Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Реализация компетентностного подхода на уроках казахского языка
В современной системе преподавания и обучения рассматривается вопрос о том, как дети становятся активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» и самосознание, или «обучение тому, как обучаться» служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей.». Движущей силой «обучения обучению» является самопознание, т.е. способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. А значит, чтобы учебный процесс был эффективен, должны соблюдаться ключевые факторы: 1) понимание детьми процесса обучения; 2) понимание того, чему обучать; 3) представление о том, как структурировать учебный процесс; и 4) как оценить результативность обучения.(критерии эффективности)
Суть компетентностного образования кратко и ёмко можно выразить изречением Эммануила Канта «учить не мыслям, а мыслить». И учить мыслить, и видеть как мыслит ученик - сложная задача для учителя. Мы привыкли видеть готовый ответ ученика – верхушку айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика – то как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает.(психологические основы процесса самообучения) Сокрыто от нас, учителей, то, что называется «самопознание – осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления».
Обучение тому, как учиться, также подразумевает саморегуляцию ученика, которая напрямую связана с метапознанием и тоже, на первый взгляд, не видна. Саморегуляция – это то, какое направление, стратегию выбирает ученик, исходя из собственного самопознания (понимания своего уровня знаний).
4 Выделяют следующие элементы саморегуляции:
 Самонаправленность в процессе работы над заданиями
 Самостоятельное определение проблемы и цели
 Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблемы.
Указанными выше установками саморегуляции определяется компетентностный подход в обучении.
Лично для себя я определила одним из средств реализации на практике компетентностного подхода использование в качестве основы при составлении учебных заданий к уроку таксономию Блума.
Выполняя эти задания от простого к сложному ученик проявляет самопознание( то есть может определить свой уровень знаний и оценить свою работу). Далее, исходя из своей отправной точки, ученик может проявить саморегуляцию, то есть спланировать или выбрать стратегию своего образования ( например, наметить, как выполнить шестой уровень таксономии). Через какие задания можно проследить это? Приведу несколько примеров из собственной практики(слайд с фото)
1)Это задания на знание, понимание и применение.
Например: дается задание 1) 1)Берілген сөздерді қатыстырып, сөйлемдерді қайта құрастыр.
Табиғатқа, біздің, оқушылары, сыныптың, шықты. Демалдым, таза ауамен, мен. Жақсы, бүгін, ауа райы.

2)Оқулық 134 бет,1-тапсырма. «Көктемгі жұмыс»
Мәтіндегі етістіктерді шақтардың 3 түріне түрлендір.
Нақ осы шақ Жедел өткен шақ Ауыспалы келер шақ
келіп тұр келді келеді

3)Сөздердің мағынасына қарай төмендегі жануар иелерін таба білу:
Байлық, ақтық, мырзалық, жеңілдік сәндік,
... ... ... ... ...
2) Составить схему «картография» по датам и событиям.
1) «Картография» техникасына біздің республикамыздағы мемлекеттік мерекелерді рет-ретімен сәйкестіріп жаз.

Эти задания применяются на этапе анализ - синтез
Задания шестого уровня по таксономии Блума - это оценивание ситуации. Оно должно быть аргументированным. Например:
1)Мысалы,сен шетелге бардың. Шетелдіктер сеннен өз елдерін сенің Отаныңмен салыстыруды сұрады. Сен өз еліңнің әсемдігін қалай дәйктейсің.
Также шестой уровень предполагает решение практических задач. Например: по теме «Мой Казахстан» дается задание: составить слайд, который отражал бы ответ как можно полнее содержание темы. Представь, что ты президент Казахстана. Ты должен составить словарный план, в котором одним словом будут названы составляющие компоненты государства (символика, валюта, люди, земля, ресурсы) (слайд) Составь краткие пояснения к плану. Таким образом, задания по таксономии Блума помогают ученику поэтапно развить свое мышление. Здесь ярко проявляется и самопознание – осознание своих возможностей и способностей, и регуляция – выбор стратегии для решения задания.
I. И следующее направление – это «групповая работа».
Во всех заданиях этого направления присутствует самопознание, исходя из той роли, которую берет на себя ученик в группе: делать защиту проекта, писать и искать информацию, дополнять и т.д. Приемов множество. Например: «найди себе группу» по картинке на обобщающем уроке по любой теме. Ученики вытягивают картинку, и отвечают: что это и к какой теме раздела относится. Так формируются группы по отдельным темам.
Наиболее часто используемые приемы: составление логической цепочки, коллажа, опорной схемы. Эти приемы можно использовать в дифференцированных группах. В зависимости от уровня группы соответствующее задание (проще или сложнее).
Все задания можно давать сначала для индивидуального выполнения, затем в парах и в группах. Сообща решить проблему легче, поэтому надо создавать «подмостки» в виде помощи одноклассников либо дается алгоритм действий.
В заключении хотелось бы сказать о том, что дает развитие самопознания и саморегуляции ученикам и учителю: (слайд)
 Возможность выявить собственные барьеры
 Учит учиться
 Создает конструктивный диалог в группе
 Улучшает обратную связь
 Дает качественное оценивание результатов успеваемости и уровня понимания
 Позволяет использовать в полной мере опыт учеников
 Принимает во внимание мнение учащихся
Личностный результаты применения модуля «развитие самопознания и саморегуляции»:
o Активность всех учеников на уроке
o Качество усвоения материала выше (нет оценки «3»)
o Высокий уровень самостоятельности, так как уровень осознанности действий становится выше.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Erkusha (2014-05-04) E
Просмотров: 1418 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-01-09, 10:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru