Бекниязова Симбат Туркибаевна, учитель ССШ№2 гор. Актобе Сегодня перед школой ставятся задачи, которые необходимы для прогрессивного развития общества. Всю ответственность за их достижение возлагают на учителей, не всегда обеспечивая их необходимым педагогическим инструментарием. Да, современная школа не всегда обеспечена компьютерными классами для всех предметов, не хвататет хороших учебников, но нам приходится приспосабливаться и решать поставленные обществом задачи. Меня ,как учителя с большим стажем, до сих пор интересует ,как организовать учебную деятельность ,состоящую из цепи самостоятельно пройденных школьником шести этапов:цель-мотив –действие –средство -результат-оценка. Для этого необходимо личностное включение школьника в учебно-воспитательный процесс. При изучении личности я учитываю схему «Направленность личности» 1.интересы и склонности 2.отношение к учению и труду 3.отношение к одноклассникам 4.психологические особенности. Педагогу просто необходимо знать ,с какими детьми он работает .Поэтому я начинаю работу по изучению личности в сентябре с беседы с классным руководителем. В беседе с коллегой я узнаю основные условия проживания школьника ,его внутрисемейные отношения ,его отношения с коллективом, характер, темперамент, особенности личности детей. Уроки позволяют мне изучить профориентационную направленность личности. И применяю я важнейший метод педагогического исследования -наблюдение. Наблюдение за ходом деятельности ученика на уроке и перемене дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях наклонностей личности и общей направленности личности ученика в целом. Учитывая, какова направленность личности общественная, личная или деловая я стараюсь давать групповые или индивидуальные виды заданий на уроке .Думаю ,что неосмотрительно считать метод наблюдений утратившим свои возможности в современных условиях школы .Он и сейчас помогает вдумчивому учителю из естественного хода процессов извлекать важные обобщения. Именно наблюдение дает мне возможность сбора фактов в их живой взаимосвязи, интересно прослеживать сам процесс становления и развития интересов у отдельных учащихся и в целом коллективе .В своих наблюдениях я фиксирую не только учебную деятельность и своеобразную мимику детей: широко раскрытые глаза, улыбку, сдвинутые брови и другие. Все эти внешние проявления чувственных и чувственно-мыслительных процессов многое говорят учителю. Ведь не только количество поднятых рук, но и поза ,выражение лица-все это говорит о переживаниях ребенка на уроке. Считаю очень важным учитывать эмоциональное настроение учащихся.Может быть меньше стало бы депрессий, конфликтых ситуаций у детей, если бы мы ,учителя ,побольше наблюдали за детьми и своевременно замечали изменения в наших учениках. Сегодня получили широкое распространение и такой инструментарий, как анкетирование. В анкетировании есть положительная сторона-получение массового материала, на основе которого можно выявить различные критерии. Я вижу ,что детей интересует, какие виды работ вызывают особый интерес ,а какие -нет. Метод экспериментальных заданий получил широкое применение в на моих уроках казахского языка и литературы. При помощи специальных экспериментальных заданий, при решении которых можно было использовать не один, а несколько способов, мне удается стимулировать познавательный интерес к моим урокам и изучать личность учащихся. Я согласна с педагогом С.Л.Рубинштейном, что направленность личности ,а именно -мотивы, интересы, потребности, стремления ,идеи и убеждения, определяют жизненную позицию и оказывают влияние на направленность различной деятельности школьника: познавательной, трудовой, эстетической, спортивной и иной. Поэтому требование изучения личности каждого ученика является необходимым условием применения личностно- ориентированных педагогических технологий .
|