Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
АКТ-ны педагогикалық үдерісті жетілдіру ушін қолдану –оқушылардың функционалдық сауаттылығын қалыптастыру үшін тиісті жағдай. Использование ИКТ в совершенствовании педагогического процесса- необходимые условия для формирования функциональной грамотности школьника. Учитель математики и информатики Касымканова Алия Сериковна СОШ №42 им. М.Ауэзова. Главой государства Н. Назарбаевым поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. ХХI век — век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально — экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Ключевые компетенции — это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленные в ГОСО и учебных программах. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети интернет. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на школьном уроке. Сегодня, пожалуй, каждый учитель может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Мы убеждаемся, что использование ИКТ на уроке позволяет представить изучаемый материал школьникам наглядно, красочно, информативно, интерактивно, одновременно, экономит время учителя и ученика. Кроме того, создаются условия для ученика, позволяющие ему работать в своем темпе, а учителю - общаться по необходимости с учениками дифференцированно и индивидуально. На таком уроке появляется возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Не случайно, работая учителем математики и информатики одновременно, выбрала тему самообразования «Использование информационных технологий на уроках в школе», связанную с указанной выше актуальной проблемой формирования информационной и компьютерной грамотности. Цель моего исследования – отбор содержания, форм и методов обучения, способствующих эффективному развитию функциональной грамотности и достижению нового результата обучения посредством применения ИКТ. Задачи, которые я определила в ходе работы по теме самообразования, прежде всего, связаны с изучением теоретической, методологической и методической литературы по развитию функциональной грамотности школьников через использование ИКТ. Работу по внедрению ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) осуществляю по следующим направлениям: во-первых, создаю презентации и флипчарты к урокам, во-вторых, большую работу веду с ресурсами Интернет, используя различные обучающие программы, в-третьих, разрабатываю собственные программы и апробирую на уроках Кроме того, важной частью исследования является составление и конструирование медиауроков. Моя творческая лаборатория регулярно пополняется медиатекой, аудиотекой, видеотекой, Интернет-коллекциями по математике для 5 класса, а также разработками индивидуальных заданий, обучающими программами и тестами, электронными диагностическими заданиями. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики и информатики возможно через формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ. В эпоху цифровых технологий компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности,способствует достижениюшкольниками ключевых и предметных компетенций на уроках математики и информатики. Необходимым условием успешности являетсядеятельностный характер обучения, развитие самостоятельности и ответственности учеников за результаты своей деятельности на основе ИКТ. Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Общеизвестно, что теоретическая подготовка и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся позволяют повышать уровень технологической компетентности.Поэтому стараюсь использовать в обучении моих учеников инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т.е. в том числе и дистанционного обучения, а также применять on-line уроки лучших преподавателей. Убеждаюсь на практике, что главное достоинство компьютерного проектирования, использование мультимедийных презентаций, позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. На сегодняшний день в моей методической копилке имеются презентации и флипчарты по таким различным темам, как: «Действия над натуральными числами», «Уравнения», «Угол, величина угла», «Основное свойство делимости», «Наибольший общий делитель», «Обыкновенная дробь. Запись и чтение обыкновенных дробей», «Сокращение дробей», «Сравнение обыкновенных дробей», «Рациональные дроби. Сокращение дробей», «Информация и информатика», «Алгоритмы и свойства алгоритма», «Арифметический квадратный корень» и многие другие. Активно использую возможности ресурсов сети интернет: электронную почту, поисковые системы, электронные конференции, - ведь сейчас это становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки информационной грамотности. Они уже не испытывают трудности, целенаправленно ведя поиск информации и систематизируя ее по заданным признакам. Они способны видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. Еще одним средством обучения, позволяющим повысить эффективность и качество каждого урока, является интерактивная доска программного обеспечения ACTIVINSPIRE(программное обеспечение, предназначенное для интерактивной доски). Навыки по использованию интерактивного оборудования приобрела в 2013 году, обучаясь на курсах повышения квалификации. Уже третий год успешно использую эти знания на своих уроках по математике и информатике. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. В педагогическом словаре Русиновой Л.П. указано, что функциональная грамотность характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Поэтому, разрабатывая по результатам работы по теме самообразования электронный учебник по разделу «Обыкновенные дроби и действия над ними», особое внимание уделила заданиям на формирование практико-ориентированных знаний. В электронном пособии наглядно показаны все основные действия над обыкновенными дробями. Электронный учебник разработан в среде программирования Delphi, содержит теоретические вопросы и практические задания, рассчитанные на 10 уроков. Каждый урок включает в себя разнообразные задания. Теоретические знания по правилам сложения и вычитания обыкновенных дробей, продолжение ряда чисел, построение логической цепочки. Использование ИКТ начинаю с анализа темы, методов подачи материала, выделения проблемных моментов и путей их разрешения. При этом продумываю возможность разнообразить тип урока через применение ИКТ. Разумеется, применение ИКТ должно быть методически обоснованно. Обобщая накопленный опыт, я выделяю три варианта применения НИТ: а) использование программ – тренажеров; б) использование программ – тестов; в) компьютерный эксперимент. Применение тренажеров позволяет учитывать индивидуальный темп работы обучающихся, сократить время выработки необходимых навыков, увеличивать количество тренировочных заданий, повысить мотивацию учебной деятельности, а главное, при такой организации контроля ученик сам управляет учебным процессом. Программы –тестов применяются для обобщения и закрепления изученного материала. Работа, связанная с проверкой тестов и их отработкой, возлагается на компьютер, что освобождает время учителя. Компьютерный эксперимент осуществляется через применение технологии компьютерного моделирования, что лучше всего производится на конкретных задачах. Например, очень часто на уроках математики при работе с графиками ученики находят точки пересечения, при этом тратят время на построение одних и тех же графиков (навык построения графиков уже отработан), но благодаря компьютерной программе, работающей с электронными таблицами, это очень быстро сделать. Благодаря экономии времени дети решают большее количество задач с применением технологии компьютерного моделирования. Преимущество использования компьютерного эксперимента мы видим в следующем: надо всего один раз программировать электронную таблицу, а затем, меняя входные данные, автоматически получать результаты вычислений. За урок мы можем провести несколько экспериментов, проанализировать их, построить графики. Построенная графическая модель позволяет не только механически решить задачу, но и доказать наличие единственно возможного решения или наоборот наличие нескольких вариантов решения. Работа с интерактивной доской облегчает работу при создании наглядных пособий, организации фронтального контроля, позволяет многократно демонстрировать видеозаписи. Подсветка и затемнение экрана акцентируют внимание учащихся при объяснении нового материала, удачно используются в контроле знаний. Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого перехода на 12-¬летнее образование зависит от обновления содержания образования, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в учебных и практических ситуациях. Кроме того, функциональная грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей школьников творчески мыслить и находить стандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Библиографический список 1. Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. 2. Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. 3. International and Regional Documents on Adult Education. Anthology of Texts with Comments. Bonn, 2003. P. 25. GlossaryofAdultLearninginEurope. Hamburg, 1999. P. 90; Зарубежный опыт реформ в образовании: Аналитический обзор (материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации). М., 2001. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социол. Исслед. 2006. N 12. 4. Мещерякова И.А. Функциональная неграмотность. Психологический словарь. // http://www.anypsv.ru/glossary/funktsionalnava-negramotnost 5. В.С. Безрукова. Основы духовной культуры. (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000 6. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс понятия и термины. - Москва, 2006 7. Терминологический словарь современного педагога. - М.: 1999 8. Национальный план действий по формированию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг // www.edu.aov.kz/fileadmin/user upload/news/prezentacija k vvstupleniiu ministra.pptx | |
Просмотров: 2136 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|