Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Рефлективный отчет об использовании одного модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков по русскому языку. «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить». Эдисон. Мир становится все более сложнее и сейчас, я думаю, учащиеся более чем когда-либо должны уметь находить пути решения, критически анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Надо научить учащихся критически мыслить. И чтобы помочь учащемуся научиться критически мыслить, должна измениться не только я, но и сам стиль моего преподования, чему способствует данная Программа. Обычно я все время транслирую свои знания ученикам, даю информацию, а теперь стала, как бы дирежером, стало наблюдать наталкивать на ту иную ситуацию при помощи наводящих вопросов. Один мой ученик так и сказал мне: «А что вы теперь не будете нам объяснять новую тему?» Моей задачей является, чтобы учащиеся были вовлечены в активную деятельность. И через диалог находили пути решения. Проблеме «чему учить детей» мы не всегда уделяют внимание. И в итоге мы довольно часто сталкиваемся с такой ситуацией: после обучения в школе дети не умеет самостоятельно мыслить. Наконец, он не может отстоять собственную точку зрения. Я стараюсь сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция. Для этого нужно, чтобы каждый имел свое мнение и в тоже время уважать чужое мнение. Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.(«Руководство для учителя», стр. 154) Благодаря этому модулю можно организовать совместную деятельность между учителем и учеником, где все чувствуют себя непринужденно. На своем уроке прежде всего хочу, чтобы раскрылся каждый ученик. И в итоге создается условие для формирования коммуникативной компетенции. Стараюсь, чтобы каждый ученик смог обосновывать свою идею, аргументировать при споре. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслит. Могу ли я научить творческому мышлению? Просто я могу создать условия для развития тех, кто открыт для творчества. Перед практикой я обдумывала систему работы по развитию мышления детей в рамках урока. Каким образом совместить: обучение и развитие. Для развития учащихся содержит массу методических приёмов и занимательных видов заданий. В то же время требует от ребят самостоятельности, активности, стойкой мотивации. Нашим детям это трудно, очень трудно. Но я попробовала адаптировать некоторые задания. Ввела элементы методики в урок. Могу сказать, что получилось. Дети были довольны, работали дружно и с интересом. Я поставила перед собой такие цели в классе создать отношения, которые позволяют строить обучение, основываясь на взаимообогащение, стимулировать учащихся мыслить, размышлять. Технологические этапы критического мышления: 1 – вызов, который пробуждает имеющиеся знания, которые можно получить через изучение новой информации. 2 – осмыление содержания, где получают новые знания. 3 – рефлексия, где идет осмысления знания и зарождаются новые знания. Я на каждом из серии уроков использовала этот модуль. На первом же уроке я использовала 4 приема критического мышления. В первую очередь применила прием «Кластеры» Что мы знаем о сказуемом? Это систематизирует знания. Используется на стадии вызова. В центре пишут слово и дальше все то, что знают о нем. В итоге дается как бы опорный конспект. Для работы в группе такой прием способствует сплочению коллектива класса. Так как каждый член группы находит себе занятие, которое близко ему по духу: кто-то выдвигает идеи, кто-то рисует (используя свои творческие способности), кто-то выходит на защиту кластера в роли спикера. Каждый ученик предлагает свое понимание и тем самым еще обогащается словарный запас. Этот прием я использую не только в работе с группой, но и индивидуально. Дети его с удовольствием делают и тем самым осмысливают пройденный материал. Далее при знакомстве с теоретическим материалом по учебнику использовала прием «Инсерт» (чтение с пометками +это я знаю, -этого я не знал, ! это меня удивило, ?это мне не понятно). При чтении с пометками учащиеся более детально запоминают текст, что дает им возможность хорошо усвоить определенную тему. Ученик старается понять, вдуматься в каждое слово и предложение, чтобы определиться с пометками, выписать необходимую информацию. Такая работа заставляет думать, выбирать нужное из большого количества информации. Сейчас я не могу сказать о результатах приема, потому что только начала по ней работать. Думаю при целенаправленной работе, которую я планирую начать с нового учебного года, дети со временем научатся работать с текстом. Подводя итог урока, использовала на стадии осмысления, на этапе ожидаемого результата применила прием «Двухчастный дневник» Что я знал о сказуемом до урока? Что нового я узнал на уроке? Работают индивидуально, а затем обсуждают в паре, зачитываются удачные цитаты. Таким образом, учащиеся обучают друг друга, закрепляют изученный материал.. Были такие ответы: (Что простое сказуемое состоит из одного слова и выражается глаголом. Что сказуемое отвечает на вопросы что делать? Выражается глаголом и связан с подлежащим. Знал о 3 типах сказуемого. Знаю о том, что сказуемое один из главных членов предложения. Узнал о простом глагольном сказуемом.) После для дальнейшего осмысления провожу игру «Задай вопрос другу», где учащиеся выбирают кому задать эти вопросы, чтобы узнать, как они справились с заданием. Происходит ролевое проговаривание, которое способствует развитию словарного запаса, через диалог. После я попросила сказать, что им помогло, когда отвечали на вопросы индивидуально, в парах и проговаривании. Какие были препятствия? А что радовало? Ерканат сказал: « Я согласился с Анель, потому что она все внятно доказала и еще она ведь хорошо учиться». Я считаю, таким образом дети учатся анализировать свои решения. Чтобы учащиеся могли оценить друг друга. Пусть так будет в начале, думаю в дальнейшем, я услышу другие мысли, ответы. Такая устная рефлексия помогает высказать свое мнение, соотнести его с мнениями одноклассников, а когда они пишут помогает выработать навыки формулировки своей мысли, своего понимания по обсуждаемой теме. Я вижу, что моим ученикам нравиться такой процесс обучения. И они довольны результатом. Это видно из устных ответов Ерканат, Калимат, Динары, которые отметили, что им нравятся такие уроки. Дальше использовала прием «Диаграмма Венна», чтобы могли сравнить подлежащее и сказуемое.«Диаграмма Венна» способствует конкретизации и помогает классифицировать на основе сравнения. Детям нравится такой вид деятельности и удовольствием выполняют. Это задание выполнили индивидуально. Таким образом, я проверяю, на какой стадии находиться каждый ученик. На втором уроке я дала предложения на слайде, где они должны были выделить грамматическую основу, затем идет взаимопроверка и стараются ответить на проблемный вопрос: Какое предложение здесь является лишним? Почему? Для этого я использовала прием «Корзина идей». Учащиеся работают индивидуально, записывают в тетради все, что знает по этому вопросу. На это я даю им время. После этого идет обсуждение в парах. Ученики делятся друг с другом, что думают по данному вопросу. Я контролирую и стараюсь, чтобы обсуждение было организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали мнения, по поводу чего возникли разногласия. Такой обмен идеями между учащимися давало им возможность познакомиться с разными точками зрения, при этом внимательно слушали друг друга, старались аргументировать и защитить свое мнение. Таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Так как формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию. Далее каждая пара по кругу называет свою идею, но при этом не повторяя сказанное, если идеи совпадают, поднимают стикеры. После записывают идеи на листочки, и бросают в «Корзину идей». Возвращаемся к проблемному вопросу, решаем его. И в итоге учащиеся определяют тему урока и сами ставят цели. Я при этом по реакции детей заметила, что им было интересно самим говорить какая тема урока и что будем делать на уроке. Они к этому я предполагаю подошли осмысленно. К большому сожалению не все дети смогли сразу прийти к этому. Над этим еще надо поработать, так этому нельзя научить на 4 уроках. Удивление было, потому что я раньше говорила сама про тему и цель. После я предложила самим изучить новый материал в группе. Один ученик сказал: « А что вы теперь нам новую тему объяснять не будете?». Конечно же, учащиеся привыкли к тому, что получают знания из уст учителя. Но думаю, постепенно привыкнут к новым подходам. На дом предложила разноуровневые задания, чтобы сами путем размышления выбрали задание, которое приемлима для каждого. Должны были составить грамматический рассказ на тему « Что я знаю о сказуемом?». При проверке задания заметила, что дети не осмыслили уровень задании и просто выбрали задание на 4,5, не ориентировались на свои способности, не смогли обосновать, по какому принципу выбрали задания. Некоторые переписали правило, не задумываясь над заданием. Я считаю также, причиной является малый словарный запас у детей, который через диалог на каждом уроке стараюсь обогатить, когда работают в парах, в группе. Работая в группе или в паре, учащиеся думают, вспоминают, читают, пишут, обсуждают в зоне ближайщего развития. И те учащиеся, которые стеснялись говорить при всех, могут высказаться, поразмышлять, представить свою идею. Просто не всего учащиеся вовлечены в процесс критического мышления, аргументирования своих идей. Я считаю, что должна вовлечь каждого ученика в этот процесс, который покажется многим учащимся не совсем легким. Ведь для этого надо искать способы, приемы. И если это у меня получится, хотя и могу сказать , что получилось на половину, то хоть на немного, но стали задумываться над тем что делают. «Теперь мы будем анализировать все что делаем на уроке?» Так мне сказал ученик с высокой мотивацией. Он уже размышляет, а что еще надо. На третьем уроке я работала над составлением вопросов низкого и высокого порядка после прочтения текста, через игру «Дуэль». Здесь два дуэлянта, которые думают над вопросом и два секундата, которые определяют уровень вопроса. Думаю дети сами должны определить какой уровень вопросов задают, так как этому надо учиться каждому. В основном составляли вопросы низкого порядка. Ученица со средней мотивацией составила такой вопрос «Что можно сказать о лисе по следу?», а со слабой мотивацией «Почему зимой, когда идет снег, звери прячутся?». Детям тяжело дается составление вопросов высокого порядка из-за малого словарного запаса. На последнем уроке применила приём "Согласен - Не согласен", где выражают свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-«. Этот прием способствовал актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. И дал возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к повторению изученного материала В утверждении «В этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым. Ещё громче будут петь птицы». Индира поставила +. После того, как ее проверила Аида, она не согласилась с ее мнением и у них начался спор. Стали друг другу доказывать. Хотя Индира была не права, старалась найти доказательства в учебнике. Я просто наблюдала, не вмешивалась в разговор их, хотя они ждали, что я скажу правильный ответ. Просто я хотела посмотреть, что будет в итоге. Она не смогла найти в учебнике и призналась, что была не права. Даже тот процесс, что она пыталась найти доказательства, заставил ее задуматься, а Аида на какое-то время засомневалась в своем ответе. Они стали сами искать ответ, путем размышления. Когда они оценивали друг друга, им пришлось также размышлять. На последнем этапе урока составляли синквейн. Составление cинквейна очень просто и интересно и к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, полезна для выработки способности к анализу. Хотя им понравилось, но справились не все. Но в дальнейшем буду использовать такой прием чаще. Я думаю модуль «Критическое мышление» помогает выстроить совместную деятельность с учениками так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться каждому ученику. И когда в совместной работе учащиеся, путем поиска открывают что-то новое незаметно для них, становятся привычкой. А я радуюсь, видя, как они вместе работают. Особенно радует вовлечение в эту деятельность детей с низкой мотивацией. Использованная литература: 1. («Руководство для учителя», Обучение критическому мышлению стр. 154) | |
Просмотров: 1916 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|