Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Школьный научный проект: теория и практика руководства
Тимофеева Инна Михайловна, учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категоря, ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Павлодара», город Павлодар
Статья
Школьный научный проект: теория и практика руководства
Аннотация
В статье рассматривается проблема написания научных проектов по русскому языку и литературе с учащимися 5-11 классов. Раскрывается роль учителя в процессе работы с учащимися над написанием школьных проектов, где педагог выступает как научный руководитель, помощник, цензор. Включение в исследовательскую работу учащихся в процесс обучения в школе позволяет привнести не только индивидуализацию и дифференциацию образования, но и стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика.
Abstract
The problem of writing research projects on Russian language and literature with students grades 5-11is considered in this article. It reveals the role of the teacher in the process of working with students on writing school projects where the teacher acts as a supervisor, the assistant censor. It shows how inclusion in research work of students in the learning process at school not only allows you to bring individualization and differentiation of education, but also it becomes a means to identify individual educational route, taking into account the interests and abilities of the student .

Ключевыми компетенциями, определяющими современное качество содержания образования, являются целостная система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. В этих условиях важным фактором формирования образовательной среды, обеспечивающей современное качество образования, является включение исследовательской деятельности учащихся в практику обучения. Работа над научными проектами в школе рассматривалась многими педагогами.
Наша задача – рассмотреть эту проблему в рамках написания научных проектов по русскому языку и литературе с учащимися 5-11 классов. Необходимо проследить роль учителя в процессе работы с учащимися над написанием школьных проектов.
Организация исследовательской деятельности учащихся – это творческий, педагогический и управленческий процесс подготовки, методического и ресурсного обеспечения проведения учениками научных исследований и реализации их результатов, а также – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей, создание научных работ, и проектов.
Проблемой привлечения учащихся к научной работе занимались многие педагоги. Они доказали важность и необходимость в условиях современного образования развития у учащихся исследовательских способностей. Основной целью работы над научными проектами является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников.
Значительная роль в подготовке и написании научных проектов в школе отводится учителю. Педагог выступает как научный руководитель, помощник, цензор. Он может разглядеть среди учащихся одаренных, заинтересованных ребят, помогает с выбором темы, планом работы над проектом, учит и направляет в процессе всей работы. Учитель к работе над научным проектом привлекает библиотекаря школы. Библиотекарь и учитель - координаторы и коллеги, вместе они прививают навыки и умения исследовательской, информационной, библиографической работы.
В свою очередь ученик определяет тему, которая его интересует, ставит перед собой цель и задачи исследования.
Руководитель научного общества учащихся (НОУ) помогает учащимся совместно с закрепленными за ними педагогами организовать научно-исследовательскую работу.
Таким образом, непременным условием всякой научной работы является ясность цели, четкость постановки задачи, ясное представление о том, что требуется выяснить. Данное условие возможно лишь при взаимодействии и слаженной работе всех участников НОУ.
В нашей школе создано и уже несколько лет функционирует научное общество учащихся. Научное общество учащихся является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных технологий [1, С.7]. В обязанности руководителя научно-исследовательской работой (учителя) учащихся входит:
• выбор темы научно – исследовательской работы при участии и одобрении ее исполнителями;
• составление рабочей программы;
• текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, постоянное консультирование учащихся и контроль за продвижением работы;
• методическая и организационно- техническая помощь в составлении отчетов, изготовление опытных образцов и наглядных пособий;
• применение результатов исследования в работе при проведении классных и внеклассных мероприятий;
• методическая помощь учащимся при их подготовке к участию в городской защите научных проектов, олимпиадах и конкурсах творчества;
• оказание практической помощи учащимся в публикации результатов выполненных исследований и дальнейшей научной деятельности.
Учитель добивается, чтобы школьники думали о конкретной пользе, которую могут принести результаты их исследования. Оценивая практическую значимость и актуальность работы, следует учесть, что в настоящее время все больше внимания уделяется развитию у учащихся исследовательских навыков, умения быть востребованным в современном мире. Залогом успеха всегда является увлеченность темой. В число стимулов для научной работы входят стимулы успеха и престижа. Получить признание, занять место на городском конкурсе научных проектов очень важно. Но эти стимулы таят в себе большие опасности для общества, для науки, для самого исследователя. Учитель, имеющий диплом педагогического института, но равнодушный к своему делу, к процессу школьной жизни, не заинтересованный в постоянном расширении своих знаний, в своей специальности, может и у учеников вызвать такое же равнодушие, отбить охоту к занятиям и чтению и принесет школе и детям не пользу, а вред [2, С. 66].
От учителя как руководителя школьного проекта требуется тщательное продумывание всех этапов работы [3].
1. На первом, организационно-подготовительном этапе выявляются учащиеся, желающие работать в предложенном формате. Учитель выполняет ведущую роль, в процессе индивидуальной работы с учениками он должен не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.
2. Выбор темы должен отвечать интересам учащихся, а по объему и сложности соответствовать их возможностям и способностям.
3. Программа написания научного проекта учащегося выполняется по утвержденному плану работы, в указанные в нем сроки при помощи и контроле учителя. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понимал конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (выступления на уроках и во внеурочных мероприятиях, участие в научных конференциях разного ранга).
Нередко в ходе написания исследовательских работ возникает ситуация, когда предлагаемая тема работы находится на стыке нескольких дисциплин и требует консультативной помощи представителя высшей школы [4]. Конечно, учителя, сотрудничающие с детьми в области научных исследований, очень грамотные, творческие, нестандартно мыслящие люди. Но приглашение к сотрудничеству представителей вузов повышает уровень исследовательских работ, приближает деятельность учащихся к подлинно научным разработкам.
Залогом успеха в написании творческих проектов является то, насколько ученик владеет приемами поиска информации и насколько он владеет навыками работы с компьютером.
4. Важным этапом исследовательской работы учащихся является экспертиза творческих проектов (рецензирование). Рецензенты и оппоненты дают предварительную оценку проделанной работе, выявляют слабые стороны исследования, оказывают помощь в решении возникших вопросов.
5. Апробация результатов школьного научного проекта осуществляется учащимся при методической помощи учителя посредством соответствующих их докладов в классе, на защите научных проектов в школе, выставках, конкурсах творчества учащихся.
6. Выступление с результатами научного проекта на городском уровне, публикация в школьной и другой печати (на сайтах интернета), как самостоятельно, так и совместно с руководителем.
По опыту своей работы можно сделать вывод, что учащиеся хотят заниматься исследовательской деятельностью и добиваться успехов не только для получения призовых мест, но и для личностного роста.
Так, мои ученики защищали научные проекты по литературе на городском конкурсе школьных научных проектов и стали призерами.
Ф.И.О. Название работы Результат

Крушинский Иван Мои рассказы: «По тропинкам лета» 2 место
Глотова София «Баба Яга: ведьма или богиня?» 3 место

Крушинский Иван при написании научного проекта изучил творчество писателей-натуралистов и создал свою книгу «По тропинкам лета», в которой собрал 11 рассказов о природе. Увиденное глазами ребенка и описанное детским языком позволило детям его возраста больше узнать о природе родного края и посмотреть на окружающее и привычное новым взглядом.
Глотова София в своей работе искала ответ на вопрос: «Баба Яга: ведьма или богиня?», при этом изучила различные литературные источники – устное народное творчество и авторские сказки, провела комплексный анализ текстов.
Безусловно, работа с данными учащимися велась не один учебный год (3-4 класс). На первом этапе основной целью являлась мотивация родителей учащихся на расширение кругозора детей. Для этого на родительских собраниях демонстрировались работы учеников, мониторинг личностного развития ребенка, а также подчеркивалась значимость научной деятельности в данной возрастной группе. Следующим шагом является привлечение учеников к работе в НОУ, где руководитель совместно с психологом диагностирует учащихся. Результаты диагностики помогают определить направление в работе и предмет. Например, Крушинский Иван выполнял летнее задание по познанию мира, в рамках которого необходимо было вести дневник наблюдений. При проверке летнего задания учитель отметил его художественную ценность. Небольшие рассказы и фотографии, сделанные учеником, были оригинальными. Ивану было рекомендовано исследовать творчество писателей-натуралистов, поэтов, писавших о природе и подобрать к каждому своему рассказу эпиграф. После чего на заседании НОУ Иван поделился с другими учениками своим увлечением, которое в дальнейшем переросло в научную работу. Результаты диагностики Ивана показали высокие коммуникативные навыки и высокий уровень развития интеллектуальных способностей.
В процессе работы над научными проектами учителя сталкиваются с трудностями в выборе темы, формулировке задач, в неумении на достаточном уровне раскрыть поставленные цели, особенно сложно было реализовать практическую часть и правильно сформулировать выводы.
Опыт детей, имеющих опыт написания научных проектов, показывает, что в этом случае учащиеся хорошо выступают на публике, не боятся аудитории, пишут интересные сочинения и могут подготовить рефераты, имеют навыки работы с различными компьютерными программами, у них высокий уровень информационной культуры (работа с библиотечными каталогами, интернет-источниками, умение выбрать нужную информацию из книги и пр.)
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в школе позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика.

Литература
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М., 2001. - С.7
2. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1991. - С. 66.
3. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. - М.,1993.
4. Скляной В.И. Деятельность творческих групп учителей как фактор оптимизации методической работы в школе. - М.,1990
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: inna-ti (2014-05-17) | Автор: Инна E
Просмотров: 1105 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru