Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Учитель сш №7 г. Кызылорды Ниязбаева А.Р. Критическое мышление на уроках в начальных классах В 1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Основными направлениями совершенствования системы начального обучения является внедрение в практику новых технологий обучения, которые нам дает Программа курсов третьего базового уровня. Особое место в работе с детьми младшего возраста должно занимать развитие критического мышления. Работая по Программе, и применяя на уроках технологию критического мышления, я заметила, что учащиеся приобретают не только общеучебные умения, навыки и способы деятельности, но и умения и желания учиться, потребность в самообразовании, в самосовершенствовании. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все предположения и выводы. Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить. Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «Осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала. И третья стадия «Рефлексия» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления? Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Например: Урок познания мира во 2 классе, при изучении темы «Орган растения- листья», в стадии вызова мною был применен метод ТРКМ «Верные- неверные утверждения». Я зачитываю высказывания по пройденному материалу, и если дети согласны со мной они показывают зеленый лист (карточка), а если не согласны, то показывают желтый лист. Используется приём самопроверки и рефлексии. Дети самостоятельно оценивают результат своей работы. Этот метод помогает не только учителю оценить работу учащихся, но и самому ученику узнать свою степень понимания и оценить свою деятельность, установить и устранить причины возникающих трудностей. В стадии «осмысления» я применяю метод «З П» ( принять, понять, применить). Принимают новую информацию об органе растения, понимают его важность и применяют на проектно-исследовательской деятельности. В группах учащиеся проводят исследование по теме «Почему осенью желтеют листья». Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика, что приводит к умению анализировать, делать выводы. А главная задача стадии осмысления – поддержать активность, созданную во время первой стадии вызова. На этой стадии осуществляется критический и сравнительный анализ и синтез. Далее, в стадии «осмысления» за минутку релаксации я показываю детям мультфильм «Берегите природу». Просмотр мультфильм заставляет детей задуматься о том, что человек должен всегда беречь природу. По мультфильму я задаю вопросы: - Что вы увидели? - Какую пользу приносит нам одно дерево? -Как нужно беречь природу? Посредством просмотра этого мультфильма у детей развивается критическое мышление, а также бережное отношение к природе. Завершающим этапом является стадия рефлексии (размышления), главная задача которой является вывести знания на уровень понимания и дальнейшего применения. Так на этой стадии я применяю метод «Синквейн», что позволяет детям обобщить знания, полученные на уроке. 1. Листья 2. Зеленые, желтые. 3. Желтеют, испаряют воду, выделяют кислород 4. Листья - орган растения 5. Украшение На уроке русского языка При закреплении темы «Имя существительное» в центре листа учащиеся записывают ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ , затем ребята, в течении 1-2 минут фиксируют всё, что им известно об имени существительном. После, в форме игры «Аукциона знаний» назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Всё фиксирую на доске. Белым мелом учитель записывает всё, что знают дети, а то что узнают в течении урока записывается цветным мелом. Таким образом, составляем список идей. Систематизируем материал в виде кластера ( пучок, созвездие), который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию, экономит время. Диаграмма Венна помогает сделать сравнительный анализ, например 1 группа сравнивает одушевленные существительные с неодушевленными, 2 группа сравнивает собственные имена существительные с нарицательными, 3 группа сравнивает им.сущ. единственного числа с им.сущ. множественного числа. При сравнении ученики определяют различия между им.сущ., а также делают вывод об их сходстве в том, что они все относятся к одной части речи. На стадии «осмысления» по теме «Род существительных» проводится словарным диктант с заданием: распределить слова, подставляя к ним словосочетания «он мой, она моя, оно мое». Ученики видят, что слова поделились на три группы. В этом случаи, можно использовать прием «Толстых и тонких вопросов»: Толстые Тонкие Объясните, почему? Кто? Почему вы так думаете? Что? Предположите, что будет если? Верно ли? По всем высказываниям учениками делается вывод и подтверждается правилом из учебника. На стадии «рефлексии» ученики выполняют упражнения, где определяют род им.сущ-х. А также в завершении урока можно применить метод «Фишбоун», заполняем скелет рыбы. Имя существительное Эти и другие методы ТРКМ можно использовать на всех этапах урока в начальных классах. Делая вывод, я хочу сказать, что в процессе применения на своих уроках технологии критического мышления, я могу перечислить лишь положительные стороны. По той причине, что именно приемы и методы критического мышления помогли скрасить мои уроки, развить мышление учащихся, при этом возник интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что в параллели помогает развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением. В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность. Ведь недаром говорил казахский поэт-просветитель Абай: «Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет» | |
Просмотров: 4808 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|