Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Рефлективный отчет по одному модулю
Рефлективный отчет об использовании одного модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков по русскому языку.

«Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить».
Эдисон.
Мир становится все более сложнее и сейчас, я думаю, учащиеся более чем когда-либо должны уметь находить пути решения, критически анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Надо научить учащихся критически мыслить.
И чтобы помочь учащемуся научиться критически мыслить, должна измениться не только я, но и сам стиль моего преподования, чему способствует данная Программа. Обычно я все время транслирую свои знания ученикам, даю информацию, а теперь стала, как бы дирежером, стало наблюдать наталкивать на ту иную ситуацию при помощи наводящих вопросов. Один мой ученик так и сказал мне: «А что вы теперь не будете нам объяснять новую тему?» Моей задачей является, чтобы учащиеся были вовлечены в активную деятельность. И через диалог находили пути решения. Проблеме «чему учить детей» мы не всегда уделяют внимание. И в итоге мы довольно часто сталкиваемся с такой ситуацией: после обучения в школе дети не умеет самостоятельно мыслить. Наконец, он не может отстоять собственную точку зрения. Я стараюсь сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция. Для этого нужно, чтобы каждый имел свое мнение и в тоже время уважать чужое мнение. Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.(«Руководство для учителя», стр. 154) Благодаря этому модулю можно организовать совместную деятельность между учителем и учеником, где все чувствуют себя непринужденно. На своем уроке прежде всего хочу, чтобы раскрылся каждый ученик. И в итоге создается условие для формирования коммуникативной компетенции. Стараюсь, чтобы каждый ученик смог обосновывать свою идею, аргументировать при споре. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслит. Могу ли я научить творческому мышлению? Просто я могу создать условия для развития тех, кто открыт для творчества. Перед практикой я обдумывала систему работы по развитию мышления детей в рамках урока. Каким образом совместить: обучение и развитие. Для развития учащихся содержит массу методических приёмов и занимательных видов заданий. В то же время требует от ребят самостоятельности, активности, стойкой мотивации. Нашим детям это трудно, очень трудно. Но я попробовала адаптировать некоторые задания. Ввела элементы методики в урок. Могу сказать, что получилось. Дети были довольны, работали дружно и с интересом. Я поставила перед собой такие цели в классе создать отношения, которые позволяют строить обучение, основываясь на взаимообогащение, стимулировать учащихся мыслить, размышлять. Технологические этапы критического мышления: 1 – вызов, который пробуждает имеющиеся знания, которые можно получить через изучение новой информации. 2 – осмыление содержания, где получают новые знания. 3 – рефлексия, где идет осмысления знания и зарождаются новые знания. Я на каждом из серии уроков использовала этот модуль. На первом же уроке я использовала 4 приема критического мышления. В первую очередь применила прием «Кластеры» Что мы знаем о сказуемом? Это систематизирует знания. Используется на стадии вызова. В центре пишут слово и дальше все то, что знают о нем. В итоге дается как бы опорный конспект. Для работы в группе такой прием способствует сплочению коллектива класса. Так как каждый член группы находит себе занятие, которое близко ему по духу: кто-то выдвигает идеи, кто-то рисует (используя свои творческие способности), кто-то выходит на защиту кластера в роли спикера. Каждый ученик предлагает свое понимание и тем самым еще обогащается словарный запас. Этот прием я использую не только в работе с группой, но и индивидуально. Дети его с удовольствием делают и тем самым осмысливают пройденный материал. Далее при знакомстве с теоретическим материалом по учебнику использовала прием «Инсерт» (чтение с пометками +это я знаю, -этого я не знал, ! это меня удивило, ?это мне не понятно). При чтении с пометками учащиеся более детально запоминают текст, что дает им возможность хорошо усвоить определенную тему. Ученик старается понять, вдуматься в каждое слово и предложение, чтобы определиться с пометками, выписать необходимую информацию. Такая работа заставляет думать, выбирать нужное из большого количества информации. Сейчас я не могу сказать о результатах приема, потому что только начала по ней работать. Думаю при целенаправленной работе, которую я планирую начать с нового учебного года, дети со временем научатся работать с текстом. Подводя итог урока, использовала на стадии осмысления, на этапе ожидаемого результата применила прием «Двухчастный дневник» Что я знал о сказуемом до урока? Что нового я узнал на уроке?
Работают индивидуально, а затем обсуждают в паре, зачитываются удачные цитаты. Таким образом, учащиеся обучают друг друга, закрепляют изученный материал.. Были такие ответы: (Что простое сказуемое состоит из одного слова и выражается глаголом. Что сказуемое отвечает на вопросы что делать? Выражается глаголом и связан с подлежащим. Знал о 3 типах сказуемого. Знаю о том, что сказуемое один из главных членов предложения. Узнал о простом глагольном сказуемом.) После для дальнейшего осмысления провожу игру «Задай вопрос другу», где учащиеся выбирают кому задать эти вопросы, чтобы узнать, как они справились с заданием. Происходит ролевое проговаривание, которое способствует развитию словарного запаса, через диалог. После я попросила сказать, что им помогло, когда отвечали на вопросы индивидуально, в парах и проговаривании. Какие были препятствия? А что радовало? Ерканат сказал: « Я согласился с Анель, потому что она все внятно доказала и еще она ведь хорошо учиться». Я считаю, таким образом дети учатся анализировать свои решения. Чтобы учащиеся могли оценить друг друга. Пусть так будет в начале, думаю в дальнейшем, я услышу другие мысли, ответы. Такая устная рефлексия помогает высказать свое мнение, соотнести его с мнениями одноклассников, а когда они пишут помогает выработать навыки формулировки своей мысли, своего понимания по обсуждаемой теме. Я вижу, что моим ученикам нравиться такой процесс обучения. И они довольны результатом. Это видно из устных ответов Ерканат, Калимат, Динары, которые отметили, что им нравятся такие уроки. Дальше использовала прием «Диаграмма Венна», чтобы могли сравнить подлежащее и сказуемое.«Диаграмма Венна» способствует конкретизации и помогает классифицировать на основе сравнения. Детям нравится такой вид деятельности и удовольствием выполняют. Это задание выполнили индивидуально. Таким образом, я проверяю, на какой стадии находиться каждый ученик.
На втором уроке я дала предложения на слайде, где они должны были выделить грамматическую основу, затем идет взаимопроверка и стараются ответить на проблемный вопрос: Какое предложение здесь является лишним? Почему? Для этого я использовала прием «Корзина идей». Учащиеся работают индивидуально, записывают в тетради все, что знает по этому вопросу. На это я даю им время. После этого идет обсуждение в парах. Ученики делятся друг с другом, что думают по данному вопросу. Я контролирую и стараюсь, чтобы обсуждение было организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали мнения, по поводу чего возникли разногласия. Такой обмен идеями между учащимися давало им возможность познакомиться с разными точками зрения, при этом внимательно слушали друг друга, старались аргументировать и защитить свое мнение. Таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Так как формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.
Далее каждая пара по кругу называет свою идею, но при этом не повторяя сказанное, если идеи совпадают, поднимают стикеры. После записывают идеи на листочки, и бросают в «Корзину идей». Возвращаемся к проблемному вопросу, решаем его. И в итоге учащиеся определяют тему урока и сами ставят цели. Я при этом по реакции детей заметила, что им было интересно самим говорить какая тема урока и что будем делать на уроке. Они к этому я предполагаю подошли осмысленно. К большому сожалению не все дети смогли сразу прийти к этому. Над этим еще надо поработать, так этому нельзя научить на 4 уроках. Удивление было, потому что я раньше говорила сама про тему и цель. После я предложила самим изучить новый материал в группе. Один ученик сказал: « А что вы теперь нам новую тему объяснять не будете?». Конечно же, учащиеся привыкли к тому, что получают знания из уст учителя. Но думаю, постепенно привыкнут к новым подходам.
На дом предложила разноуровневые задания, чтобы сами путем размышления выбрали задание, которое приемлима для каждого. Должны были составить грамматический рассказ на тему « Что я знаю о сказуемом?». При проверке задания заметила, что дети не осмыслили уровень задании и просто выбрали задание на 4,5, не ориентировались на свои способности, не смогли обосновать, по какому принципу выбрали задания. Некоторые переписали правило, не задумываясь над заданием. Я считаю также, причиной является малый словарный запас у детей, который через диалог на каждом уроке стараюсь обогатить, когда работают в парах, в группе.
Работая в группе или в паре, учащиеся думают, вспоминают, читают, пишут, обсуждают в зоне ближайщего развития. И те учащиеся, которые стеснялись говорить при всех, могут высказаться, поразмышлять, представить свою идею. Просто не всего учащиеся вовлечены в процесс критического мышления, аргументирования своих идей.
Я считаю, что должна вовлечь каждого ученика в этот процесс, который покажется многим учащимся не совсем легким. Ведь для этого надо искать способы, приемы. И если это у меня получится, хотя и могу сказать , что получилось на половину, то хоть на немного, но стали задумываться над тем что делают. «Теперь мы будем анализировать все что делаем на уроке?» Так мне сказал ученик с высокой мотивацией. Он уже размышляет, а что еще надо.
На третьем уроке я работала над составлением вопросов низкого и высокого порядка после прочтения текста, через игру «Дуэль». Здесь два дуэлянта, которые думают над вопросом и два секундата, которые определяют уровень вопроса.
Думаю дети сами должны определить какой уровень вопросов задают, так как этому надо учиться каждому. В основном составляли вопросы низкого порядка. Ученица со средней мотивацией составила такой вопрос «Что можно сказать о лисе по следу?», а со слабой мотивацией «Почему зимой, когда идет снег, звери прячутся?». Детям тяжело дается составление вопросов высокого порядка из-за малого словарного запаса.
На последнем уроке применила приём "Согласен - Не согласен", где выражают свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-«.
Этот прием способствовал актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. И дал возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к повторению изученного материала
В утверждении «В этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым. Ещё громче будут петь птицы». Индира поставила +. После того, как ее проверила Аида, она не согласилась с ее мнением и у них начался спор. Стали друг другу доказывать. Хотя Индира была не права, старалась найти доказательства в учебнике. Я просто наблюдала, не вмешивалась в разговор их, хотя они ждали, что я скажу правильный ответ. Просто я хотела посмотреть, что будет в итоге. Она не смогла найти в учебнике и призналась, что была не права.
Даже тот процесс, что она пыталась найти доказательства, заставил ее задуматься, а Аида на какое-то время засомневалась в своем ответе. Они стали сами искать ответ, путем размышления. Когда они оценивали друг друга, им пришлось также размышлять.
На последнем этапе урока составляли синквейн. Составление cинквейна очень просто и интересно и к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, полезна для выработки способности к анализу. Хотя им понравилось, но справились не все. Но в дальнейшем буду использовать такой прием чаще.
Я думаю модуль «Критическое мышление» помогает выстроить совместную деятельность с учениками так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться каждому ученику. И когда в совместной работе учащиеся, путем поиска открывают что-то новое незаметно для них, становятся привычкой. А я радуюсь, видя, как они вместе работают. Особенно радует вовлечение в эту деятельность детей с низкой мотивацией.

Использованная литература:
1. («Руководство для учителя», Обучение критическому мышлению стр. 154)
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: ALEMA@ (2014-01-28) | Автор: Исетова Бакыт E
Просмотров: 1916 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru