Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
«Является ли групповая работа эффективным методом воздействия на мотивацию обучения учащихся на уроках математики» Исследование в действии Человек может выдержать любое «что», если у него есть достаточно большое «зачем», - как справедливо отметил Ф. Ницше. Иными словами, человеку многое по плечу, если имеется осознанная потребность достичь желаемого. Значит, начало любого начинания – это мечта. Насколько она будет для индивидуума важной, настолько настойчивым тот будет в стремлении ее достичь. Искать мотивацию не следует где-то извне, самая действенная та, что внутри человека – самомотивация. На языке психологов это означает, что путь к достижению желаемого человек должен проделать относительно самостоятельно, не надеясь, что кто-то укажет правильную дорогу и, тем более, решит проблему за него. Найти мотивацию обычно не очень сложно, а вот «удержать» ее, заставить «работать» с нарастающей интенсивностью – тяжело.(http://getmotivated.ru/stimuliruem-motivaciyu/) Поэтому на помощь нашим ученикам, должны прийти мы – учителя. Сопоставляя итоги своей тридцатилетней педагогической деятельности, меня с каждым днем все больше волновал вопрос: Что происходит с нашими детьми? Почему у них пропадает интерес к обучению? Что надо предпринять, чтобы помочь нашим ученикам справиться с этой проблемой, проблемой самомотивации в обучении. На первом этапе «Лицом к лицу», курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, второго (основного) уровня, изучая ключевые идеи Программы второго уровня, понял, что прежде всего надо изменить себя, свои убеждения. Ведь мир вокруг нас меняется и нужно отойти от старых подходов в обучении. Обучение должно быть в динамике. Отсутствие изменений означает остановку в росте. Учителям необходимо чаще использовать корпоративный подход в своей деятельности, работая с другими учителями, специалистами, создавать сообщества единомышленников. Необходимо овладевать крепкими навыками в технологиях и применении технологий как эффективного инструмента преподавания. Учителю необходимо научиться рефлексировать над своей профессиональной деятельностью, чтобы учиться на своем опыте. Профессиональные обязательства учителя, помочь каждому ребенку добиться успеха. Анализируя уровень достижений в обучении класса, за прошедшее три года, а так же уровень достижений школы, я увидел стремительное падение, а не динамику роста, результатов обучения. Причиной на мой взгляд служит, преемственность в обучении между начальной и основной школами. Нам, педагогам, нужно работать во взаимодействии, тогда мы, учителя старших классов, будем видеть в ученике индивидуума, которому необходимо постоянная поддержка мотивации к процессу обучения. Поэтому мной был поставлен вопрос: Что и как, я должен изменить в преподавании и обучении учащихся? Каким образом изменить деятельность детей на уроках математики, чтобы поднять их мотивацию в обучении? Для исследования в действии, я выбрал 8 «В» класс, класс с очень не однородным уровнем мышления. Здесь есть ученики, у которых высокий уровень мышления, но низкая самомотивация , со среднем уровнем , которые стремятся к самовыражению и саморазвитию в овладении знаниями, но не имеют поддержки класса, что отрицательно сказывается на их обучении; и так называемые «медленные» дети , дети, для которых процесс обучения давно стал неинтересен. Это был класс, после окончания начальной школы, с уровнем успеваемости выше 60%. Но впоследствии, с каждым годом, уровень ЗУН, стал стремительно падать. Данная проблема присуща, не только отдельно взятому классу, но это проблема всей школы. С возрастом пропадает мотивация к обучению, активность взаимодействия во время учебного процесса. Что это – возрастные особенности, влияние социума или результаты нашей профессиональной деятельности? Опираясь на результат своего обучения на первом этапе «Лицом к лицу» Программы второго уровня, я пришел к заключению, что диалогическое обучение способствует развитию мотивации в обучении и развитию мыслительной деятельности учащихся. Диалог учеников в группе, мотивирует детей выражать свое мнение, честно раскрывать себя в этих речевых обменах, взаимообучаться с помощью обмена информацией, задавать вопросы в процессе оценивания. «Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании названных авторов подчеркивается, что, как интерактивное общение со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию (Руководство для учителя стр. 251). Большинство детей просто не умеют высказывать свои убеждения, размышления и аргументировать, потому что наблюдения за их деятельностью на моих уроках, свидетельствуют о том, что они высказывают не свои мысли и размышления, а дают те ответы, которые я от них требую. Т.е. учащиеся лишаются мотива в своем развитии. Целью исследования на моих уроках, стало влияние диалогического обучения на способность детей работать в группах, слушать и слышать друг друга, развивать навыки критического мышления, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и как следствие продукт такой деятельности, самомотивация и самореализация личности. Обучаясь на первом этапе «Лицом к лицу», где каждый день нашего обучения проходил во взаимодействии друг с другом, мне стало понятно, что работая и обучаясь в небольших группах, быстрее можно решить поставленную проблему или задачу, лучше усвоить материал, но нужен мотив. Так что же такое мотивация? «Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы: • познавательные; • коммуникативные; • эмоциональные; • саморазвития; • позиция школьника; • достижения; • внешние (поощрения, наказания). Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.» (http://festival.1september.ru/articles/569621/).Я считаю, что надо ученикам давать больше ответственных заданий, потому что это способствует повышению мотивации, ответственности перед классом, и они пытаются развивать своё мышление. Исходя из всего выше сказанного, я поставил перед собой следующий исследовательский вопрос: «Является ли групповая работа эффективным методом воздействия на мотивацию обучения учащихся на уроках математики», т.е. является ли групповая работа, той формой взаимодействия, которая направлена на достижение определенного результата или цели, решения поставленной задачи». Изменения в своей практике, я начал с того, как я готовлюсь к уроку. Раньше особой подготовки я не осуществлял: писал планы, использовал в основном только материалы учебника и материалы из дополнительной литературы. Сейчас, когда мы изучили идеи семи модулей, подготовка к одному такому уроку занимает у меня очень много времени. Теперь я стараюсь подбирать задания на урок очень серьезно. В помощь мне приходит Интернет, где я могу взять много интересного и занимательного материала. Теперь я понял, что дети всегда стремились ко взаимодействию, кто – то просто ждал, когда ему удастся переписать задание, кому – то нужна была консультация по выполнению, а кому – то признание его успехов. Но мы, учителя, постоянно пресекаем попытки учащихся взаимодействовать друг с другом, так это вызывает шум и нарушение дисциплины. Мы видим только отметки, но не видим личности ученика. До прохождения первого этапа курсов повышения квалификации в моей практике в основном присутствовала классно – урочная система, т.е. взаимодействие « Учитель – ученик»; « учитель всегда прав»; « ученик не должен ошибаться». Каково же было на таких уроках моим ученикам? Об этом я узнал сразу же после первого урока, на котором я применил групповую работу. Дети подошли ко мне и высказали свои впечатления об уроке: «Раньше на уроке мы не могли дождаться звонка, а сегодня он прозвенел очень рано, ведь мы хотели сделать ещё очень многое». Безопасность в классе (социальное и эмоциональное состояние) сыграло роль демотивации в процессе развития стремления в обучении. Планируя свои уроки, в аспекте изменения своей практики преподавания, к создании групп, я подошел с точки зрения создания коллаборативной среды обучения. Формировать группы я стал, не по признаку взаимной симпатии (хотя такой эксперимент я провел), а по признаку уровня мышления детей. В игровой форме или по результатам индивидуальной работы, создавал разноуровневые группы, т.е. объединял детей с разным уровнем мышления, не забывая при этом об их эмоциональном состоянии. Например: предложил выполнить задание аналогичное домашнему, затем провести взаимопроверку и оценить работу одноклассника. Зная, что как правило с этим заданием справятся сильные и средние ученики, и практически не выполнят - медленные. По результатам работы, я попросил детей поднять руки, которые были оценены на отлично и раздал им (подряд) фигуры квадрата, прямоугольника, ромба и треугольника. Аналогично выдал фигуры детям, кого оценили на хорошо и т.д. ( Позже, проводя рефлексию урока, я понял, что таким действием не выполнил условие безопасности детей на уроке. Так как затронул их эмоциональное состояние). Затем, дети образовали группы по виду полученной фигуры. Таким образом ученики не почувствовали со стороны учителя выбора, в формировании групп, по их уровню мыслительной деятельности. Минусом таких групп считаю, не комфортные условия для взаимодействия, отдельных участников, в эмоциональном плане. Приступая к работе в группах, мною было доведено до учащихся о распределении ролей в группе, в целях достижения наилучшего результата, но в тоже время, выполняя свои обязанности, каждый должен активно участвовать в работе. Подбирая задания на уроки, постарался выбрать те, которые больше будут влиять на развитие мыслительных процессов и требовать большего взаимодействия и вклада от каждого ребенка, в достижении результата, тем самым мотивируя их к собственному развитию в обучении. Работая в группе дети разрабатывали постеры, для создания которых, необходимо было найти информацию, обработать её и в доступной форме донести до остальных учащихся класса. Такого рода задания были совершенно новы и необычны ученикам, привычные к стандартному опросу и решению задач, где во главе всей деятельности, стоял учитель. Для выполнения заданий предлагалось использовать Интернет, дополнительный источник и стимул к поиску полезной информации. Дети рисовали, выбирали нужную информацию, обсуждали план своей защиты выполненной ими работы. Так же были предложены задания с использованием стратегии «Лошадь и наездник». При выполнении данного задания, от учащихся требовалось сопоставить текстовую формулировку определения площади фигуры, её записи в виде формулы. Суть данной стратегии хорошо подходит для оценивания собственного обучения, на основе ранее полученных знаний, сотрудничая друг с другом, позволяя услышать себя и услышать других. Ранее я применял подобное в математических диктантах, но там каждый работал самостоятельно и воспринимал информацию на слух. Здесь же основной упор сделан на восприятие зрительной информации, по большому разделу учебного материала. Проводились и решения стандартных задач, но был изменен ход достижения желаемого результата каждым учеником, в соответствии с его «комфортным» уровнем. Предлагалось решить задачи. Первый вид задач был рассчитан на уровень применения знаний(Теорема Пифагора), второй – требовал анализа (нахождение неизвестных элементов прямоугольника), и третий – синтеза и оценивания своего уровня обучения(нахождение площади треугольника, с предварительным определением элементов этого треугольника). И обязательным заданием в конце каждого урока – рефлексия на проведенный урок, что понравилось и что нет, что нужно изменить. Оценить свою работу на уроке, что достиг в своем развитии. Многим детям это было непонятно, как это можно давать указания учителю и как оценить себя, ведь практически всегда за них это делал учитель. А для меня это было важно, знать мнение учеников, чтобы спланировать свою деятельность на последующих уроках, следить за развитием детей, чтобы повышать их мотивацию к стремлению овладения навыками и путями поиска самостоятельного обучения. Для наблюдения за процессом обучения, я проводил видео съёмку своих уроков по математике. На практике вести урок, и производить какие то записи, у меня не хватает практических навыков для выполнения такого рода задания. А вот видео материал, дает возможность взглянуть на себя со стороны и лучше проанализировать все моменты, на которые возможно во время урока и не обратил внимание. Я произвел видеозапись четырех уроков в исследуемом классе, фиксируя фрагментарно основные моменты, которые возможно были наиболее важны. После просматривая видеозаписи, составлял форму наблюдения, концентрируясь на трех учениках, в которой отражалась работа учащихся по их взаимодействию в группе. Используя стратегию «Голос ученика», беседовал с определенными для исследования учащимися после уроков, пытаясь выяснить их отношение к изменениям по форме проведения уроков, что им нравится, а чтобы они сделали по другому. Индивидуальная беседа, создает более комфортные условия, помогающие раскрепостится и чувствовать себя в безопасности. Проведение анкетирования помогло определить эмоциональное состояние детей в коллективе, которое то же играет не последнюю роль в мотивации процесса обучения. Мотивом к обучению может служить и убеждения ученика, для кого и для чего он учится. Этот способ помог мне определить, в каком направлении нужно подтолкнуть ребенка, чтобы возросла его активность и мотивация в процессе самостоятельного обучения. Выполненные работы, один из традиционных способов фиксирования достижений в обучении, но не всегда отражающий стадию обучения и служит мотивом получения отметки, с точки зрения ученика, а не самооценки достижений его обучения. Видео съёмка, с моей точки зрения, это наилучший способ наблюдения за развитием ученика, так как позволяет не мысленно воспроизводить этапы и отдельные моменты урока и всего процесса обучения, а визуально просмотреть и отследить всю динамику. Так же она дает возможность многократного просмотра и осмысления. Отрицательным моментом данного способа наблюдения, является то, что не всегда в фокус попадает выбранный вами ученик которого вы наблюдаете, его работа и сотрудничество в группе. Анкетирование тоже метод сбора информации, который дает погрешность: чувство быть наказанным (хоть и анонимное); не осмысление вопросов анкеты; ложное товарищество; не выглядеть белой вороной в глазах одноклассников и т.д. Рефлексия на выполненную работу, процесс обучения, действенный метод в оценивании, но он на мой взгляд даст больше информации, на более поздней стадиях изменения в практике преподавания, когда дети осознают – что? зачем? как? Сотрудничество в парах, взаимодействие в группе выступило мотивом для многих учащихся к самореализации, саморазвитию, самообучению. Данная работа учит детей мыслить на более высоком уровне мыслительной деятельности, тем самым мотивируя их к достижению самостоятельно определенных результатов. Значит моё вмешательство в деятельность учеников принесло определенный результат. Пусть совсем не тот что я ожидал, но все же у детей появился интерес к изучаемому предмету, а раз появился интерес, значит появился мотив к своему развитию. Внося изменения в практику своей профессиональной деятельности, с целью повышения мотивации учащихся к собственному обучению, я планировал развивать способности учеников через групповую работу; научить их самооценке и взаимооценке не для отметки, а для оценки своего обучения; использовать ИКТ в целях развития интереса к изучаемым вопросам и нахождения путей самостоятельного решения сформулированных для себя задач и проблем. Мотивом, к запланированным действиям, послужил поиск ответа на свой исследовательский вопрос: «Является ли групповая работа эффективным методом воздействия на мотивацию обучения учащихся на уроках математики». Так что же изменила исследовательская деятельность в моей практике и что надо продолжить изменять. Проведенное исследование показало, желание всех учащихся работать во взаимодействии и сотрудничестве друг с другом. У них появился интерес к решению поставленных проблем не только в сотрудничестве, но и самостоятельно искать решения и делиться достигнутым с другими. Так же проведенное исследование отразило и отрицательные моменты. Минусом в моей работе является распределение ролей во время групповой работы, соблюдение временных рамок. Дети практически не умеют следить за временем, увлекаясь работой в поиске наилучшего результата своей деятельности. В развитии самооценки и взаимооценки, не в полной мере им стало понятным создание критериев оценивания. Ведь они привыкли оценивать свое обучение, а не применять оценивание для обучения. Создавая критерии оценивания, ученики стремились оценить конечный результат, а не составляющие этого результата. Однако со временем, рефлексия на работу у многих детей стала отражать анализ их обучения, а не только констатацию фактов. Сбор доказательств изменений в обучении детей, показал что сотрудничество в классе главный мотив в обучении. Проводя анкетирование, наблюдения за взаимодействием, анализируя работы учащихся я понял, что сдвиг в положительную сторону в решении вопроса по мотивации к процессу обучения, все же достигнут. Метод сбора данных, такое как анкетирование, не всегда соответствует реальности, потому что многие ученики отвечают формально на вопросы анкеты. Другие боятся ответственности и наказания, если даже анкета анонимная, или просто списывают друг у друга. А вот метод сбора данных с помощью видео, во многом помог мне в наблюдении за развитием выбранных учеников. Многократный просмотр помогает увидеть то, что на первый взгляд остается незамеченным. Прошедшая практика внесла коррективы и в мою профессиональную деятельность, заставила взглянуть по - новому на весь процесс обучения, переосмыслить ценности, поменяла мои убеждения. Так что бы я сделал на практике, если мне пришлось ещё раз вносить те же изменения в работу по обучению детей. Во первых обратил больше внимание на деятельность медленных учащихся во взаимодействии. Во вторых – провел бы работу по формированию понятия формативного оценивания у учащихся, как метода для саморегуляции. Применял больше различных стратегий развивающих данный навык. В третьих – уделять внимание общению детей во время взаимодействия в группе. В четвертых – при планировании уроков делать акцент на постановке вопросов развивающие мыслительную деятельность на высоком порядке. В пятых – выдерживанию временных рамок во на каждом этапе. В шестых – больше включать заданий, которые требовали бы поиска информации в других источниках, в частности использования ИКТ. В седьмых – совместно с учащимися, просматривать видеозаписи уроков и анализировать их деятельность. Взгляд со стороны является хорошим мотивом к обучению и воспитанию. Для сбора информации о доказательстве обучения учащихся, на мой взгляд лучше привлекать коллег, которые будут вести свои наблюдения соответственно выбранного фокуса. Дублирование данного метода следует производить видео записью урока. Затем совместно провести анализ полученных данных, с целью дальнейшего планирования изменений в практике преподавания. Так же для оценивания процесса обучения, хорошо использовать компьютерное тестирование. Это способ не только отследить процесс обучения в любой момент, но и мотивирует учащихся на достижение более высоких достижений, путем многократного повторения выполнения заданий. А в случае достижения ими результата, собственного обучения, оказывать помощь в обучении других. Проводя исследование в действии в отдельно взятом классе, я пришел к выводу, что данную практику я буду применять во всех классах. Повышение мотивации к обучению влияет не только на обучение, но и на саморегуляцию и саморазвитие детей. На их эмоциональный мир, социальный статус как личности. Однако мне не стоит заострять свое внимание только на тех изменениях, которые я применил и исследовал во время практики. Нужно планировать уроки с применением всех модулей Программы. Следует обратить внимание на обучение талантливых и одаренных, их выявлению и развитию. Развивать профессиональную деятельность в обучении в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Работать над формированием мыслительных процессов высокого порядка. Но для осуществления намеченных изменений и для достижения наилучших результатов, надо внедрять такие изменения не только по отдельно взятым предметам, а в совокупности всего образовательного процесса. Поэтому необходима поддержка коллег, родителей и учеников, уверенность в выбранном пути по распространению передового педагогического опыта. Развивать и совершенствовать собственную практику, как коуча. В будущем развивая свою практику, мне нужно разрабатывать занятия , обращая внимание на следующие моменты: • Планировать занятие таким образом, чтобы больше вовлекать участников в мыслительный процесс и взаимодействие во время групповой работы, использовать критическое мышление для аргументирования, формирования заключений и выводов. • Большего выполнения практических заданий в группах, тем самым вовлекая их во взаимодействие. Так же продолжить самосовершенствование в качестве ментора В дальнейшем я планирую продолжить работу во взаимодействии с учителями начальной школы, ведь таким образом мы с можем решить одну из проблем школы, это преемственность между начальной и основной школами. Я думаю если работать дальше по данной программе, результат несомненно будет, но перед этим каждый учитель предметник должен эту программу впитать в себя, чтобы у каждого ребенка появился мотив в саморазвитии и самовыражении. В подтверждение можно привести слова А Бебеля « Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться». Ведь мы говорим о хорошем урожае после того как соберем его в зависимости от нашего вложенного труда. А воспитание и результат нашего обучения это очень долгий процесс наших вложений. Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность. Используемая литература Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье.2012. | |
Просмотров: 7836 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|