Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения учителя истории и обществознания Астраханской средней школы № 2 Березиной Нины Петровны Я, Березина Н.П., учитель истории и обществознания Астраханской средней школы № 2. Школа с русским языком обучения, на данный момент в ней обучается более шестисот учащихся, тридцать один класс-комплект. После прохождения курсов повышения квалификации третьего (базового) уровня для применения полученных знаний на практике мной были выбраны десятый и одиннадцатый классы. Следующим шагом в работе были составление и разработка календарного и поурочного планирования по всемирной истории, обществознанию и истории Казахстана, в которых необходимо было предусмотреть использование элементов всех семи модулей Программы для достижения главной цели. На мой взгляд, это формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной, парной и групповой работы, развитие навыков критического мышления и умения аргументировать точку зрения, независимости в обучении и активной гражданской позиции, так необходимых для жизни в современном обществе. Этому и должны были способствовать такие элементы диалогового обучения, как различные типы взаимодействия («Учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – аудитория» и «ученик – группа учащихся») и уровни диалога (личностный, межличностный и «мультидиалог»), активные формы работы (индивидуальная, парная, групповая). Диалог на уроках способствовал созданию особой коммуникативной атмосферы, которая помогала учащимся развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, воспитывала чувства взаимопонимания, взаимоуважения и сопереживания, ответственность. Усвоение нового материала при этом происходило, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагивались личностные смыслы [2], дети воспринимали и оценивали все происходящее с позиций практической значимости и актуальности. Кроме групповой работы на уроках осуществлялась и работа в парах, сформированных учащимися произвольно и по усмотрению учителя. Индивидуальная работа также способствовала развитию самоконтроля и самооценки, воспитывала чувство ответственности и умение принимать решения. Учащиеся обучались тому, как учиться, т.е. овладевали навыками саморегулирования, самостоятельно определяя проблемы и цели, выбирая стратегии для их решения и достижения [1]. Не могу сказать, что элементы диалогового обучения не применялись мною ранее, они использовались эпизодически, при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий, не было лишь системы и преемственности. Возможно, это и стало причиной трудностей, возникших при внедрении активных форм работы. Школьники продолжали работать самостоятельно, не обсуждая свои идеи, или же каждый настаивал на своем, не стремясь к компромиссу. Ограниченный словарный запас учащихся и недостаточные навыки аргументации точки зрения мешали проведению дебатов и исследовательской беседы, отрицательно влияли на результативность уроков и затрудняли усвоение темы. Положительными результатами были: повышение интереса учащихся к предметам, вовлечение в работу большей части класса, «раскрытие» слабоуспевающих учеников. Использование в практике элементов критического мышления: «проблемных» и «закрытых» вопросов, составление кластера и анаграммы, стратегии «шесть шляп» и ранжирования по степени важности, анализа текста и визуализации проблем позволило мне активизировать способности учащихся оценивать, анализировать, размышлять и высказывать свою точку зрения, творчески подходить к выполнению задания и делать выводы. Критическое мышление, или «мышление о мышлении» [1], позволяет развивать разные виды памяти (слуховую, зрительную, моторную), мышление, внимание, восприятие. Все направлено на удовлетворение потребностей в безопасности, уважении, самоактуализации, самоутверждении, общении, игре, в познании, творчестве. Оно способствует развитию активного словарного запаса, устной и письменной речи [3], при обязательном условии: ученик должен самостоятельно организовать свою деятельность и самообразование, он должен стать независимым от окружающих людей и обстоятельств. Применение инструментов критического мышления невозможно без взаимосвязи с диалоговым обучением, саморегулированием, использованием ИКТ и различными способами и видами оценивания. Трудности, возникшие в ходе моего преподавания, могу определить следующим образом: неспособность отдельных учащихся работать с большим объемом информации, несформированные навыки нестандартного, творческого подхода к выполнению заданий, проблемы с хронометражем заданий и оцениванием работы всех участников группы, неумение выразить собственное мнение и отстаивать точку зрения. Положительными результатами могу считать повышение интереса к предметам, уроки всемирной истории, обществознания и истории Казахстана стали более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ученикам понравилось работать в группах и парах, участвовать в различных тренингах и выполнять разноуровневые задания, составлять и защищать кластеры. Все происходившее дети воспринимали как увлекательную игру и охотно участвовали в выполнении заданий. На мой взгляд, в этом есть и недостаток – в большинстве случаев не было глубокого и вдумчивого отношения, а, значит, и прочного усвоения знаний. Использование информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с их помощью учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты. Это значительно экономит время и усилия, потраченные учителем и учащимися, позволяет стимулировать и развивать познавательный интерес школьников, формировать у них навыки работы с информацией, т.е. цифровую компетентность [4]. Модуль «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и преподавании» был представлен на моих уроках в форме работы с интерактивной доской, выступавшей в качестве транслятора, или средства для демонстрации презентаций, как составленных мной, так и подготовленных учениками, а также позитивных роликов, разнообразных заданий. Применение ИКТ на уроках позволило сделать обучение через визуализацию более эффективным, способствовало созданию благоприятной, доброжелательной и непринужденной атмосферы. К сожалению, из-за ограниченного доступа к кабинету с интерактивным оборудованием, использование информационных технологий на уроках всемирной истории, обществознания и истории Казахстана носило ранее и носит в настоящее время эпизодический характер, что ,несомненно, ограничивает мои возможности и возможности детей. Элементы модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» я применяла на каждом из проведенных в школе уроков. Оценивание учащихся, включающее оценку «внешнюю» и «внутреннюю», давало возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. Другими словами, реализация системы оценивания должна дать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс. Система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов). Учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Это означает, что должна быть обеспечена полная прозрачность системы оценивания [5]. Для достижения поставленных целей я варьировала следующие формы ОдО (формативного): «Светофор», «Сигналы рукой», «индекс-карточки», «одноминутное эссе» и после определенного этапа урока, и в качестве подведения итогов. Суммативное оценивание, или оценивание обучения, использовалось на уроках как средство обобщения знаний учеников по изученной теме в форме контрольных вопросов двух уровней сложности, тестирования открытого и закрытого типа, письменной работы, экспресс-контроля. Цель оценивания – определение уровня знаний учащихся и степени понимания ими материала, корректировка планирования с учетом возникших трудностей. Кроме того, для оценки групповой работы я применяла и критериальное оценивание, позволившее вовлечь учащихся, подвести их к необходимости продуманных действий, критического мышления и анализа. Трудности были связаны с необъективностью подхода к оценке со стороны школьников, нежеланием, а, зачастую, и неумением выразить свои мысли и отношение к происходящему. Положительным итогом могу считать более ответственное отношение учащихся к подготовке, заинтересованность в оценке и снятие вопросов о причинах выставления той или иной отметки по итогам урока. Использование элементов модуля «Обучение талантливых и одаренных детей» первоначально предполагало выявление одаренных и способных учащихся через проведение различных практических работ, выполнение заданий повышенной сложности и умения творчески подходить к решению проблем, наблюдение и диагностику с учетом мнения других учеников, учителей-коллег и родителей. Качества, которые отличают эту категорию школьников, следующие: хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, абстрактное и творческое мышление, настойчивость, хорошая память и приоритет нравственных ценностей [6]. Для их дальнейшего развития и проявления целесообразно использовать разнообразные задания и формы работы, привлекать к сотрудничеству. В своей школьной практике я постаралась раскрыть идеи модуля в тесной взаимосвязи с критическим мышлением (открытые и закрытые вопросы, индивидуальные сообщения, выделение и анализ тезисов), групповой работой (взаимообучение, защита кластеров) и в выступлении ученика в качестве учителя. Все это помогло активизировать лидерские и организаторские способности детей, усилить их ответственность за себя, свою работу и участников группы. Задачами на будущее считаю активное сотрудничество с коллегами и совместную работу по выявлению и раскрытию одаренных детей, воспитание в них чувства уверенности и целеустремленности, стремления к взаимодействию с окружающими. Разработка уроков в течение всего времени работы, постановка целей и подбор заданий для учащихся осуществлялись в соответствии с возрастными особенностями детей. Ученики десятого и одиннадцатого классов – подростки 15 - 17 лет, в этом возрасте они энергичны, общительны и уверены в себе, больше интересуются другими людьми. В то же время они ранимы и восприимчивы к внешним влияниям, эмоциональны, стремятся к независимости, свободе от контроля со стороны взрослых. Подобные контрасты проявляются в поведении школьников, их отношении к учебе, общении с другими людьми. Это одновременно затрудняет процесс обучения и раскрывает возможности для дальнейшего развития и роста личности ученика [7]. Результатом было создание благоприятного микроклимата в классе, непринужденной и доброжелательной атмосферы, а также все это способствовало эффективной работе на уроках и достижению поставленных целей с учетом возможностей учащихся. Лидерство в современном обществе определяется не просто высоким уровнем индивидуального развития, организаторскими качествами, но и способностью генерировать новые идеи, подходы, создавать новые технологии, способностью актуализировать внутренний потенциал последователей, инициировать саморазвитие их личностей [8]. Лидером в современной школе, без сомнений, является учитель, одновременно выступая в роли руководителя, организатора и консультанта, он учит и учится, совершенствуется и воспитывает стремление к самосовершенствованию у своих учеников. Элементы модуля «Управление и лидерство в обучении» использовались мною на уроках в виде разных типов взаимодействия: «Учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – группа учащихся», «ученик – аудитория» (диалоговое обучение). Воспитание у учащихся лидерских и организаторских качеств активизировало самоконтроль, усиливало ответственность за себя и других, помогало самовыражению и реализации, придавало уверенности. Дети-лидеры становились моей опорой при подготовке к урокам и во время их проведения. Проявлялись элементы лидерства и в консультациях с коллегами по вопросам рациональной организации и планирования учебных занятий. Выводы, которые я могу сделать по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения, следующие: использование элементов всех семи модулей разнообразило приемы и методы, используемые на уроках, позволило раскрыть способности учащихся и повысить интерес к предметам. Атмосфера в классах стала более благоприятной для сотрудничества и развития детей. Стиль общения изменился в сторону более демократичного и открытого. Не могу сказать, что мои убеждения изменились кардинальным образом, многие инструменты и стратегии новых технологий применялись и ранее, однако без четкой последовательности и системы. Считаю необходимым и в дальнейшем продолжать работу по совершенствованию собственной практики с учетом полученных знаний, активно сотрудничать с коллегами-единомышленниками, заниматься самообразованием. Я уверена в том, что невозможно, узнав что-то новое, сразу отказаться от прежних достижений, перечеркнуть предыдущий опыт, сославшись на то, что все новое хорошо, а старое уже не нужно и устарело. По моему мнению, наилучшего результата в обучении можно добиться, лишь совместив все лучшее из того, что уже применялось ранее и применяется сейчас, будет разрабатываться в будущем. Список использованной литературы 1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень, 2012. 2. http://www.psy-files.ru/bibl/misc/944-dialogovye-tehnologii-obucheniya-dto.html 3. http://www.school2100.ru/upload/iblock/a26/a262e7d42e5418cb95e41b2ad45cc53c.pdf 4. http://festival.1september.ru/articles/611365/ 5. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b0249f9-5dfe-4557-9e08-213d30ba8e18/Evaluation.html 6. http://festival.1september.ru/articles/593595/ 7. http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/103-educational-psychology/1623 8. http://www.dissercat.com/content/liderstvo-v-obrazovanii-sotsiologicheskii-analiz#ixzz2CfJcpkuh | |
Просмотров: 6335 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|