - т.к. дети учатся ставить и решать задачи, результате этого появляются: -значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся; -возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске; - развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала. По итогам прошедших уроков было выявлено развитое критическое мышление у учащихся, неподдельный интерес и эмоции, развитая любознательность и стимул к исследованиям, развитое умение учиться друг у друга, уважение идей других учеников, углубление и концентрация мышления и действий посредством разговора и размышлений. С целью побуждения к активной мыслительной деятельности и умению работать в группе на уроках использовала стратегии критического мышления. К примеру, на первом уроке литературы по теме «Страна Вообразилия» дети в парах формулировали тему и цели урока, составляли кластер. В ходе групповой работы каждая группа ознакомились со своей частью материала по новой теме, составили к ней план, который помог ознакомить друг друга новыми знаниями (используя метод делегирования). Помимо всего прочего, групповые занятия "дисциплинируют", так Вы чувствуете, что связаны с группой людей и участвуете в общем беспрерывном процессе обучения, как в плане учебной программы, так и в плане расписания. Свою практику преподавания переосмысливаю и, осознавая роль диалогового обучения, ее эффективность, буду работать над развитием трех типов беседы в классе: (дебаты, кумулятивные и исследовательские беседы), продолжу работу по формированию умений навыков речевой общения посредством организации групповой и парной работы на уроках, активного использования стратегий критического мышления и развития навыков саморегуляции. Литература. 1. Руководство для учителя. 2.Александер (2004) Преподавание диалогической речи: переосмысление бесед в классе. 3.Мерсер (1995) Получение знаний под руководством: беседы между учителями и учениками. | |
Просмотров: 5719 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|