Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения г.Актобе СШ № 26 учитель начальных классов Смагулова А.Е. Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что учителю приходится пересматривать роль и значение существующих методов преподавания и искать новые, более эффективные пути. Он требует от людей умения ориентироваться во всех видах обширной информации и каждый сегодняшний ученик должен быть способным самостоятельно мыслить, размышлять о своих действиях, находить решения. Как учитель начальных классов я поставила цель – учить детей быть не получателями знаний, а «добытчиками». И для достижения такой цели, естественно, невозможно только ограничиваться традиционными методами обучения. Программа курсов повышения квалификации педагогов, общеобразовательных школ Республики Казахстан, предложенная коллегами Кембриджского Университета сегодня дает возможность идти к этой цели. Теоретический материал, дифференцированный на 7 модулей обучения, позволил не только познакомиться с новыми подходами, но и тщательно его изучить, а затем и провести «исследование» в действии. Использование таких модулей, как обучение критическому мышлению, оценивание обучения и результатов обучения с использованием критериального оценивания, использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования системы обучения, психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах школьников предоставило возможность повысить интерес и мотивацию учащихся по предмету. Мною была проведена практика в 4 «Г» классе, где учащиеся ежедневно принимали непосредственное участие в самом учебном процессе. Главной целью уроков было совершенствование умений учащихся размышлять и анализировать материал по определенной теме, обучение правильному целенаправленному диалогическому общению. На каждом уроке учащиеся демонстрировали свои знания и умения, учились преодолевать барьеры при выражении своих мыслей, справлялись с речевыми барьерами при составлении ответов, и с каждым уроком работая в сотрудничестве, мы обучались тому, как учиться. На уроках многие методы были применены мною впервые, и это заставляло меня испытывать волнение перед уроком. Я задавала себе вопросы «справятся ли дети, поймут ли они правильно материал, будут ли активны», и, лишь заметив активность учащихся на уроках, мой страх постепенно таял и это, безусловно, стимулировало меня на дальнейшее планирование своих уроков. Так, вместе с детьми, я внедряла Программные модули на уроках, и эффективность действий отражалась в системе ЗУН учащихся. Обучение критическому мышлению осуществлялось через чтение и письмо, составление проектов и их презентаций. Использование этого модуля способствовало развитию личности ученика, в результате чего формируются коммуникативные навыки, обеспечивающие комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Внедряя методы критического мышления, я осознавала, что должна подбирать на каждый урок информативный материал (для насыщенности урока), способствующий развитию критического мышления и использовать разнообразные формы работы (индивидуальная, парная и групповая) и правильно использовать методы критического мышления на уроках. На начальном этапе уроков моя деятельность была направлена на актуализацию у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе, вовлечение каждого ученика в процесс диалога. Содержание воспроизводимого материала зависело от темы уроков. Например, по теме «Произведения казахских писателей» дети заполняли на кластере все, что уже знали по этому вопросу. В организации групповой формы работы по составлению ассоциаций я пыталась увидеть реальные знания по изученному вопросу, то есть предлагала учащимся вспомнить о том, что уже известно по данной теме. Информация, полученная на этом этапе, выслушивалась, записывалась, обсуждалась. Работа велась в группах, в процессе этой деятельности у учащихся появлялась возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным мною. Не секрет, что некоторые учащиеся бояться излагать свое мнение учителю, коллективу, главной причиной боязни является барьер неуверенности в себе, в своих знаниях, или нехватка словарного запаса по определенной теме. И именно одноклассники помогали справиться с этим, так как преуспевающие учащиеся в любое время предлагали помощь и пытались задействовать своих товарищей в совместную работу. На этапе получения новой информации, а этот этап урока является основной частью, вся деятельность была направлена на сохранение интереса к теме урока при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Знакомство с новым материалом предлагалось с применением методов обучения критическому мышлению. Такие подходы, как заполнение таблицы «ЗХУ», работа над «Деревом предсказаний», «Чтение с остановками» позволили не только углубленно изучить незнакомые тексты, но и правильно составить вопросы по ним. Работа с текстами велась индивидуально и в парах. В групповой работе приветствовались два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, что позволяло прийти к единому правильному решению и помогало каждому ученику ощутить себя полноценными участниками всего учебного процесса. Все предлагаемые практические, творческие задания на основе изученного материала подводили учащихся к осуществлению анализа, интерпретации изученной информации. Презентуя работу по заданной теме, учащиеся получали обширное поле для реализации своих творческих возможностей, проявления лидерских качеств, особого таланта. Взгляд на сам процесс обучения, на личность учителя стал иным. Мои ученики почувствовали уверенность в своих возможностях, увидели во мне не только учителя, но и лидера в совершенствовании учебного процесса. Каждый педагог должен хорошо понимать, что без индивидуализации и дифференциации не может быть развивающего обучения. Работа учителя по модулю «Психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах школьников» дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и психологический комфорт усвоения знаний, мотивацию учебы, развитие индивидуальных способностей, умение выделять главное, анализировать, сравнивать, сопоставлять. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей я осуществляла индивидуальный подход к учащимся в обучении. В моем классе есть учащийся с диагнозом ДЦП. Несмотря на свою особенность, Влад всегда старается быть впереди. Его стремление все знать заставило и товарищей в классе не замечать его отличие. Порой и мы, учителя забываем о его диагнозе. Активность Влада на каждом уроке просматривается на всех этапах. На каждом этапе учебного занятия я оказывала помощь и поддержку учащимся в учебной деятельности, при этом учитывая индивидуальные, возрастные и психологические особенности учащихся, опираясь на учение Хагена и Хейла (1973) о развитии селективного внимания младших школьников. «Важно разработать задания интересные, занимательные и соответствующие ученикам. Важно, чтобы привлечение внимания учеников включало в себя важный момент узнавания и возможности получения новой информации, связанной с тем, что они уже знают». (Руководство, стр.183) Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями» оказал эффективную помощь мне, как учителю, для правильного подхода к созданию условий не только психологического комфорта учащихся, но и учебного. Изучение таких, подходов как когнитивный, бихевиористический, гуманистический, социально-ситуативный позволили профессионально подойти к каждому этапу серии последовательных уроков. Взаимосвязь изучаемой темы с жизнью подчеркивалась и подтверждалась на этапе закрепления. Внедрение различных форм работы предоставляло возможность учащимся для самореализации, сотрудничество учеников с различными умственными способностями позволило не только наблюдать за процессом обучения, но и действовать самим, что очень важно на начальной ступени обучения. «Обучение через диалог» является интерактивным методом, направленным на формирование коммуникативной компетенции учащихся, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика на уроке. Диалог прослеживается на всех этапах уроков, начиная с приветствия и до рефлексии, где учащиеся делились мнением об уроке. С первого дня практики я заметила положительный настрой учащихся, их хорошее настроение и отзывы об уроках «вне камеры» меня подбадривали. С каждым уроком обнаруживала для себя разные стороны учащихся, т.е. их интересы, мнения, предпочтения, представления о предмете литературы. Для создания атмосферы сотрудничества я старалась построить беседу на каждом этапе урока, первый тренинг для сотрудничества, где учащиеся делились пожеланиями друг другу, уже показал заинтересованность детьми в таком подходе. Наблюдая за ходом диалога на каждом уроке, я замечала повышение активности и культуры общения между детьми, примером служит их совместная работа в группах и парах, сопереживание и поддержка при выполнении различных заданий на уроках. Анализируя проделанную работу по обучению диалогическому общению учащихся, я отметила для себя следующее: правильно составленные вопросы и выражения должны быть направлены не только на проверку знаний учащихся и оценку понимания материала урока, но и должны давать учащимся возможность обобщать понимание и выражать мнение об изучаемых событиях. Учащихся нужно мотивировать к размышлению о происходящем, к умению правильно оценивать работу друг друга и реально рассуждать о способностях своих товарищей. Таким образом, диалоговое обучение на моих уроках способствовало развитию коммуникативных навыков, развитию собственного мышления о происходящем, о процессе обучения. Оценка своего рода символ и в тоже время мерка, позволяющая определить степень успешности обучения. На процесс учебной работы, его содержание и форму, скорость и точность ответов учеников влияют отдельные оценочные обращения учителя. Наиболее эффективными являются оценки – подкрепления, т.е. стимулы, предъявляемые после конкретной деятельности ученика и вызывающие у него желание повторить или продолжить работу. Деятельность ученика в данном случае подкрепляется похвалой учителя или чувством удовлетворения от успеха (М.М.Жанпеисова, 2002). В ходе своей практики я пересмотрела различные приемы оценивания для детей с учетом их возрастных особенностей. На каждом уроке дети оценивали друг друга и себя, что позволяло прийти к соответствующим выводам. Система оценивания выстраивалась таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Самооценка является средством саморегуляции человека, способствует формированию у учащихся критического отношения к получаемому результату, составлению верного представления об уровне своих возможностей в учении. На каждом уроке использовала разные формы оценивания. Например, на уроке по теме «М.Ауэзов «Возвращение» учащиеся определяли свое участие в изучении данной темы самостоятельно по методу «Лампочки». При организации групповой формы работы использовала метод групповой оценки, взаимооценки. На уроках шла взаимопроверка, где ученики по технике «Две звезды и пожелание» оценивали работу своих товарищей. Неотъемлемой частью уроков была устная обратная связь. Таким образом, оценивание для обучения позволило учащимся: - самостоятельно вести наблюдение за динамикой качества своего учения; - приобрести навыки самоанализа; - понять, какие конкретные знания, навыки и умения они должны приобрести в результате учения по определенной теме; - формировать умения видеть и исправлять ошибки своевременно; А для себя я отметила, что: - оценивание должно быть критериальным; - учащиеся приобретают навыки и привычку к самооценке, а самооценка, в свою очередь это, оценивание своих способностей, размышление о своих действиях; - необходимо вовлекать учеников в процесс оценивания и давать возможность проводить рефлексию учения; - обсуждать с учениками результаты оценивания и вместе устанавливать ясные и достижимые учебные цели; - нужно верить, что каждый ученик может стать лучше. Для повышения мотивации учащихся на помощь приходят информационно-коммуникативные технологии. Изучая теорию, понимаешь, что они предлагают выгодные варианты представления творческих идей, добавляя новые. Использование красочных компьютерных презентации по определенной теме, видеофильмов, аудиозаписи на уроке не остаются незамеченными. Учащиеся по-другому стали относиться к уроку, к учителю, применяющему новые формы и методы работы на каждом уроке, заметно повысился познавательный интерес к изучению предмета. Разумеется, используемые традиционные формы и методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь добавляются наиболее современные интерактивные модули обучения. Учащимся нравятся уроки с использованием ИКТ, ситуативные, проблемные приемы доставляют им массу эмоций. На уроках я использовала слайды, аудиозаписи, иллюстрации, схемы для ознакомления с новым материалом, слайды с заданиями. Несомненным достоинством применения компьютерной технологии по сравнению с обычными наглядными материалами является оказание большого эмоционального воздействия на учащихся. На одном из уроков на тему: «М.Ауэзов «Возвращение» я предложила детям посмотреть небольшой видеофильм и определить тему и идею фильма. Это был фильм о красоте казахской степи. Просмотрев его, учащиеся угадали тему урока, далее составили ассоциации к слову «степь». Для более эмоционального восприятия стихотворения С.Сейфуллина «Домбра», я предложила детям послушать звучание домбры в исполнении А.Енсепова. Изображения на экране помогли не только увидеть инструмент, но и узнать, как выглядят казахские музыкальные группы. Внедрение этого модуля оказывает не только обучающее, но и большое воспитательное воздействие на детей. Образовательный и воспитательный процесс – это единый процесс обучения. Обучая, мы и воспитываем, и обучение с внедрением изменений играет большую роль не только в образовательном процессе, но и в воспитании. Одной из задач всех моих уроков всегда являлась формирование положительных черт характера: доброжелательности, уважения, толерантности, активности, умения выслушать собеседника, уважать мнение других. Достижению всех задач в полной мере способствовало Внедрение изменений в практике. Конечно, не все проходило так, как планировалось. Были трудности, которые преодолимы при комплексном внедрении Программы в образовательный процесс. Вовлечение коллег в совершенствование педагогического процесса обеспечит основу профессиональных знаний, которым смогут доверять другие учителя. Предлагаемые модули Программы, основанные на инновациях, предоставляют все возможности для улучшения педагогической практики. | |
Просмотров: 6361 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|