Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Раздел 1. Обоснование фокуса. На первом коучинг занятии я предложила учителям подумать над необходимостью изменений подходов в преподавании и обучении, объективных предпосылках к этому, в связи с происходящими переменами в современном мире. В классах с русским языком обучения работает 9 педагогов. Стаж работы учителей более 20 лет. Возраст учителей от 39 до 62 лет. Наше учебное заведение №16 является средней общеобразовательной школой с гимназическими классами, со смешанным языком обучения. Начальная школа представлена 42 классами, из которых 13 классов с русским языком обучения, работает два методических объединения учителей начальных классов. Большинство учителей являются знающими специалистами, профессионалами, преданными своему делу. Педагоги имеют многолетний опыт работы в школе, у них устоявшаяся методика преподавания, свое видение методов и форм используемых в педагогической практике. Коучинг-занятие я сфокусировала на проблеме изменения инертности мышления коллег, направление их на переосмысление своей практической деятельности. Конечно, на заседаниях МО мы рассматривали методы и приёмы новых технологий, но на практике учителя использует лишь малую часть существующих методик. В основном это элементы развивающего обучения. Только у Т. В. на уроках я наблюдала групповую работу и взаимооценивание при проверке домашнего задания на уроках литературного чтения. Я считаю данную тему актуальной по следующим причинам: 1) Прежде, чем знакомить учителей с новыми технологиями, необходимо показать, почему возникла потребность в изменении подходов в преподавании; 2) Дать учителям возможность переосмыслить и пересмотреть свои подходы к преподаванию и обучению, их соответствие требованиям времени. Наш коллектив, учителей начальных классов с русским языком обучения, можно назвать семьёй. У нас близкие доверительные отношения не только в контексте работы, но и в личном плане. В последнее время у моих коллег не очень благоприятное психоэмоциональное состояние. Связано это и с большой загруженностью, но в первую очередь – это неудовлетворённость результатами своей работы. Вопрос о том, что необходимо менять подходы в обучении и преподавании созрел давно. Данная тема актуальна для моей школы, чтобы идти в ногу со временем, повышать профессиональный уровень педагогов, на высоком уровне формировать у учащихся ключевые компетенции. Раздел 2: Описание коучинг - занятия и оценивание преподавания. В процессе подготовки коучинг-занятия я определила для себя следующие цели: 1. Подвести педагогов к пониманию необходимости изменений в подходах преподавания и обучения, в связи с происходящими в современном мире переменами. 2. Помочь оценить и понять свои возможности. 3. Пробудить интерес к новым идеям в сфере образования. Для достижения этих целей было сделано следующее: После создания благоприятной эмоциональной атмосферы, учителя определили своё место на «Древе познания» в аспекте рассматриваемой темы. На стадии «вызова» участники занятия привели аргументы в пользу и против высказывания Сенека: «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Особенно сложно пришлось группе, опровергающей это высказывание. Так как большинство было согласно с данным афоризмом. Далее в группах учителя создали модель ученика будущего. На защиту проекта выходили парами, сами участники так решили. В своих моделях учителя отметили такие качества, как коммуникативность, целеустремлённость, разносторонность, информационные и мультимедийные умения, социальная адаптированность, стремление к познанию мира. Затем педагогам был предложен для просмотра видеоролик «Новый взгляд на систему образования». Данный видеоролик вызвал бурные обсуждения в группах. В одной группе все были согласны с идеями фильма, вторая группа в большинстве своей не восприняла информацию. Последовали предложения изменить не столько подходы в обучении, сколько саму систему образования, материальную и методическую базу, вооружить учителей знаниями ИКТ, уменьшить загруженность преподавателей, повысить материальную заинтересованность. Пришли к выводу, что при создании определённых условий в среде образования, учителя готовы менять подходы в обучении. На предложение изменить что-либо в своей модели «Ученика будущего», оставили всё, как было сделано ранее. Как подведение итогов обсуждения, участникам коучинг-занятия было предложено рассмотреть, какими основными умениями должен обладать человек 21 века, какие в связи с этим изменения предполагаются в ролях учителя и учащегося. Ресурсами для учителей стала презентация с моими комментариями. Далее была рассмотрена концепция конструктивисткой теории, как основополагающей теории Программы второго уровня и являющейся наиболее популярной и используемой в мировых системах образования. Ресурсами для этого явилась статья «Конструктивистская теория обучения в образовании и её характерные особенности". После самостоятельного изучения, обмена мнениями в парах, идеи статьи были обсуждены в группах. Затем по одному участнику от группы учителя осветили своё видение данной темы, озвучили то, что на их взгляд ценного заключено в конструктивисткой теории, как это согласуется с их педагогической деятельностью. Должны быть размещены фото с подписями. Изучение статьи. Создание постера. Презентация работы группы. Постер «Ученик будущего» На последнем этапе просмотрели видеоролик «Вместе мы сила». Участники занятия по желанию высказали своё мнение о смысле этого фильма в свете рассматриваемой темы. Далее они определили своё место на «Древе познания» ещё раз. Заполнили на флип-листах таблицу ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)автор Эдвард де Боно. В целом цели коучинга были достигнуты, учителя пришли к выводу, что изменения в подходах в преподавании и образовании необходимы, так как это является требованием современности, обусловленными изменениями, предъявляемыми к личности. Учителям была оказана поддержка в понимании того, что применение системы конструктивного обучения должно занимать ведущее положение, так как ведет за собой повышение показателей качества и превращение учебных организаций в школу мысли и интеллекта. Негативным моментом при проведении занятия было то, что во время обсуждения фильма «Новые взгляд на систему образования», я потеряла контроль над процессом обмена мнениями, не смогла вовремя перенаправить энергию одной из моих коллег в нужное русло. Она свела обсуждение к моментам, которые не освещались в видеоролике, чем вызвала горячие споры. Было потеряно время, и я не уложилась в установленное для занятия время. В результате, вместо составления кластера по статье «Конструктивное обучение в образовании и его характерные особенности», пришлось ограничиться выступлением по одному участнику от группы. В дальнейшем при планировании коучинг – занятия необходимо учитывать, то, что на обсуждение может уйти больше времени, чем предусмотрено, значит нужно включать меньше заданий и иметь дополнительные ресурсы на тот случай, если останется время. Раздел 3. Оценивание обучения учителей по отношению к идеям Программы 2 уровня. Результаты обучения учителей я считаю положительными. Так как об этом свидетельствуют их выступления, в которых они говорили о недостатках в своей преподавательской деятельности, о том, что при обучении современных детей необходимо использовать новые методы и подходы. Так, Т. В. в своём выступлении акцентировала внимание на том, что мы не развиваем детей, а даём всем одинаковую сумму знаний, которую каждый ребёнок усваивает по-своему. Л. У. предложила в дополнение к предлагаемым подходам своё видение решения проблемы. Так как каждому учителю ежедневно необходимо подготовиться к 4-5 урокам, и чтобы в контексте современных подходов это было выполнено наилучшим образом, нужно готовить уроки по параллелям: один педагог проводит русский язык, другой математику и т.д. Тогда возможно ведение уроков на самом высоком уровне. Также положительным результатом является и то, что учителя после занятия определили своё место на «Древе познания» на более высоком уровне, повысив свои знания. Но одна учительница поместила себя ниже прежнего уровня, пояснив это пониманием того, что уровень её знаний ниже, чем она предполагала. Это свидетельствует о том, что у педагогов произошла переоценка имеющегося опыта и одна из целей коучинга была достигнута. В рефлексии (Плюс –Минус –Интересно) учителя отразили своё мнение о результатах обучения. Все педагоги разместили свои высказывания на знаке «Плюс», пожелали, чтобы такие тренинги проводились регулярно, так как это позволяет повысить свой профессиональный уровень, даёт возможность общения, обмена мнениями, получения новых знаний. Такое отношении коллег к проведённому коучингу, принесло мне моральное удовлетворение и вдохновило на продолжение работы в этом направлении. Список использованной литературы: 1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Руководство для учителя (второй уровень), 2012. 2. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, 2012. 3. Мынбаева А. К., Садвакасова. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: Учебное пособие. 7-е изд., доп. - Алматы, 201. – 335 с. 4. Rodgers. J.(2004)/ Coaching Skills: A. Handbook [ Навыки коучинга: руководство]. Open University Press. Источник: http://АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Руководство для учителя (второй уровень), | |
Просмотров: 2760 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|