Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Критическое мышление на уроках в начальных классах
Учитель сш №7 г. Кызылорды
Ниязбаева А.Р.
Критическое мышление на уроках в начальных классах

В 1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться.
Основными направлениями совершенствования системы начального обучения является внедрение в практику новых технологий обучения, которые нам дает Программа курсов третьего базового уровня.
Особое место в работе с детьми младшего возраста должно занимать развитие критического мышления. Работая по Программе, и применяя на уроках технологию критического мышления, я заметила, что учащиеся приобретают не только общеучебные умения, навыки и способы деятельности, но и умения и желания учиться, потребность в самообразовании, в самосовершенствовании.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все предположения и выводы.
Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся.
А «Осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала.
И третья стадия «Рефлексия» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.
Например:
Урок познания мира во 2 классе, при изучении темы «Орган растения- листья», в стадии вызова мною был применен метод ТРКМ «Верные- неверные утверждения».
Я зачитываю высказывания по пройденному материалу, и если дети согласны со мной они показывают зеленый лист (карточка), а если не согласны, то показывают желтый лист. Используется приём самопроверки и рефлексии. Дети самостоятельно оценивают результат своей работы. Этот метод помогает не только учителю оценить работу учащихся, но и самому ученику узнать свою степень понимания и оценить свою деятельность, установить и устранить причины возникающих трудностей.
В стадии «осмысления» я применяю метод «З П» ( принять, понять, применить).
Принимают новую информацию об органе растения, понимают его важность и применяют на проектно-исследовательской деятельности. В группах учащиеся проводят исследование по теме «Почему осенью желтеют листья». Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика, что приводит к умению анализировать, делать выводы. А главная задача стадии осмысления – поддержать активность, созданную во время первой стадии вызова. На этой стадии осуществляется критический и сравнительный анализ и синтез.
Далее, в стадии «осмысления» за минутку релаксации я показываю детям мультфильм «Берегите природу». Просмотр мультфильм заставляет детей задуматься о том, что человек должен всегда беречь природу. По мультфильму я задаю вопросы:
- Что вы увидели?
- Какую пользу приносит нам одно дерево?
-Как нужно беречь природу?
Посредством просмотра этого мультфильма у детей развивается критическое мышление, а также бережное отношение к природе.
Завершающим этапом является стадия рефлексии (размышления), главная задача которой является вывести знания на уровень понимания и дальнейшего применения.
Так на этой стадии я применяю метод «Синквейн», что позволяет детям обобщить знания, полученные на уроке.
1. Листья
2. Зеленые, желтые.
3. Желтеют, испаряют воду, выделяют кислород
4. Листья - орган растения
5. Украшение
На уроке русского языка
При закреплении темы «Имя существительное» в центре листа учащиеся записывают ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ , затем ребята, в течении 1-2 минут фиксируют всё, что им известно об имени существительном. После, в форме игры «Аукциона знаний» назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Всё фиксирую на доске. Белым мелом учитель записывает всё, что знают дети, а то что узнают в течении урока записывается цветным мелом. Таким образом, составляем список идей. Систематизируем материал в виде кластера ( пучок, созвездие), который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию, экономит время.
Диаграмма Венна помогает сделать сравнительный анализ, например
1 группа сравнивает одушевленные существительные с неодушевленными, 2 группа сравнивает собственные имена существительные с нарицательными, 3 группа сравнивает им.сущ. единственного числа с им.сущ. множественного числа. При сравнении ученики определяют различия между им.сущ., а также делают вывод об их сходстве в том, что они все относятся к одной части речи.
На стадии «осмысления» по теме «Род существительных» проводится словарным диктант с заданием: распределить слова, подставляя к ним словосочетания «он мой, она моя, оно мое». Ученики видят, что слова поделились на три группы. В этом случаи, можно использовать прием «Толстых и тонких вопросов»:
Толстые Тонкие
Объясните, почему? Кто?
Почему вы так думаете? Что?
Предположите, что будет если? Верно ли?
По всем высказываниям учениками делается вывод и подтверждается правилом из учебника.
На стадии «рефлексии» ученики выполняют упражнения, где определяют род им.сущ-х. А также в завершении урока можно применить метод «Фишбоун», заполняем скелет рыбы.


Имя существительное

Эти и другие методы ТРКМ можно использовать на всех этапах урока в начальных классах.
Делая вывод, я хочу сказать, что в процессе применения на своих уроках технологии критического мышления, я могу перечислить лишь положительные стороны. По той причине, что именно приемы и методы критического мышления помогли скрасить мои уроки, развить мышление учащихся, при этом возник интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что в параллели помогает развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением.
В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность.
Ведь недаром говорил казахский поэт-просветитель Абай:
«Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет»
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: alma_n (2014-02-05) | Автор: Алма
Просмотров: 4808 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-01-09, 10:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru