Интенсификация учебного процесса на основе схемных и знаковых моделей. Опорные конспекты на уроках русского языка. В своей практике используем идею подачи материала крупным планом, выдвинутую психологами П.Гальпериным. Д.Элькониным и нашедшую свое выражение в виде «основных единиц усвоения». Эта идея показалась нам интересной, так как подача учебного материала крупными блоками устраняет его дробление, исключает из практики «жевательную методику». Опыт показывает, что если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого на уроках материала без перегрузки учащихся. Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в многочисленных экспериментах, в ходе которых доказана эффективность второго вида общения, движения от абстрактного к конкретному, раннего сопоставления сходных понятий. Благодаря опорам и схемам, все, что делается на уроке, приобретает осмысленный характер. ОК( опорные конспекты) помогают прочному усвоению теоретического материала, оформлению связного рассказа, вырабатывают умение логически мыслить. В методической системе введение крупных блоков теоретического материала осуществляем с помощью опорных сигналов («ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение, способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятую информацию»). Опорный конспект - «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов». Обучение предполагает активную мыслительную деятельность учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотношения ее с ранее усвоенной, выделения главного. Увидеть большую тему в целостном без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой прием, облегчающий и восприятие темы, и ее понимание. Схему усвоить легко – значит остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т.е. поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема – это скелет работы. Роль такой схемы в технологии играет опорный конспект. Одна из важнейших задач опорного сигнала – облегчение понимания новой информации и закрепление ее в долговременной памяти. Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении ОК подключается двигательная (моторная) память. Применение ОК не упрощает школьную программу, не сокращает ее объем. В каждом ОК отражен весь учебный материал темы или раздела. Основная задача ОК – обеспечение логически последовательного раскрытия темы и при изложении материала учителем, и при подготовке учащихся к урокам, и при всех видах устных ответов. Опорные сигналы стимулируют развитие творческого мышления учащихся. ОК представляет собой свернутую в пружину схему знаний, готовую развернуться в объемное знание. Двукратное изложение нового материала, домашняя подготовка, многократное вариативное повторение способствуют прочному усвоению учебной информации. Объяснение нового материала с использованием ОК проводится в два этапа. На первом этапе и работа с учебником, и слово учителя, и эвристическая беседа, и лингвистические наблюдения, и исследования. Чтобы урок сделать ярким, эмоциональным, используем сказки Ф. Кривина, рифмованные правила. Во время объяснения учитель делает записи на доске, учащиеся – в тетради. Затем повторное изложение материала – рассказ по ОК. Особо выделяем теорию, новые понятия, связь между блоками. Цель повторного объяснения – кратко и в четкой последовательности воспроизвести основное содержание темы, связав с ОК. На одном из этапов находим тему в учебнике, вместе читаем материал и проверяем соответствие с ОК. Ребята убеждаются, что без учебника ОК «молчит». Учащиеся проговаривают ОК, наполнив его содержанием учебника. Каждый сигнал ОК вызывает определенные ассоциации, что позволяет быстро запомнить учебный материал. Этому способствует и неоднократное изложение нового. На последующих уроках идет углубление темы, закрепление новых знаний, ребята отрабатывают навыки на практике, в нестандартных ситуациях. При изучении темы «Словосочетание»(8-й класс) учащиеся опираются на ранее изученный материал (5-й класс), вспоминают стихотворение: Внимание! Внимание! Вот словосочетание. В нем ходят парою слова, Но не равны у них права. В нем слово главное всегда С зависимым шагает. А кто есть кто – без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идет К зависимому слову, И никогда – наоборот, Запомни как основу. Таким образом повторили блок А – определение словосочетания, связь слов в словосочетании. СловоСочетание(сочетание слов) Этот момент важен, так как следующий блок – способ связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Работу над каждым способом связи начинаем с выяснения значения слова ( определяем как «смотри в корень» или «выуживание» информации). Например, согласование: что значит согласование, подбираем однокоренные слова (согласие, соглашаться). Что значит согласие в жизни. Ребята отвечают, что необходимо мирное сосуществование, а оно возможно, когда люди живут в согласии. С точки зрения русского языка, какие отношения устанавливаются между главным и зависимым словом? Чтобы не нарушить согласия, зависимое слово должно полностью подчиняться главному, т.е. стоять в том же роде, числе и падеже. Согласование _________________ Устанавливаем вопрос Х завис. и выбираем словосоч.: прил.+сущ., Р.Ч.П. = Р.Ч.П. прич.+сущ., мест.+сущ., Числ.+ сущ. Так работаем над каждым способом связи. После объяснения нового материала с целью проверки усвоения темы выполняем упражнения учебника. При обобщении урока используем сказку о трех хозяевах. Жили-были три хозяина, пошли на биржу труда нанимать работников. Согласование искал покладистого работника, говорил при этом: «Будешь все делать так, как я делаю. Я изменяюсь и ты должен изменяться, тогда и ссориться не будем, и работа будет спориться, и жить будем в согласии.» Управление же требовательный хозяин, при этом сам он не работал, а заставлял работника, который полностью зависел от него. Он управлял работником, указывая ему, в какой форме он должен находиться. К одним он был очень требователен, разрешал только одну форму (один падеж: уверенность в чем? в успехе); к другим был несколько снисходителен, разрешая выбирать форму – падеж: писать что? Писать чем? писать кому? Писать о ком? Третий же хозяин – примыкание – требовал немного, даже просит: «Составь мне компанию, постой рядом со мной, тебе же и делать ничего не придется». Тема объяснена, усвоение проверено, на следующем уроке идет отработка навыка вычленения словосочетания из предложения, подбора синонимичных словосочетаний как средства выразительности речи, определения способа связи слов в словосочетании. Таким образом, опорный конспект не является самоцелью, а он помогает обобщить, систематизировать учебный материал, в дальнейшем учащиеся легко ориентируются в конспектах, что дает возможность быстрого повторения нужных тем, блоков. Каждый из блоков представляет собой «микроконспект» подтемы и может быть воспроизведен в отдельности. Блоковая компоновка конспектов позволяет также очертить рамки устных ответов, служит своеобразным планом ответа, тем самым достигается логичность, последовательность, связность речи учащихся. Опорный сигнал легче запоминается, достаточно одного взгляда на сигнал, чтобы его, как пружину, распрямить, т.е. наполнить содержанием. Например, сигнал Наполняем содержанием: суффикс –ЧИК- пишется после букв д,т, з, с, ж, в остальных случаях – суффикс –ЩИК-. Или сигнал: Правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-. Если в родительном падеже гласный выпадает, то пишем -ЕК-; если сохраняется, то пишем суффикс –ИК-. Например (хорошо напомнить мультфильм, в котором герою, чтобы выбраться из страны невыученных уроков, пришлось подбирать ключик к замочку): ключик – Р.п. ключика, гласный сохраняется, значит пишем И в суффиксе. Замочек – Р.п – замочка, гласный выпадает («убегает»), то пишем Е в суффиксе. Наглядно видим, что сигнал –образ намного ярче, короче, легко расшифровывается, наполняясь содержанием без зубрежки, становясь осмысленным пониманием. Учащиеся легче запоминают орфографический материал, если он связан с какими-либо ассоциациями. Детей необходимо удивить, тогда и запомнится лучше. Ведь еще Демокрит заметил, что знания начинаются с удивления.
|