Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Обучаясь, ребенок получает знания, информацию, но не получает важнейшего умения свободно оперировать этой информацией, работать в команде, вести переговоры. Обучение – это постоянный диалог – с учителем, с другими учениками, поэтому в школе новой формации, работающей с использованием новых подходов в обучении, появляется эта возможность – развивать свою речь, самостоятельно добывать знания, работать в парах или группах, а, следовательно, умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Основной целью современной школы является: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве, создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся. Этой цели можно добиться с помощью внедрения в учебный процесс новых подходов в образовании. Есть большая пропасть между приобретением знаний и тем, чтобы эти знания действительно стали частью личности ребенка и применялись на практике. Мы, учителя, постоянно должны работать над этим. В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, школ, направлений, чтобы не тратить время на "открытие" уже известного. Конечно традиционный педагогический опыт - наше богатство, к которому надо относиться с уважением и максимально использовать, но и новые идеи, подходы к обучению детей заслуживают внимания, их необходимо изучать современному педагогу и, отобрав наиболее подходящие, наиболее целесообразные с точки зрения конкретного педагога, применять для совершенствования учебного процесса. Считаю, необходимо разумное сочетание традиционных подходов и новых идей. Ведь традиционные методы обучения разрабатывались в свое время наиболее опытными педагогами, формировались в результате длительной практики обучения. Только комбинируя различные методы (традиционные и новые) можно добиться, на мой взгляд, серьезных успехов в своей работе. А для этого надо отчетливо представлять себе достоинства и недостатки каждого метода, условия его применимости, учитывать возможности для использования того или иного передового опыта. Именно то, что мы изучали такие возможности на первом этапе курсов, и помогло спланировать уроки во время практики с учетом идей всех семи модулей Программы, то есть на более высоком методическом уровне. Серию своих уроков я начала с обобщающего урока по теме «Степень с рациональным и иррациональным показателем». При актуализации знаний учащимся было предложено ответить на проблемный вопрос, разрешить противоречие между двумя формулами. После этого учащимся было предложено составить «толстые» и «тонкие» вопросы (вопросы высокого и низкого порядка). Ребята работали в группах, что способствовало их диалоговому обучению. Здесь я опиралась на высказывание Александера (2008), что разговор между учащимися является важнейшим средством обеспечения вовлеченности учащегося в деятельность и способствует развитию их понимания. Следующим этапом урока, было выполнение практических заданий. Каждая группа получила карточку с заданиями. Учащиеся распределили между собой обязанности по составлению развернутого теоретического конспекта на уроке. После защиты учащимся было предложено составить синквейн по теме урока для развития их способности синтезировать имеющуюся информацию и представления её в заданном виде. При подведении итогов урока я попросила учащихся написать «телеграмму учителю»: закончить одно из десяти предложений, отражающих их состояние по окончании урока. В основном все отзывы были восторженными. При планировании урока я постаралась использовать ИКТ (ведь лучше один раз увидеть,чем сто раз услышать), обучение критическому мышлению (написание синвейна), работу в группах, где учащиеся были заняты совместной работой (свойство зоны ближайшего развития (Мерсер и Фишер (1993)) – позволяет учащимся выполнять задания, которые они самостоятельно не смогли бы выполнить). Я так же согласна с высказыванием Мерсера (2005), что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Мое мнение об уроке: цели и задачи в целом были достигнуты, на некоторых этапах наблюдалась скованность, растерянность, но я считаю, что это нормально, ведь для учащихся было необычно то, что они совсем по-новому были вовлечены в процесс обучения. Второй урок серии – урок изучения нового материала по теме «Преобразование иррациональных выражений». Планируя урока, я решила использовать методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, такие как «Инсёрт», ЖИГСО и «Ромашка Блума». Поэтому для ознакомления с теорией я предложила учащимся самостоятельно изучить текст учебника, расставляя на полях пометки, отражающие их уровень понимания нового материала. Кроме того я запланировала использование ИКТ на этапе побуждения (просмотр позитивного видеоролика), а также для актуализации знаний учащихся. Выставляя оценки за урок, я суммировала свои наблюдения за детьми в ходе групповой работы, результаты проверки таблицы «Инсерт», а также через работу на флипчартах и по результатам практического задания). После этого объяснила им суть теоретической части домашнего задания. Я предложила детям составить вопросы по тексту учебника, но оформить вопросы в форме ромашки Блума. Считаю, что при планировании урока мне необходимо было глубже использовать возможности диалогического обучения, что позволило бы детям ещё полнее раскрыть их скрытые таланты, приобрести глубокие знания, которые пригодятся им при сдаче ЕНТ по математике. Считаю, что урок достиг своих целей. Дети с интересом участвовали в обсуждении теоретического материала, обменивались полученными знаниями. Использование ИКТ для просмотра видеороликов было обоснованным, т.к. настроило учащихся на позитивный лад. Работа в группах, перегруппировка и выступление каждого в роли спикера позволило детям даже с более низким уровнем знаний почувствовать себя в роли учителя, эксперта, что, несомненно, повлияло на повышение их уровня мотивации к обучению. Третий урок серии – это урок отработки знаний, умений и навыков по теме предыдущего урока. При разработке плана этого урока я руководствовалась идеями следующих модулей: - Использование ИКТ в преподавании и обучении – для создания атмосферы сотрудничества и коллаборативной среды, презентации по теме урока - Новые подходы в преподавании и обучении – обучение через диалог - Обучение критическому мышлению – анализ и интерпретация знаний, полученных на предыдущих уроках, рефлексия - Оценивание для обучения и оценивание обучения – суммативное оценивание по результатам работы на флипчартах и участию в групповой работе Первое задание урока – карточки на применение свойств степени с действительным показателем. Детям было предложено не просто выполнить задания на сравнение значений степеней с действительным показателем, но и подписать теорему или следствие к ней, которые должны быть использованы для выполнения задания. Второе задание в группах – создание концепт-карты по теме урока. Дети должны были проанализировать теоретическую информацию, изученную ими на предыдущих уроках и отразить ее на флипчарте, систематизировав ее по каким-либо критериям. Большое значение в диалоге имеет равноправное общение, которое и присутствовало на данном этапе урока. Здесь я опиралась на высказывание Мерсера (2005) который показал, что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме беседы «учитель-ученик», и, таким образом, имеет различные возможности для разработки обоснованных аргументов и опи¬сания наблюдаемых событий. Симметричное взаимодействие и равноправное общение в группах позволило моим детям сравнить различные способы применения изученного материала при решении задач, найти разнообразные методы упрощения выражений. После этого я попросила учащихся найти ошибку, допущенную при выполнении примера на упрощение иррациональных выражений и исправить ее. Дети с интересом выполняли это задание, повторив при поиске и исправлении все свойства степеней. Для подведения итогов урока я предложила учащимся ответить на три вопроса и закончить три предложения: - «Я»: как я работал: допускал ли ошибки? - «Мы»: насколько мне помогали одноклассники, учитель? А я - им? - «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше? - Я ставлю себе за урок оценку… - Мне понравилось на уроке… - Мне не понравилось на уроке... Создание концепт-карты вызвало у детей затруднения, так как им было трудно вспомнить и систематизировать обширный материал. Мне нужно было тщательнее продумать данное задание, предложив сначала детям пример, иллюстрирующий выполнение заданий подобного типа. Считаю, что урок достиг поставленных целей. Дети заинтересованно принимали участие в обсуждении, выполняя задания урока. Поиск ошибок в готовом примере был наиболее насыщенным этапом урока в эмоциональном смысле. Дети с воодушевлением выполняли данное задание, не замечая, что используют те же формулы, которые им было бы трудно выбрать, решая они этот пример с нуля. Положительные отзывы детей на этапе рефлексии еще раз подтверждают обоснованность применения идей Программы на уроках. Четвертый урок серии – обобщающий урок по темам «Свойства корня», «Свойства степени с действительным показателем» и «Преобразование иррациональных выражений». Немного изменив слова великого китайского педагога Конфуция, я сформулировала задачу данного урока следующим образом: «То, что я слышу, я забываю. То, что вижу и слышу, я немного помню. Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я запоминаю. Когда я передаю знания другим, я учусь». Также я сообщила детям, что на этом занятии нам необходимо все знания по теме систематизировать, обобщить, определить их уровень усвоения и при необходимости откорректировать. На всем протяжении урока мои ученики вели записи в листах взаимо- и самооценивания. В данных листах были оценены основные этапы урока, такие как: создание коллажа, выполнение теста, решение задач (поиск ошибок), математический диктант и самостоятельная работа. При проведении урока я использовала идеи следующих модулей программы: 1. новые подходы к обучению (групповая работа), 2. с талантливыми и одаренными (планирование урока), 3. использование ИКТ в процессе преподавания и обучения (просмотр позитивного ролика и презентация к уроку), 4. учет возрастных особенностей учащихся (подбор заданий, соответствующих возрасту детей), 5. обучение критическому мышлению (коллаж, рефлексия), 6. оценивание для обучения и оценивание обучения (оценочные листы, итоговые оценки) 7. управление и лидерство в обучении (изменения, внесенные мною в мою практику) Для подведения итогов урока я провела рефлексию «Пятерочка». Учащимся было предложено на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение: Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно (не понравилось); Средний палец – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения. Считаю, что урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока. Рефлексия показала, что своим продвижением довольны все учащиеся, отметили сотрудничество. Формы организации познавательной деятельности соответствовали содержанию учебного материала и возрастным особенностям учащихся. Вместе с тем следует повысить темп урока, чётко планировать время, продумывать каждый этап урока. Для вовлечения учеников в процесс обучения и содействия к размышлениям, а также для преодоления барьеров в обучении в течение серии последовательных уроков я использовала разнообразные формы работы и подходы в преподавании, как то: • этап побуждения • вовлечение всех учеников в групповую работу • дифференцированные задания • постановка проблемного вопроса • составление вопросов («толстые» и «тонкие» вопросы, ромашка Блума) Для оценивания и корректировки знаний учащихся мною были использованы: • листы взаимооценки • результаты наблюдения за учащимися в течение уроков • результаты работы на флипчартах • результаты практических работ • результаты проверки таблиц Инсерт • самооценка • рефлексия Детям с высоким уровнем мотивации была предоставлена возможность выполнить задания более сложного уровня, а также разработать индивидуальный проект и защитить его. Кроме того, мною был проведен урок, цели и задачи которого разработали двое учениц, Риб Евгения и Ровгейша Виктория. Также ими были продуманы и предложены к проведению несколько этапов урока. Считаю, что серия последовательных уроков, проведенных мною, была успешна, поставленные цели были достигнуты. Даже дети с низкой мотивацией к обучению активно принимали участие в работе, защищали проекты своих групп. Пожелания учащихся по итогам проведенных уроков были следующие: продолжить проведение подобных уроков, т.к. они дают возможность ученикам с разной степенью понимания принимать участие в обсуждении изученного материала, самостоятельном добывании знаний, создании групповых проектов и их защите. Для дальнейшего совершенствования процесса обучения учащихся считаю целесообразным продолжить работу с применением идей всех семи модулей Программы, интегрировать их в планы всех уроков. | |
Просмотров: 1747 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|