Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Внедрение модульного обучения как условие развития творческого потенциала личности преподавателя и обучаемого. На сегодняшний день во многих учреждениях образования остро стоит вопрос о повышении квалификации преподавателей. Одна из основных целей деятельности по дополнительному образованию педагогов заключается в создании образовательных условий для их профессионального роста, обеспечивающего решение задач современного профессионального образования. В условиях изменившейся парадигмы образования необходимо не просто совершенствовать возможности управления системой обучения, но и учитывать интенсивное влияние на эту систему инновационных процессов, которые объективно “сопровождают” основные положения государственной Концепции модернизации Казахстанского образования. Обновление содержания образования, повышение его качества во многом означают то, что все предметы, которые входят в структуру учебных планов специальностей, должны быть необходимы для усвоения последующих уровней образования, и востребованы в дальнейшей социальной и профессиональной деятельности личности. В системе профессионального образования акцент делается на подготовке специалистов, стремящихся к саморазвитию и самореализации, а также способных гибко реагировать на изменения рынка труда и активно влиять на социально-экономические и культурные перемены. Эти подходы определяют необходимость для образовательных учреждений обращения к новым педагогическим технологиям, целью которых является развитие способности обучаемых в совместной учебно-познавательной деятельности самостоятельно добывать и критически осмысливать новые знания, рассматривая преподавателя только как один из источников информации. На наш взгляд, с данной проблемой в полной мере может справиться технология модульного обучения, в настоящее время активно внедряющаяся в программы средних специальных и высших учебных заведений. Сердцевину модульного обучения составляет учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий студента; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации. Модульное обучение обеспечивает образовательные возможности студента в соответствии с его потребностями. Для эффективного обучения предполагается разнообразная организация учебной деятельности студента, при которой он сам опеpиpует учебным содержанием, где идет сознательное усвоение материала и развитие интеллекта. Новая парадигма модульного обучения - студент учится сам, преподаватель осуществляет мотивационное управление обучением. Меняется роль преподавателя, она требует мотивировать, оpганизовывать, кооpдиниpовать, консультировать, контролировать. Модуль обеспечивает развитие у студента интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умение управлять учебно-познавательной деятельностью.Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию, по темпу усвоения, уровню самостоятельности, методам и способам учения, способам контроля и самоконтроля. Принципиальные отличия модульного обучения от других технологий состоят в следующем: 1. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (модулях и учебных элементах), усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, студент получает от преподавателя советы в письменной форме как рационально действовать. 2. Изменяется форма общения преподавателя со студентом. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего. 3. Студент работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю. 4. Отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи студентам. Таким образом, целью модульного обучения является содействие развитию самостоятельности студента, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Модульное обучение, в первую очередь, базируется на деятельностном принципе: только тогда происходит осознанное усвоение учебного материала, когда он становится предметом самостоятельных системных действий учащегося. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует учащихся на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс. Во-вторых, модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если обучаемый выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или однокурсников-консультантов, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики обучающегося: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, осуществив переход в зону актуального развития. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи студенту, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В-третьих, в основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучаемого, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения. В ходе апробации технологии пришли к выводу, что модульное обучение эффективнее проводить на основе рейтинговой системы оценки знаний обучающихся. Рейтинг – это форма интегрального контроля качества учебно-познавательной деятельности учащихся, который представляет собой кумулятивный (накопительный) принцип оценивания успеваемости обучаемых по вынесенным на контроль «зачётным единицам». Кроме того, за весь курс обучения студентов может набрать дополнительно к обязательному количеству баллы творческого рейтинга на основе самостоятельной внеаудиторной работы. Общий результат обучения получается путём деления общей суммы баллов за все обязательные «зачётные единицы», включая зачёты и экзамены, на их количество. Данная система оценки знаний обучающихся более объективна, мотивированна и индивидуальна. Как и любая другая технология, модульное обучение имеет и свои отрицательные стороны. Но опыт её использования в учебном процессе даёт возможность сделать следующие выводы. Введение технологии модульного обучения в совокупности с рейтинговой системой оценки знаний, положенные в основу управления образовательным процессом, позволяют упорядочить, систематизировать и интенсифицировать систему обучения в лицее, увидеть “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса учащегося в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения, что, в итоге, даёт возможность более объективно выявлять уровень и качество образования субъектов образовательного процесса. - Принципиальное отличие модульного подхода от традиционного — в изменении вектора движения: мы идем от содержания профессиональной деятельности к содержанию профессионального обучения, а не наоборот. Современные условия требуют от нас иной позиции, чем та, когда дается определенное квалификационное удостоверение и молодой человек на предприятии постепенно доучивается. Сегодня в профессиональном обучении нужен максимально точный прицел на требования, предъявляемые в рамках определенных стандартов к конкретной профессии, а отсюда — требуется изменение наших педагогических технологий. Как строятся блок-модульные учебные программы? — Начальный этап — это анализ содержания профессии. Причем содержание профессии представляется в виде совокупности трудовых заданий. Чтобы выполнить трудовое задание, необходимо совершить ряд трудовых операций. В дидактическом плане трудовому заданию соответствует учебный модуль, а трудовой операции — более мелкая компонента, которая называется дидактическим учебным элементом. То есть учебная информация по обучению какой-то конкретной профессии или специализации жестко структурирована и представлена в виде учебных модулей и входящих в них учебных элементов. При модульном обучении идет диалог преподавателя и студента. Следующая проблема — психологическая. Преподавателю очень сложно отойти от репродуктивного уровня подачи материала, от принципа «делай как я, и не иначе». Трудно представлять себя не диктатором, а наставником, который видит личность и проблему каждого, который готов вовремя подойти и помочь. Те, кто использует данную методику, на прежние позиции возвращаться не хотят. Не случайно, наверное, модульное обучение давно и широко применяется в средней, высшей школе и системе начального профессионального образования Западной Европы. | |
Просмотров: 1494 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|