Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Если приоритетом общества и системы образования является подготовка вступающих в жизнь в новом качестве молодых людей, то и результат образования наряду с общей грамотностью выпускника измеряется успешностью решения таких задач, как способность учиться в течение всей жизни, готовность к самостоятельным действиям и инициативность в принятии решений и т.п. Большие возможности для самостоятельного успешного усвоения учащихся новых знаний, умений и компетенций, включая «умение учиться», предоставляет освоение школьниками универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка. Таким образом, метапредметные результаты обучающихся – это и есть освоенные ими универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями [1]. Метапредметные результаты образования – это комплекс познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов. Особая роль в формировании у младших школьников умений учиться принадлежит познавательным метапредметным результатам, которые являются мостами, связывающими все предметы. Они предполагают достижение таких результатов как сформированность общеучебных универсальных действий (самостоятельное формулирование учащимися познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний и др.), логических умений (анализ, синтез, доказательство, выбор оснований и критериев для сравнения и др.) и умений ставить и решать проблемы. Познавательная метапредметная деятельность в начальной школе может включать в себя такие составляющие как: 1. Включение метапредметов в содержание учебных предметов начальной школы. Например, метапредмет «Знак» проходит через все дисциплины начальной школы. Младшие школьники сталкиваются с графическими изображениями, схемами, рисунками знакомясь с чертежами фигур, алгебраическими записями и различными способами записей задач на уроках математики; с картами на уроках окружающего мира; с условными способами обозначения частей речи на русском языке; нотами на уроках музыки и т.п. Поэтому на всех уроках необходимо учить учеников выстраивать «картинки» образов, способствуя развитию способностей схематизации, пониманию, построению и употреблению любых знаков и символов. 2. Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных познавательных метапредметных результатов. Во внеурочной деятельности в начальной школе могут быть реализованы такие программы как «Логика», «Учимся проектировать», «Основы исследовательской деятельности», «Развитие познавательных процессов и формирование УУД у учащихся начальной школы» и др. 3. Использование метапредметных заданий на уроках в начальной школе: представление информации в разном виде (таблицы, графики, рисунки, рекламные буклеты и др.); сочинение сказок, рассказов по темам уроков математики и окружающего мира; проведение экспериментов на уроках русского языка и математики и т.п. 4. Междисциплинарные проекты. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные проекты, направленные на достижение метапредметных результатов. Одним из таких проектов, может стать организация и проведение эвристических олимпиад для младших школьников. 5. Использование технологий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действии: решение задач на соответствие, технология мозгового штурма, технология развития критического мышления, обучение на основе учебных ситуаций, кейс-технология, метод проектов. Библиографический список 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. | |
Просмотров: 1521 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|