Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ – ОДНО ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ А.Е. Смагулова г.Актобе ГУ «Средняя школа №26» Сегодня, в период модернизации системы образования, особенно актуальным стоит вопрос развития критического мышления у учащихся. Ключевое место в теории развития критического мышления занимает центральное понятие – «критическое мышление». Критическое мышление – это научное мышление, суть которого заключается в основательном обдумывании и разумном выборе выносимых решений и суждений. Этот тип мышления включает в себя общее и предметное мышление, характеризуется осознанностью, самостоятельностью, рефлексивностью, целенаправленностью, обоснованностью, контролируемостью и самоорганизованностью. Все страны свое будущее связывают с образованием, поскольку именно образование является важнейшим фактором экономического и социального прогресса страны. Учитывая вероятностный характер социальных перспектив, человек, его интеллектуальный и нравственный потенциал превращаются в «основной фактор саморазвития общества». В связи с этим неизмеримо возрастает роль обоснованного выбора. А обоснованный выбор без критического мышления невозможен. Реалии современной жизни требуют преодоления репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся – это стратегическое направление модернизации образования. А самостоятельность мышления невозможна без его критичности. О технологии развития критического мышления на сегодня много информации. Известны базовая модель РКМ, состоящая их трех фаз, методы и приемы критического мышления, применяемые учителями. В своем выступлении я хотела бы больше акцентировать внимание на свойствах и методике развития критического мышления. Критическое мышление характеризуется следующими свойствами: 1.Осознанность. «Осознание – всегда движение и поиск решения новых проблем, выход за рамки сложившихся представлений. Поэтому осознать необходимость – значит осознать проблему, осознать противоречие, лежащее в основании проблемы, найти способ разрешения проблемы. А это значит по-новому увидеть будущее, сформулировать цель своих действий». Осознанность является началом мышления, целеустремленности, самостоятельности и творчества, одним словом, свободы. Жизнедеятельность несвободного человека полностью подчинена обстоятельствам, в то время как свободный человек осознает необходимость целенаправленного изменения обстоятельств, своих способов деятельности, своих знаний, умений, навыков, своих потребностей и способностей – переработки самого себя. Таким образом, осознание приводит к рефлексивности, контролируемости и самоорганизации. В ряде современных исследований было установлено, что дети в возрасте 3 лет способны брать ответственность за собственное обучение. Мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, когда нас удивляет выбор ребенком одной игрушки из множества других, предпочтение одного человека другому. Безусловно, этот выбор происходит осознанно, в силу потребностей ребенка. Итак, осознанность составляет фундамент критического мышления, она позволяет проследить связи и основания знаний, пути их получения. Основу осознанности составляют методологические знания (знания о знаниях). 2.Самостоятельность. Она характеризуется умением человека ставить новые задачи и решать их, не пользуясь помощью других людей. Самостоятельность мышления опирается на знания и опыт других людей, но предполагает творческий подход к познанию действительности, нахождение новых, собственных путей и способов решения познавательных и других проблем. 3. Рефлексивность ( от позднелат. reflexio – обращение назад) -форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов ( крайне необходима для умственного воспитания, поскольку способствует осознанию собственных чувств, мыслей и действий. 4.Целенаправленность – порождается рефлексией. «Целесообразную деятельность может осуществлять только индивид, способный отличать себя от собственной деятельности (посмотреть на себя со стороны). Только в таком случае возможно отношение к деятельности как к направляемому процессу, сообразному цели ». Целенаправленность тесно связана с оценкой. Оценка является ключевым моментом критичности мышления, поскольку она всегда должна осуществляться согласно определенным критериям и предполагает соотнесение реальности с установленным стандартом. Как следствие такой оценки разрабатывается план действий (целеполагание) для приведения деятельности в соответствие. 5.Обоснованность также порождается рефлексией. Путем критического анализа знаний и методов познания она рассматривает формы мышления и его основания, обнаруживает пределы достоверности и применения. 6.Контролируемость вытекает из рефлексии. Пристальное внимание к процессу рассуждения и соотнесение его с целями, ценностями и нормами и является контролем. 7.Самоорганизованность. Контроль в свою очередь порождает самоорганизацию, изменение собственного «я». Понимание свойств критического мышления, их принятие способствует улучшению качества образования. Роль учителя здесь определяется как лидера в совершенствовании учебного процесса, в стимулировании учеников к доказательствам на основе собственного опыта. Методика развития критического мышления должна опираться на положения теории, а именно: -создавать проблемные ситуации в процессе обучения; -предлагать учащимся решать проблемные задачи; -знакомить учащихся с принципами, стратегиями и процедурами критического мышления; -регулярно создавать ситуации выбора; -организовывать диалог в процессе решения проблемных задач; -предлагать письменное изложение рассуждений учащихся с последующей рефлексией; -предоставлять учащимся право на ошибку и моделировать ситуации исправления ошибок. При таких условиях мышление учащихся станет осознанным, обоснованным, самостоятельным, рефлексивным, контролируемым и самоорганизованным, то есть будет развиваться мышление второго порядка, которое называют критическим. Сегодня школа должна учить мыслить и научить учиться – вот педагогические императивы современной эпохи. Современный мир меняется столь стремительно, что учителю приходится пересматривать роль и значение существующих методов преподавания и искать новые, более эффективные пути. Он требует от людей умения ориентироваться во всех видах обширной информации и каждый сегодняшний ученик должен быть способным самостоятельно мыслить, размышлять о своих действиях, находить решения. Как учитель начальных классов я поставила цель – учить детей быть не получателями знаний, а «добытчиками». И для достижения такой цели, естественно, невозможно только ограничиваться традиционными методами обучения. Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан, предложенная коллегами Кембриджского Университета сегодня дает возможность идти к этой цели. Теоретический материал, дифференцированный на 7 модулей обучения, позволяет не только познакомиться с новыми подходами, но и тщательно их изучить, а затем и провести «исследование» в действии. Мною было проведено исследование в 4 классе, где учащиеся были непосредственными участниками самого учебного процесса. Главной целью уроков было совершенствование умений учащихся размышлять и анализировать материал по определенной теме, обучение правильному целенаправленному диалогическому общению. На каждом уроке учащиеся демонстрировали свои знания и умения, учились преодолевать барьеры при выражении своих мыслей, справлялись с речевыми барьерами при составлении ответов, и с каждым уроком работая в сотрудничестве, мы обучались тому, как учиться. Обучение критическому мышлению осуществлялось через чтение и письмо, составление проектов и их презентаций. Использование этого модуля способствовало развитию личности ученика, в результате чего формируются коммуникативные навыки, обеспечивающие комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Внедряя методы критического мышления, я осознавала, что должна подбирать на каждый урок информативный материал (для насыщенности урока), способствующий развитию критического мышления и использовать разнообразные формы работы (индивидуальная, парная и групповая) и правильно использовать методы критического мышления на уроках. На начальном этапе уроков моя деятельность была направлена на актуализацию у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе, вовлечение каждого ученика в процесс диалога. Содержание воспроизводимого материала зависело от темы уроков. Например, по теме «Произведения казахских писателей» дети заполняли на кластере все, что уже знали по этому разделу. В организации групповой формы работы по составлению ассоциаций я пыталась увидеть реальные знания по изученному вопросу, то есть предлагала учащимся вспомнить о том, что уже известно по данной теме. Информация, полученная на этом этапе, выслушивалась, записывалась, обсуждалась. Работа велась в группах, в процессе этой деятельности у учащихся появлялась возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным мною. Не секрет, что некоторые учащиеся бояться излагать свое мнение учителю, коллективу, главной причиной боязни является барьер неуверенности в себе, в своих знаниях, или нехватка словарного запаса по определенной теме. И именно одноклассники помогали справиться с этим, так как преуспевающие учащиеся в любое время предлагали помощь и пытались задействовать своих товарищей в совместную работу. На этапе получения новой информации, а этот этап урока является основной частью, вся деятельность была направлена на сохранение интереса к теме урока при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Знакомство с новым материалом предлагалось с применением методов обучения критическому мышлению. Такие подходы, как заполнение таблицы «Знаю –Хочу узнать -Узнал», работа над «Деревом предсказаний», «Чтение с остановками» позволили не только углубленно изучить незнакомые тексты, но и правильно составить вопросы по ним. Работа с текстами велась индивидуально и в парах. В групповой работе приветствовались два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, что позволяло прийти к единому правильному решению и помогало каждому ученику ощутить себя полноценными участниками всего учебного процесса. Все предлагаемые практические, творческие задания на основе изученного материала подводили учащихся к осуществлению анализа, интерпретации изученной информации. Презентуя работу по заданной теме, учащиеся получали обширное поле для реализации своих творческих возможностей, проявления лидерских качеств, особого таланта. Взгляд на сам процесс обучения, на личность учителя стал иным. Мои ученики почувствовали уверенность в своих возможностях, увидели во мне не только учителя, но и лидера в совершенствовании учебного процесса. Анализируя проделанную работу по развитию критического мышления учащихся, я отметила для себя следующее: правильно составленные вопросы и выражения должны быть направлены не только на проверку знаний учащихся и оценку понимания материала урока, но и должны давать учащимся возможность обобщать понимание и выражать мнение об изучаемых событиях. Учащихся нужно мотивировать к размышлению о происходящем, к умению правильно оценивать работу друг друга и реально рассуждать о способностях своих товарищей. Таким образом, диалоговое обучение на моих уроках способствовало развитию критического мышления , собственного мышления о происходящем, о процессе обучения. Необходимость в теории развития критического мышления обусловлена тремя основными факторами: 1. Интеллектуализация деятельности, поэтому основное требование рынка труда к человеку – умение ставить и решать неординарные задачи; 2.Учебно - воспитательный процесс должен опираться на потребности учащегося и отталкиваться от них, поскольку в противном случае будут воспитываться невротики; 3.Организация учебно - воспитательного процесса должна соответствовать основным психолого – педагогическим закономерностям, а также закономерностям нейрофизиологической деятельности мозга, которые определяют психическое развитие. Из этих трех факторов ключевое место занимает первый, потому что будущее зависит от деятельности людей, прежде всего от их интеллектуальной деятельности. Будущее человечества и планеты в целом будет зависеть от уровня развития умственного потенциала человечества. Интеллектуальная деятельность человека обеспечивает технический и общественный прогресс, развитие отдельных стран и всего мира в целом. Именно поэтому главная задача школ и ВУЗов – научить учащихся находить и решать неординарные творческие и сложные задачи, самостоятельно мыслить. | |
Просмотров: 1680 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|