Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе Савчук А.А., Россия, г. Челябинск учитель начальных классов МАОУ гимназии № 93 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Целенаправленное планомерное формирование именно познавательных УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса. Это во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько она информативна для управления системой образования. Поэтому одно из требований ФГОС – проведение мониторинга. Он позволяет фиксировать актуальное состояние уровня развития учащихся в целях составления прогноза его дальнейшего развития и обеспечивает функцию управления процессом обучения. Важно отметить, что образовательный мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных действий, как: • целеполагание и определение предмета; • определение состава экспертной группы; • обоснование выборки учащихся; • определение и научное обоснование параметров мониторинга; • разработка инструментария; • разработка критериев оценивания; • составление организационной модели проведения мониторинга; • анализ и интерпретация полученных результатов. Творческая группа учителей под руководством к.пс.н., профессора МГППУ М. Р. Битяновой разработали и апробировали систему диагностических заданий с учётом следующих особенностей: • изучение уровней сформированности ряда учебных действий как универсальных на базе нескольких предметных областей (берутся определённые учебные действия, и смотрятся через несколько предметных областей через одинаковые типажи заданий, что позволяет отследить уровень развития учебных действий через все предметы и увидеть, насколько эти действия сформированы как универсальные); • осуществление системности и преемственности в мониторинговых заданиях на разных этапах обучения (системность и преемственность в мониторинге позволяет увидеть динамику развития данных действий у учащихся на протяжении нескольких лет); • определение роли и места конкретного предмета в развитии познавательных УУД (каждый предмет имеет своё место в формировании того или иного учебного действия, поэтому при анализе мониторинговых исследований необходимо учитывать место каждого предмета в формировании данного действия); • взаимовлияние УУД и ЗУН (практика работы показала, что для объективного оценивания достижений учащихся в учебном процессе важно изучение и уровня сформированности УУД, и степени овладения предметными знаниями, их взаимовлияние); • учет психолого-возрастных особенностей учащихся при разработке инструментария (это позволяет дифференцировать мониторинговые задания под те УУД, которые формируются и развиваются именно в этот возрастной период); • уровневый подход к оценке достижений учащихся (согласно этому подходу за точку отчёта принимается не «идеальный образец», а фиксируется необходимый для продолжения образования опорный уровень учащихся, который в дальнейшем позволяет отследить последующую динамику развития). Мониторинг выполняет следующие функции: • диагностическую (отслеживание уровня развития познавательных УУД как отдельного ученика, так и в целом по классу); • оценочную (оценка эффективности существующих УМК для развития познавательных УУД учащихся и оценка эффективности педагогической деятельности по решению задач развития учащихся). Мониторинг качества обучения на уровне ученика организуется на основе диагностических методов по этапам: 1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс) Стартовая диагностика (предварительный контроль) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании. Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных умений, низкий уровень социального развития указывают на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребенком. В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала. Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия устанавливающие смысл учения. Методика: Беседа о школе (модифицированная методика Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина). 2 этап – входная диагностика (начало учебного года и начало изучения тем) Цель входной диагностики - оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественного усвоения программного материала. Входная диагностика должна проводиться в каждом классе (2 - 4) в начале учебного года (сентябрь). 3 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала) Цель текущей диагностики - систематический анализ процесса формирования планируемых результатов по предмету, стимулирование учебного труда обучающегося. Учитель оценивает надежность сформированности способов действий, выявляет динамику развития учащихся, намечает пути повышения успешности обучения отдельных учащихся. Такой подход к организации контроля учебных достижений обучающихся позволяет учителю оценить эффективность применяемой технологии и методики обучения, при необходимости внести изменения в организацию учебного процесса. С целью выявления уровня сформированности смыслообразования можно использовать «Шкалу выраженности учебно-познавательного интереса», также провести оценку уровня сформированности целеполагания, уровня сформированности учебных действий, уровня сформированности действий контроля и действий оценки. На основании результатов текущей диагностики заполняется Лист индивидуальных достижений «Лесенка достижений» на каждого учащегося. В текущем оценивании используются как субъективные или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.), так и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся, результатов тестирования. 4 этап - промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения) Цель промежуточной диагностики - оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения в следующем классе. Представляет собой тестирование, контрольные работы по предметам и комплексные работы на межпредметной основе. 5 этап - итоговая диагностика (в конце 4 класса) Цель итоговой диагностики - оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения в основной школе. Представляет собой итоговые контрольные работы по русскому языку и математике и комплексные работы на межпредметной основе. Для мониторинга представляется очень важным вопрос о периодичности проведения измерений, поскольку процессы, которые определяют изменчивость показателей, имеют разную динамику. Некоторые показатели, например, развитость психических познавательных процессов, имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет. Другие, например, удовлетворенность учебным процессом или мотивация обучения, изменяются очень быстро. Поэтому в конце учебного года необходимо проведение повторной диагностики сформированности школьной мотивации, определение сформированности самопознания и самоопределения, сформированности УУД. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдения. Практика психолого-педагогических исследований (Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг», 1993) показывает, что наблюдение является наиболее приемлемым методом диагностики, так как позволяет дать целостное представление о формирующейся учебной деятельности школьников. Данная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А. Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008). Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебных действий учащихся начальной школы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден и введен в действие 01.01.10. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785). Процедура проведения диагностического исследования 1. Учителя самостоятельно заполняют сводную таблицу по классу. 2. Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах. При этом процесс наблюдения ограничивается группой учащихся, не более 5 человек. 3. Опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности учеников педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий (см. таблица 1). Процесс наблюдения за учащимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней. 4. Каждому уровню соответствует свой балл: низкий уровень - 0, средний уровень -1, высокий уровень – 2. Таким образом, каждому показателю из группы познавательных УУД (общеучебных, логических, постановка и решение проблем) присваивается свой балл. Затем определяется средний балл по каждой группе УУД путем деления суммы баллов по всем показателям группы на число этих показателей. Результаты округляются до десятой доли. Баллы по частным и общим (всей группы) показателям заносятся в таблицу (см. таблица 2) по каждому ученику (соответственно его порядковому номеру по журналу). 5. В последней графе таблицы по каждому общему (по группе УУД) и частному показателю УУД указывается средний балл по классу. Таблица 1 Показатели сформированности познавательных универсальных учебных действий УУД класс Уровни сформированности Диагностика высокий средний низкий познавательные Общеучебные 1 Выполняет самостоятельно Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога Большинство умений не сформированы Наблюдение 2 Выполняет самостоятельно Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога (пересказывать и работать с информацией) Большинство умений не сформированы Наблюдение Опрос Выделять самостоятельность мышления 3 Выполняет самостоятельно Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом Наблюдение Опрос Контрольные задания 4 Выполняет самостоятельно Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты Методика определения уровня умственного развития (ГИТ) Логические 1 Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена «Найди отличия» (сравнение картинок) 2 Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам Не сформированы логические операции Выделение существенных признаков 3 Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий. Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей Тест «Логические закономерности» 4 Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе. Логические связи устанавливать не может. Недостаточно развита аналитико- синтетическая деятельность. «Исследование словесно-логического мышления младших школьников Постановка и решение проблем 1 Самостоятельно ориентируется в учебнике. Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела Задания проблемно-поискового характера 2 Хорошо ориентируется в изученном материале. Может самостоятельно найти нужный источник информации. Умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы. Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках. Самостоятельно не может определять круг своего незнания. Не может делать самостоятельные выводы Самостоятельные и практические работы 3 Делает самостоятельно Делает частично самостоятельно, частично с помощью Делать самостоятельно не может Самостоятельные и практические работы. Творческие задания 4 Делает самостоятельно Делает частично самостоятельно, частично с помощью Делать самостоятельно не может Самостоятельные и практические работы. Творческие задания. Проекты СПИСОК МЕТОДИК ДЛЯ МОНИТОРИНГА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД • «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). • Выделение существенных признаков (2 класс). • Логические закономерности (3 класс). • Исследование словесно-логического мышления (4 класс). • Методика определения уровня умственного развития (ГИТ) Таблица 2 Таблица сформированности универсальных учебных действий учащихся класса Показатели сформированности универсальных учебных действий № учащегося по списку в классном журнале Средний балл по классу I Сформированность личностных УУД 1 Сформированность учебно-познавательного интереса 2 Принятие и соблюдение норм школьного поведения 3 Самооценка 4 Нравственно-этическая ориентация 5 Эмоциональная отзывчивость II Сформированность регулятивных УУД 1 Действие целеполагания 2 Действие планирования 3 Действия контроля и коррекции 4 Действие оценки 5 Саморегуляция III Сформированность познавательных УУД 1 Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке 2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем 3 Умение делать выводы 4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков 5 Группировка и классификация объектов 6 Установление причинно-следственных связей 7 Умение выявить аналогии на предметном материале 8 Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем IV Сформированность коммуникативных УУД 1 Умение работать в паре и группе 2 Умение оформлять свою мысль в устной речи 3 Умение выразительно читать и пересказывать текст 4 Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми 5 Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности Портфолио обучающегося Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, который позволяет отследить динамику достижения планируемых результатов. Составляющие портфеля достижений могут быть оценены только качественно. К разработке методов и средств оценки сформированности познавательных УУД можно подойти и через применение типовых задач, которые предложены авторами (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов) в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», выпущенного в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения», реализованного Российской академией образования по заказу Федерального агентства по образованию. В основу типовых задач авторами издания «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» положены следующие критерии оценки сформированности универсальных учебных действий: • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. Согласно этим критериям в каждой типовой задаче прописан возраст, на который рассчитана предлагаемая методика. Например, для диагностики сформированности познавательных универсальных учебных действий в 1 классе: • знаково-символические действия методикой "Проба на определение количества слов в предложении" и методикой "Кодирование"; • моделирование, познавательно – логические и знаково-символические действия методикой "Нахождение схем к задачам" Однако уровни оценивания, предложенные в типовых задачах, в каждом конкретном случае отвечают определенной конкретной цели. Для преодоления этого препятствия можно привести уровни оценивания, предложенные в типовых задачах к единым критериям и единой терминологии. Например: • низкий – универсальное действие оценивается как несформированное; • средний – универсальное действие сформировано недостаточно; • высокий уровень – универсальное действие достаточно развито. В методике "Кодировка" целью является выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. Авторами также предлагается три уровня сформированности действия замещения, которые можно рассматривать как низкий, средний и хороший. В методике "Проба на определение количества слов в предложении" (С.Н.Карпова), авторами выделены следующие уровни оценивания: 1.Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы. 2. Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов. 3. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова верно, пропускают только или, предлог или союз) или полностью правильный ответ. Соответственно 1 уровень – низкий, 2 – средний, 3- хороший. В методике Нахождение схем к задачам (по А.Н.Рябинкиной) уровнями оценивания являются: 1.Не умеют выделять структуру задачи; не идентифицируют схему, соответствующую данной задаче. 2.Выделяют смысловые единицы текста задачи, но находят в данных схемах их части, соответствующие смысловым единицам. 3.Выделяют смысловые единицы текста задачи, отношения между ними и находят среди данных схем соответствующую структуре задачи. Соответственно 1 уровень – низкий, 2 – средний, 3- хороший. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. Беда в том, что не всегда педагоги понимают, осознают роль, значимость взаимодействия, сотрудничества с педагогом-психологом в достижении этих результатов. Необходимость реализации ФГОС НОО создаёт уникальную ситуацию сотрудничества учителя и педагога-психолога начальной школы, границы которой заданы в их новых квалификационных характеристиках, а содержание - наполняется теми задачами, которые необходимо решать совместными усилиями при исполнении ФГОС НОО. Психолог может быть полезен педагогу как специалист, понимающий закономерности развития и знающий возрастную психологию. И здесь актуален именно тандем психолога и педагога как синтез психологии и педагогики: работая вместе, педагог и психолог могут найти ответы на проблемные вопросы. Например, возникает вопрос развития самоконтроля школьников на уроке. Психолог может познакомить с теорией формирования учебных действий на основе концепции П. Гальперина, а затем вместе с педагогом спроектировать, через какие педагогические средства — задания, упражнения, приемы — формировать самоконтроль на уроке и отслеживать достижение результатов. Таким образом, именно совместная работа и консультирование выступают на первый план в направлении сопровождения педагогов. Какие запросы особенно актуальны и где нужны поддержка и участие психолога? Во-первых, как формировать УУД: самоконтроль, сотрудничество, планирование, рефлексию на уроке? И тут роль психолога — работая в тандеме, вместе найти ответы, как можно выстроить технологию, вместе понять педагогические способы действий, организовать внеурочную деятельность. Во-вторых, как отслеживать сформированность УУД? Для реализации данного запроса психолог вместе с учителем разрабатывает карту отслеживания сформированности универсальных учебных действий, которая затем будет использоваться учителем на уроке для мониторинга динамики формирования УУД. Также психолог может включиться в оценивание отдельных УУД, в частности личностных, как это фиксируется в рекомендациях по оценке УУД. Психолог может вместе с педагогом участвовать в проведении мероприятий в классе, развивающих мини-курсов, направленных на формирование УУД. Но опять-таки не забываем слово ВМЕСТЕ. И не менее важно: все мероприятия проводятся именно под реальные задачи класса, определяемые исходя из требований стандарта, проблем, актуального уровня сформированности УДД у учащихся класса. Алгоритм действий может быть таким: в соответствии с задачами параллели, класса, определяемыми стандартом и актуальной ситуацией развития, проектируются общие условия формирования УУД у учащихся и на этой основе проводится серия мероприятий, которые реализуются педагогом или тандемом «психолог–педагог». Работая с педагогами, психолог должен понимать, что он не подменяет собой завуча и методиста, а действует в тех рамках, которые напрямую связаны с развивающим процессом, и лишь отчасти касается содержания и предметных ЗУНов. Также психолог не встает в позицию «над учителем». Это диалог на равных. Требования к программам предполагают, что в них фиксируется, как и какие УУД учитель формирует на конкретном предметном материале, а также способы отслеживания результатов исходя из задач возраста. Психолог может оказать поддержку в прояснении способов, стратегий формирования, в разработке карт отслеживания, в подборе педагогических техник, заданий из предметных курсов, которые бы способствовали формированию УУД. Для достижения обозначенных задач психологу целесообразно использовать деятельностные формы работы с педагогами: ▪ обучающие и проектные семинары; ▪ консультации; ▪ совместная проектная деятельность с педагогом; ▪ посещение уроков с последующим совместным его анализом; ▪ совместное составление базы данных приемов формирования УУД; ▪ подготовка памяток, рекомендаций для педагогов. Таковы базовые направления деятельности психолога в рамках внедрения образовательных стандартов второго поколения. Вместе с тем, приступая к внедрению обозначенных направлений в школе, психолог и школа могут столкнуться с четырьмя .вариантами развития событий. 1. Роль психолога недооценивается, и к участию в новых стандартах он не допускается — «его не видят» 2. Психолога готовы привлечь к участию во внедрении стандартов, а сам психолог не видит здесь своей роли, не владеет инструментарием или не считает нужным идти на такое взаимодействие. 3. Администрация, педагоги считают, что психолог может через уроки психологии в одиночку «развить детей», и пытаются переложить ответственность на психолога. 4. Оптимальный вариант — психолога видят в качестве активного участника процесса и предлагают активно включиться в работу. Здесь важно, чтобы действия психолога были профессиональны и реально практико-ориентированы. Исходя из выше сказанного можно сделать следующий вывод: формирование и оценка УУД - общая ответственность учителя и психолога. | |
Просмотров: 8894 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|