Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Интерактивные приёмы обучения, как средство развития критического мышления и активизации познавательной деятельности. Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определённых целей в любой области, является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учёбе школьников, необходимо сделать процесс обучения желанным. Труд детей начальных классов должен быть радостным, а уроки интересными . Но нельзя всегда развлекать, надо учить мыслить. На первых порах самостоятельная мысль мелькает слабо, неуверенно. Учителю необходимо создать атмосферу, чтобы эта неуверенность переросла в потребность думать, мыслить рассуждать. Атмосферу, которая может вдохновлять детей, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало. И создавать такую атмосферу мне помогают стратегии критического мышления . Проект развития критического мышления у детей на уроках чтения и письма – это совместная работа педагогов нескольких стран. Мир становится более сложным и демократичным. Молодые люди более чем когда- либо должны быть способны решать трудные проблемы, подходить к ним критически, иметь альтернативные мнения и принимать правильные решения. В этом изменяющемся мире для учащихся необходимо иметь способность анализировать информацию и решать, что является важным. Им необходимо понимать, какая информация им нужна или как собрать части информации в единое целое. Им надо уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную или ненужную информацию. Учащимся необходимо делать свои критические, творческие и результативные умозаключения в том мире информаций, с которым они соприкоснутся. Чтобы достаточно хорошо владеть информацией, учащиеся должны иметь практические мыслительные навыки, которые помогут им выбрать полезную и необходимую информацию, которая затем поможет им в их практической жизни. Короче говоря, они должны стать критически мыслящими людьми. Для получения осмысленного, прочного критического мышления учащиеся должны быть активно вовлечены в учебный процесс. Учебный процесс состоит из трёх основных этапов(стадий). Первая стадия Evocation. Побуждение к активной учебной деятельности. Здесь ученик активно вовлечён в воспоминания того, что он знает по данной теме или думает, что знает. Возникают вопросы, появляются попытки ответить на эти вопросы. Второй этап Realization. Это этап поиска ответов из опыта собственных знаний. Конкретная работа. Здесь ученик знакомится с новой информацией, он вовлечён в процесс изучения. Обычно, это работа над текстом или правилом. Читается текст методом «Insert» с использованием пометок: «V», «- », «?», «+». «V» - я это знаю, «- » - не знал этого, «?» - мне это не понятно, «+» - это главное, интересное. В начальной школе использую только «V» и «- ». Этот метод позволяет учащимся составить собственное понимание по прочитанному. На этом этапе проводится различного рода практическая работа. Третий этап Reflection. Рефлексия. Здесь учащиеся начинают выражать свои мысли и понятия через информацию, которую они получили. Они обмениваются мыслями, вследствие чего происходит обогащение словарного запаса. Расхождения во мнениях со своими товарищами помогает создать собственное мнение. Во время этапа рефлексии учащимся предлагаются различные варианты обсуждения: дебаты, дискуссии, составление информационных листов, диаграмма Венна, кластер. Можно использовать другие стратегии : ассоциации, пятистишие, дискуссионная карта, эссе и др. Работу в группах я проводила и раньше. Но она отличается от той, которую предлагает критическое мышление. Дети приняли такой вид работы с вдохновением. Сначала этот интерес был вызван возможностью пообщаться, свободно передвигаться по классу, проявить себя в роли лидера. Затем они стали спокойнее, серьёзнее воспринимать формы работы. Научились вовремя начинать и заканчивать обсуждение, помогать друг другу, переживать не только за свой успех, но и за успех всей группы. С большим интересом дети подходят к творческим работам. Особенно им нравится писать эссе, «Письмо от имени…», пятистишия, составлять кластер. После урока рассказывания в третьем классе на тему «Кошка» детям было предложено написать эссе «Я – кошка». Было написано много интересных сочинений. Например: Ахажанова Асем 3 «В» «Я кошка Мурка! Меня ругают за то, что я когтями царапаю ковёр, прыгаю на стол. Я сама чёрненькая, а лапки в белых носочках. Хвостик у меня чёрненький, а носик беленький. Я люблю сидеть на печке и спать с Алёной по ночам. Мне нравится гулять по улице и наблюдать за птичками. Меня боятся мыши, я хороший охотник. Хозяева меня любят, ласкают, а я мурлычу». Составление кластера по темам глагол, имя существительное, имя прилагательное помогает систематизировать полученный объём знаний. В дальнейшем дети пользуются ими как памятками. На уроках обобщения материала я использовала стратегию «Кубики». Тема разбита на разделы. На каждой грани кубика свой вопрос (задание). Дети бросают кубик. Каждая группа готовит ответ на вопрос, который выпал на грани кубика. Затем ответы объединяются в единую систему. Такой вид работы стимулирует мыслительную деятельность, формирует умение синтезировать информацию. Например, на уроке по теме «Имя существительное» (обобщение) каждая группа бросает кубик. На каждой грани кубика написано задание: 1. Значение имени существительного. 2. Основные морфологические признаки. 3. Грамматические категории рода. 4. Склонение имени существительного. 5. Роль существительных в предложении. 6. Грамматический разбор. Тема рассматривается со всех сторон, обобщается. На стадии рефлексии я часто предлагаю детям написать нерифмованное стихотворение из пяти строчек, в которых информация об изучаемом понятии (явлении, событии, теме) обобщена, свёрнута и охарактеризована вариативно, с различных позиций. 1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строка – описание темы двумя прилагательными или причастиями. 3. Третья строка – описание действий в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, характеризующая отношение автора к теме (чувства возникающие по её поводу). 5. Пятая строка – синоним или одно слово, выражающее самую суть темы. Например, пятистишие составленное после изучения темы «Глагол» в 4 классе. Глагол. Простой и сложный. Спрягается, изменяется, делает. Обозначает действие предмета. Главный член. На уроках критического мышления дети больше пишут. В результате развивается навык беглого письма . Систематические письменные работы с проговариванием, с акцентированием внимания на грамотном написании слов, повышают орфографическую зоркость. Чем больше дети пишут и вдумчиво читают, тем грамотнее их письмо. Выводы. Формируя интерес и познавательную активность учащихся, я выделила следующие показатели , по которым отслеживаю динамику развития: а) умение наблюдать, сравнивать, делать обобщения и выводы; б) интерес к поисковой и творческой деятельности; в) желание заглянуть за страницы учебника; г) интерес к написанию сочинений (эссе) и потребность в самостоятельной творческой деятельности; д) повышение орфографической зоркости и грамотности учащихся; е) обогащение словарного запаса. Если вначале дети не умели наблюдать, сравнивать, обобщать, не были увлечены изучением родного языка, не было желания получить дополнительную информацию, то постепенно произошли изменения в лучшую сторону. Это проявилось в активной подготовке заданий творческого характера, в улучшении качества сочинений, в количестве и качестве грамотно выполненных заданий. Учащиеся стали активно включаться в подготовку выступлений, которые требуют изучения дополнительной информации, появился интерес к выполнению нестандартных заданий. Дети научились рассуждать, доказывать, объяснять, выделять существенные признаки грамматических понятий, усваивать произносимые грамматические термины. Все это способствовало повышению качества успеваемости. Список литературы: 1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /под ред. Г.И. Щукиной. М.: - Просвещение,1984. 2. Джинни Л. Стил, Куртис С. Мередит, ЧарльзТэмпл, Скотт Уолтер. Структура развития критического мышления на протяжении всего курса обучения. Пособие 1 . 2003г. 3. Масырова Р.Р., Сембаева А.М. Внедрение педагогической технологии уровневой дифференциации знаний младших школьников // Начальная школа Казахстана, 2003. № 1 4. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик.М.: - Просвещение, 1993 г. 5. Фаберман Б., Мусина Р. Интерактивный приём обучения: образ результата // Перемена, журнал международной ассоциации чтения. Том 5, № 4, октябрь 2004. Источник: http://Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /под ред. Г.И. Щукиной. М.: - Просвещение,1984. | |
Просмотров: 1498 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|