Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения
Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения учителя истории и обществознания Астраханской средней школы № 2 Березиной Нины Петровны
Я, Березина Н.П., учитель истории и обществознания Астраханской средней школы № 2. Школа с русским языком обучения, на данный момент в ней обучается более шестисот учащихся, тридцать один класс-комплект. После прохождения курсов повышения квалификации третьего (базового) уровня для применения полученных знаний на практике мной были выбраны десятый и одиннадцатый классы.
Следующим шагом в работе были составление и разработка календарного и поурочного планирования по всемирной истории, обществознанию и истории Казахстана, в которых необходимо было предусмотреть использование элементов всех семи модулей Программы для достижения главной цели. На мой взгляд, это формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной, парной и групповой работы, развитие навыков критического мышления и умения аргументировать точку зрения, независимости в обучении и активной гражданской позиции, так необходимых для жизни в современном обществе.
Этому и должны были способствовать такие элементы диалогового обучения, как различные типы взаимодействия («Учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – аудитория» и «ученик – группа учащихся») и уровни диалога (личностный, межличностный и «мультидиалог»), активные формы работы (индивидуальная, парная, групповая). Диалог на уроках способствовал созданию особой коммуникативной атмосферы, которая помогала учащимся развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, воспитывала чувства взаимопонимания, взаимоуважения и сопереживания, ответственность. Усвоение нового материала при этом происходило, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагивались личностные смыслы [2], дети воспринимали и оценивали все происходящее с позиций практической значимости и актуальности.
Кроме групповой работы на уроках осуществлялась и работа в парах, сформированных учащимися произвольно и по усмотрению учителя. Индивидуальная работа также способствовала развитию самоконтроля и самооценки, воспитывала чувство ответственности и умение принимать решения. Учащиеся обучались тому, как учиться, т.е. овладевали навыками саморегулирования, самостоятельно определяя проблемы и цели, выбирая стратегии для их решения и достижения [1]. Не могу сказать, что элементы диалогового обучения не применялись мною ранее, они использовались эпизодически, при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий, не было лишь системы и преемственности. Возможно, это и стало причиной трудностей, возникших при внедрении активных форм работы. Школьники продолжали работать самостоятельно, не обсуждая свои идеи, или же каждый настаивал на своем, не стремясь к компромиссу. Ограниченный словарный запас учащихся и недостаточные навыки аргументации точки зрения мешали проведению дебатов и исследовательской беседы, отрицательно влияли на результативность уроков и затрудняли усвоение темы. Положительными результатами были: повышение интереса учащихся к предметам, вовлечение в работу большей части класса, «раскрытие» слабоуспевающих учеников.
Использование в практике элементов критического мышления: «проблемных» и «закрытых» вопросов, составление кластера и анаграммы, стратегии «шесть шляп» и ранжирования по степени важности, анализа текста и визуализации проблем позволило мне активизировать способности учащихся оценивать, анализировать, размышлять и высказывать свою точку зрения, творчески подходить к выполнению задания и делать выводы. Критическое мышление, или «мышление о мышлении» [1], позволяет развивать разные виды памяти (слуховую, зрительную, моторную), мышление, внимание, восприятие. Все направлено на удовлетворение потребностей в безопасности, уважении, самоактуализации, самоутверждении, общении, игре, в познании, творчестве. Оно способствует развитию активного словарного запаса, устной и письменной речи [3], при обязательном условии: ученик должен самостоятельно организовать свою деятельность и самообразование, он должен стать независимым от окружающих людей и обстоятельств. Применение инструментов критического мышления невозможно без взаимосвязи с диалоговым обучением, саморегулированием, использованием ИКТ и различными способами и видами оценивания. Трудности, возникшие в ходе моего преподавания, могу определить следующим образом: неспособность отдельных учащихся работать с большим объемом информации, несформированные навыки нестандартного, творческого подхода к выполнению заданий, проблемы с хронометражем заданий и оцениванием работы всех участников группы, неумение выразить собственное мнение и отстаивать точку зрения. Положительными результатами могу считать повышение интереса к предметам, уроки всемирной истории, обществознания и истории Казахстана стали более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ученикам понравилось работать в группах и парах, участвовать в различных тренингах и выполнять разноуровневые задания, составлять и защищать кластеры. Все происходившее дети воспринимали как увлекательную игру и охотно участвовали в выполнении заданий. На мой взгляд, в этом есть и недостаток – в большинстве случаев не было глубокого и вдумчивого отношения, а, значит, и прочного усвоения знаний.
Использование информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с их помощью учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты. Это значительно экономит время и усилия, потраченные учителем и учащимися, позволяет стимулировать и развивать познавательный интерес школьников, формировать у них навыки работы с информацией, т.е. цифровую компетентность [4]. Модуль «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и преподавании» был представлен на моих уроках в форме работы с интерактивной доской, выступавшей в качестве транслятора, или средства для демонстрации презентаций, как составленных мной, так и подготовленных учениками, а также позитивных роликов, разнообразных заданий. Применение ИКТ на уроках позволило сделать обучение через визуализацию более эффективным, способствовало созданию благоприятной, доброжелательной и непринужденной атмосферы. К сожалению, из-за ограниченного доступа к кабинету с интерактивным оборудованием, использование информационных технологий на уроках всемирной истории, обществознания и истории Казахстана носило ранее и носит в настоящее время эпизодический характер, что ,несомненно, ограничивает мои возможности и возможности детей.
Элементы модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» я применяла на каждом из проведенных в школе уроков. Оценивание учащихся, включающее оценку «внешнюю» и «внутреннюю», давало возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. Другими словами, реализация системы оценивания должна дать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс. Система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов). Учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Это означает, что должна быть обеспечена полная прозрачность системы оценивания [5]. Для достижения поставленных целей я варьировала следующие формы ОдО (формативного): «Светофор», «Сигналы рукой», «индекс-карточки», «одноминутное эссе» и после определенного этапа урока, и в качестве подведения итогов. Суммативное оценивание, или оценивание обучения, использовалось на уроках как средство обобщения знаний учеников по изученной теме в форме контрольных вопросов двух уровней сложности, тестирования открытого и закрытого типа, письменной работы, экспресс-контроля. Цель оценивания – определение уровня знаний учащихся и степени понимания ими материала, корректировка планирования с учетом возникших трудностей. Кроме того, для оценки групповой работы я применяла и критериальное оценивание, позволившее вовлечь учащихся, подвести их к необходимости продуманных действий, критического мышления и анализа. Трудности были связаны с необъективностью подхода к оценке со стороны школьников, нежеланием, а, зачастую, и неумением выразить свои мысли и отношение к происходящему. Положительным итогом могу считать более ответственное отношение учащихся к подготовке, заинтересованность в оценке и снятие вопросов о причинах выставления той или иной отметки по итогам урока.
Использование элементов модуля «Обучение талантливых и одаренных детей» первоначально предполагало выявление одаренных и способных учащихся через проведение различных практических работ, выполнение заданий повышенной сложности и умения творчески подходить к решению проблем, наблюдение и диагностику с учетом мнения других учеников, учителей-коллег и родителей. Качества, которые отличают эту категорию школьников, следующие: хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, абстрактное и творческое мышление, настойчивость, хорошая память и приоритет нравственных ценностей [6]. Для их дальнейшего развития и проявления целесообразно использовать разнообразные задания и формы работы, привлекать к сотрудничеству. В своей школьной практике я постаралась раскрыть идеи модуля в тесной взаимосвязи с критическим мышлением (открытые и закрытые вопросы, индивидуальные сообщения, выделение и анализ тезисов), групповой работой (взаимообучение, защита кластеров) и в выступлении ученика в качестве учителя. Все это помогло активизировать лидерские и организаторские способности детей, усилить их ответственность за себя, свою работу и участников группы. Задачами на будущее считаю активное сотрудничество с коллегами и совместную работу по выявлению и раскрытию одаренных детей, воспитание в них чувства уверенности и целеустремленности, стремления к взаимодействию с окружающими.
Разработка уроков в течение всего времени работы, постановка целей и подбор заданий для учащихся осуществлялись в соответствии с возрастными особенностями детей. Ученики десятого и одиннадцатого классов – подростки 15 - 17 лет, в этом возрасте они энергичны, общительны и уверены в себе, больше интересуются другими людьми. В то же время они ранимы и восприимчивы к внешним влияниям, эмоциональны, стремятся к независимости, свободе от контроля со стороны взрослых. Подобные контрасты проявляются в поведении школьников, их отношении к учебе, общении с другими людьми. Это одновременно затрудняет процесс обучения и раскрывает возможности для дальнейшего развития и роста личности ученика [7]. Результатом было создание благоприятного микроклимата в классе, непринужденной и доброжелательной атмосферы, а также все это способствовало эффективной работе на уроках и достижению поставленных целей с учетом возможностей учащихся.
Лидерство в современном обществе определяется не просто высоким уровнем индивидуального развития, организаторскими качествами, но и способностью генерировать новые идеи, подходы, создавать новые технологии, способностью актуализировать внутренний потенциал последователей, инициировать саморазвитие их личностей [8]. Лидером в современной школе, без сомнений, является учитель, одновременно выступая в роли руководителя, организатора и консультанта, он учит и учится, совершенствуется и воспитывает стремление к самосовершенствованию у своих учеников. Элементы модуля «Управление и лидерство в обучении» использовались мною на уроках в виде разных типов взаимодействия: «Учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – группа учащихся», «ученик – аудитория» (диалоговое обучение). Воспитание у учащихся лидерских и организаторских качеств активизировало самоконтроль, усиливало ответственность за себя и других, помогало самовыражению и реализации, придавало уверенности. Дети-лидеры становились моей опорой при подготовке к урокам и во время их проведения. Проявлялись элементы лидерства и в консультациях с коллегами по вопросам рациональной организации и планирования учебных занятий.
Выводы, которые я могу сделать по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения, следующие: использование элементов всех семи модулей разнообразило приемы и методы, используемые на уроках, позволило раскрыть способности учащихся и повысить интерес к предметам. Атмосфера в классах стала более благоприятной для сотрудничества и развития детей. Стиль общения изменился в сторону более демократичного и открытого. Не могу сказать, что мои убеждения изменились кардинальным образом, многие инструменты и стратегии новых технологий применялись и ранее, однако без четкой последовательности и системы. Считаю необходимым и в дальнейшем продолжать работу по совершенствованию собственной практики с учетом полученных знаний, активно сотрудничать с коллегами-единомышленниками, заниматься самообразованием.
Я уверена в том, что невозможно, узнав что-то новое, сразу отказаться от прежних достижений, перечеркнуть предыдущий опыт, сославшись на то, что все новое хорошо, а старое уже не нужно и устарело. По моему мнению, наилучшего результата в обучении можно добиться, лишь совместив все лучшее из того, что уже применялось ранее и применяется сейчас, будет разрабатываться в будущем.
Список использованной литературы
1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень, 2012.
2. http://www.psy-files.ru/bibl/misc/944-dialogovye-tehnologii-obucheniya-dto.html
3. http://www.school2100.ru/upload/iblock/a26/a262e7d42e5418cb95e41b2ad45cc53c.pdf
4. http://festival.1september.ru/articles/611365/
5. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b0249f9-5dfe-4557-9e08-213d30ba8e18/Evaluation.html
6. http://festival.1september.ru/articles/593595/
7. http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/103-educational-psychology/1623
8. http://www.dissercat.com/content/liderstvo-v-obrazovanii-sotsiologicheskii-analiz#ixzz2CfJcpkuh
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: NinaBerezina (2014-03-24) | Автор: Рефлексивный отчет
Просмотров: 6335 | Теги: внедрение в практику элементов семи, Рефлексивный отчет | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru