Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
В современной системе преподавания и обучения рассматривается вопрос о том, как дети становятся активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» и самосознание, или «обучение тому, как обучаться» служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей.». Движущей силой «обучения обучению» является самопознание, т.е. способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. А значит, чтобы учебный процесс был эффективен, должны соблюдаться ключевые факторы: 1) понимание детьми процесса обучения; 2) понимание того, чему обучать; 3) представление о том, как структурировать учебный процесс; и 4) как оценить результативность обучения.(критерии эффективности) Суть компетентностного образования кратко и ёмко можно выразить изречением Эммануила Канта «учить не мыслям, а мыслить». И учить мыслить, и видеть как мыслит ученик - сложная задача для учителя. Мы привыкли видеть готовый ответ ученика – верхушку айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика – то как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает.(психологические основы процесса самообучения) Сокрыто от нас, учителей, то, что называется «самопознание – осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления». Обучение тому, как учиться, также подразумевает саморегуляцию ученика, которая напрямую связана с метапознанием и тоже, на первый взгляд, не видна. Саморегуляция – это то, какое направление, стратегию выбирает ученик, исходя из собственного самопознания (понимания своего уровня знаний). 4 Выделяют следующие элементы саморегуляции: Самонаправленность в процессе работы над заданиями Самостоятельное определение проблемы и цели Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблемы. Указанными выше установками саморегуляции определяется компетентностный подход в обучении. Лично для себя я определила одним из средств реализации на практике компетентностного подхода использование в качестве основы при составлении учебных заданий к уроку таксономию Блума. Выполняя эти задания от простого к сложному ученик проявляет самопознание( то есть может определить свой уровень знаний и оценить свою работу). Далее, исходя из своей отправной точки, ученик может проявить саморегуляцию, то есть спланировать или выбрать стратегию своего образования ( например, наметить, как выполнить шестой уровень таксономии). Через какие задания можно проследить это? Приведу несколько примеров из собственной практики(слайд с фото) 1)Это задания на знание, понимание и применение. Например: дается задание 1) 1)Берілген сөздерді қатыстырып, сөйлемдерді қайта құрастыр. Табиғатқа, біздің, оқушылары, сыныптың, шықты. Демалдым, таза ауамен, мен. Жақсы, бүгін, ауа райы. 2)Оқулық 134 бет,1-тапсырма. «Көктемгі жұмыс» Мәтіндегі етістіктерді шақтардың 3 түріне түрлендір. Нақ осы шақ Жедел өткен шақ Ауыспалы келер шақ келіп тұр келді келеді 3)Сөздердің мағынасына қарай төмендегі жануар иелерін таба білу: Байлық, ақтық, мырзалық, жеңілдік сәндік, ... ... ... ... ... 2) Составить схему «картография» по датам и событиям. 1) «Картография» техникасына біздің республикамыздағы мемлекеттік мерекелерді рет-ретімен сәйкестіріп жаз. Эти задания применяются на этапе анализ - синтез Задания шестого уровня по таксономии Блума - это оценивание ситуации. Оно должно быть аргументированным. Например: 1)Мысалы,сен шетелге бардың. Шетелдіктер сеннен өз елдерін сенің Отаныңмен салыстыруды сұрады. Сен өз еліңнің әсемдігін қалай дәйктейсің. Также шестой уровень предполагает решение практических задач. Например: по теме «Мой Казахстан» дается задание: составить слайд, который отражал бы ответ как можно полнее содержание темы. Представь, что ты президент Казахстана. Ты должен составить словарный план, в котором одним словом будут названы составляющие компоненты государства (символика, валюта, люди, земля, ресурсы) (слайд) Составь краткие пояснения к плану. Таким образом, задания по таксономии Блума помогают ученику поэтапно развить свое мышление. Здесь ярко проявляется и самопознание – осознание своих возможностей и способностей, и регуляция – выбор стратегии для решения задания. I. И следующее направление – это «групповая работа». Во всех заданиях этого направления присутствует самопознание, исходя из той роли, которую берет на себя ученик в группе: делать защиту проекта, писать и искать информацию, дополнять и т.д. Приемов множество. Например: «найди себе группу» по картинке на обобщающем уроке по любой теме. Ученики вытягивают картинку, и отвечают: что это и к какой теме раздела относится. Так формируются группы по отдельным темам. Наиболее часто используемые приемы: составление логической цепочки, коллажа, опорной схемы. Эти приемы можно использовать в дифференцированных группах. В зависимости от уровня группы соответствующее задание (проще или сложнее). Все задания можно давать сначала для индивидуального выполнения, затем в парах и в группах. Сообща решить проблему легче, поэтому надо создавать «подмостки» в виде помощи одноклассников либо дается алгоритм действий. В заключении хотелось бы сказать о том, что дает развитие самопознания и саморегуляции ученикам и учителю: (слайд) Возможность выявить собственные барьеры Учит учиться Создает конструктивный диалог в группе Улучшает обратную связь Дает качественное оценивание результатов успеваемости и уровня понимания Позволяет использовать в полной мере опыт учеников Принимает во внимание мнение учащихся Личностный результаты применения модуля «развитие самопознания и саморегуляции»: o Активность всех учеников на уроке o Качество усвоения материала выше (нет оценки «3») o Высокий уровень самостоятельности, так как уровень осознанности действий становится выше. | |
Просмотров: 1418 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|