В современном стремительно меняющемся мире у детей необходимо развивать исследовательские качества, которые рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, профессионализма и компетентности в любой сфере деятельности. В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предмета истории. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика. Каждый учебный год я организую исследовательскую практику по предмету, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности по обществознанию я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять важное, обоснованно анализировать и критически оценивать, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. Учебное исследование по предмету разворачивалось как дополнительная работа во внеурочное время. С каждым учеником (среди старшеклассников в работу включилось 15 человек) выстраивались основные этапы работы, которые заключались в следующем: актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования); определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые мы хотели бы найти); выбор темы исследования (обозначение границ исследования, изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках); определение последовательности проведения исследования; анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы); подготовка презентации (защита результатов перед сверстниками, ответы на вопросы). В процессе разработки тем основными направлениями использования возможностей ИКТ стали: Прежде всего, ресурсы сети Интернет, где учащиеся получили возможность поиска необходимой информации, а затем ее использование в работах, например, в работе ученицы А.Васиной: “Глобальные проблемы современности”. Наиболее эффективно осуществлялась обработка текстов, записей, числовой и графической информации, например, в работе ученика 11 класса Зиновьева А “Демографическая политика Казахстана”. При презентации некоторые работы сопровождались звуковым сопровождением, фото-видеомонтажом, например, работа ученицы 11 класса Фиалко А. “Смысл бытия человека”. Компьютерные технологии позволяют сделать презентацию яркой и запоминающейся, что привлекает внимание других учащихся работать в данном направлении. Наиболее яркой работой получилась у учащейся 11 класса Е.Гойденко “Национальная культура: особенности, тенденции, проблемы”. Знакомясь с различными аспектами ИКТ, главное - рациональное использование компьютера. Встает также необходимость формирования новой информационной культуры. Последним этапом нашей работы была защита собственных работ. Это обязательное условие, т.к. во время защиты видны собственные результаты, без нее исследование не может считаться завершенным. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения. Желательно, проводить защиту работ по мере их готовности. Для оценки результатов необходимо привлекать старшеклассников, учителей, можно приглашать и родителей. По итогам защиты необходимо поощрять как авторов работ, так и тех, кто задавал интересные вопросы.
|