Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Анушкина О.В., Асютина Е.Н. Государственное учреждение средняя общеобразовательная школа№ 28, начальные классы. Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи.А это и есть компетентностно-ориентированные задания. Актуальность В эпоху высочайшего динамизма, интенсивного развития средств коммуникации, интеллект человека, его способность к преобразующей, созидательной деятельности становятся основным капиталом общества. В этих условиях одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности - активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация к познавательной деятельности. Cоответственно, принципиально меняются цели образования: смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход Основные понятия: компетенция- готовность использовать знания, умения, обобщённые способы деятельности в реальной действительности; компетентность- результат образования (совокупность компетенций). Строится на: изменении организации традиционного урока; включении специально организованной деятельности обучающихся в образовательный процесс. реализуется через: современные образовательные технологии; компетентностно-ориентированные задания. Цель нашей работы: Формировать информационную компетенцию через освоение учащимися способов работы с информацией. Задачи: - Создать соответствующую образовательную среду для овладения учащимися способами работы с информацией. - Обеспечивать целенаправленное, планомерное развитие личности каждого ребёнка. - Создать обучающую среду, основанную на взаимном уважении с целью формирования устойчивого стремления и умения учиться самостоятельно. Ожидаемые результаты обучения: 1.Предметные - овладение первоначальными представлениями по предмету; -умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения поставленных задач. 2.Общепредметные: -принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3.Ключевые: -активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, разрешения возникающих проблем. Модернизация системы образования в Казахстане направлена на приведение результатов её деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности. Реализация ключевых компетентностей позволит гражданину успешно адаптироваться в условиях экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений. Достижение нового результатаформирования ключевых компетентностей - является приоритетной задачей педагогического коллектива школы №28 на период 2011 – 2014 г.г. Слова учителя – исследователя Г.И.Гончаровой: «Настоящий урок-это совместный поиск истины учителем и учеником. Где этого нет, там скука» отражают суть компетентностного подхода, т.е. овладение учащимися определенным набором способов деятельности. В связи с этим естественна проблема учительства: как применить компетентностный подход на практике? В современных условиях учителю необходимо привить учащимся навыки практических действий, формируя общепредметные компетентности. Этому способствует использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий. Их использование позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменить характер его работы, позицию и характер деятельности учителя, взаимоотношений между педагогом и учеником. КОЗы позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала, изучение нового программного материала, без предварительного объяснения учителядополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников. Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей, изучаемого материала. Требования к проведению компетентностного урока 1. Изменить формы и технологии обучения, которые помогут создавать ситуации неопределенности, выбора. 2. Учебный материал отличается проблемностью. 3.Создание ситуаций, которые должны быть жизненно важны для ученика, которые найдут отражение в социальном опыте. 4. Конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным. 5. Учебная деятельность должна иметь исследовательский и практико-ориентированный характер. Организуется работа в деятельностном режиме 6. Организация всевозможных практикумов, реализация ученических проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников. 7.Самостоятельное добывание знаний учащимися. 8.В ходе образовательного процесса выстраивание партнерских отношений. Дети должны получить права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности учреждения. 9.Школа должна приобрести характер открытой системы, более тесно связана с окружающим социумом. 10. Дети осуществляют самооценку учебной деятельности Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных. Учащимся необходимо осваивать способы работы с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; систематизировать и обрабатывать информацию. С целью формирования информационной грамотности учащихся как совокупности знаний, умений, навыков поиска, оценки, организации и представления информации мы используем компетентностно-ориентированные задания. Создание КОЗ подчинено определенным требованиям к его структуре и содержанию. Структура КОЗ предполагает наличие следующих структурных частей: - Название задания - Аспекты формируемых ключевых компетенций - Стимул (если …, то …) - Личностно-значимый познавательный интерес (задачная формулировка) - Источник информации по данному вопросу (текст, таблица, график, статистические данные и т.п.) - Задания (вопросы) по работе по данной информации - Бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ) - Модельный ответ Инструмент проверки (оценочный бланк, ключ) Стимул – мотивирует ученика на выполнения задания, включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации. - Мотивирует учащегося на выполнения задания; - Моделирует практическую, жизненную ситуацию - При необходимости может нести функцию источника информации Стимул должен: -Быть кратким (не более трёх предложений) -Не отвлекать учащегося от содержания задания Задачная формулировка – понимается однозначно, чётко соотносится с модельным ответом (шкалой), соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. (Мы должны проверять то, что предписывали в задачной формулировке) Источник информации - содержит информацию, необходимую, для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. (Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся). На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания. Бланк – задаёт структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Инструмент проверки – определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. Инструментом проверки может быть: -Ключ – используется для тестовых заданий закрытого типа. -Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом. -Аналитическая шкала – используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом. -Бланк наблюдений за групповой работой - используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом | |
Просмотров: 1003 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|